Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гадалейская средняя общеобразовательная школа»

Выполнила:
Ученица 10 класса
Говорина Анастасия

Дать представление о
фольклоре материнства и
детства как разновидности
детского фольклора.

1.Рассмотреть происхождение,
содержание, сюжет, образную
систему
колыбельных песен и прибауток.
2.Проследить за механизмом
действия пестушек.
3.Представить структуру потешек.

Славянские названия колыбельных
песен восходят к глаголам
колыбать, кохать, колебать,
качать, зыбать.
В северных губерниях России
колыбельные песни назывались
«байками» от байкать, убаюкивать.

В колыбельный период ребенок
воспринимает только ритмичную
мелодию и соответствующее ей
движение. Заметив, что при
ритмичном покачивании ребенок
засыпает быстрее, человек создал
колыбель.

Произошли из охранительных заговоров, которые
должны были защитить ребенка от бессонницы,
болезней, действий враждебных сил.
Ходит сон по сеням, Если младенец не засыпал, то
А дрема по терему,
винили Сон и Дрему.
Ищет Валю в пологу,
На гибком качелю.
Глупый Сон, Сон!
Сон говорит:
Неразумная Дрема!
«Надо Валю усыпить».
Мимо ты ходишь,
А дрема говорит:
Колыбели не находишь.
«Надо Валю удремить».
Сон да дрема,
Тогда Сон и Дрему просили
Накатитесь на глаза.
прийти к ребенку:
Сон да Дрема,
Приди к Ване в голова.
Сон да Дрема,
Накатися на глаза.

Особенности композиции
колыбельных песен
напоминают заговоры:
представителям иного мира
обещают подношение, а взамен
просят сон и благополучие.
Жертвой может выступать
и ребенок:
Возьми, возьми маленькую
Туути, дочку, в край Туони,
Будет в Манале невеста".

В колыбельных песнях
присутствуют и такие
свойственные заговорам
особенности, как обращения
к животным:
«Курица, возьми бессонницу
у (имя), дай свой сон».

Баю, дитятко,
Качаю тебя,
Чтоб ты спало,
Не плакало
И матушке
Покой дало.
Бросим тебя в пруд,
В Дунай реку,
Хватай его водяной.

Байки, побайки,
Куплю матери
китайки,
Отцу кумачу,
Братцу бархатцу,
Сестре ленточку,
Дедке - сапоги,
Бабке – коты.
Ей к обедне ходить.

Купим сынку валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Достанутся ребенку и гостинцы:
Под подушкой калачи,
В руках прянички,
В щечках яблочки.

Главным персонажем славянских колыбельных песен
является кот. Он становится первым объектом
наблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает
внимание своими движениями, игривостью, мягкой
шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с
присущими ему внешними признаками, повадками и
привычками:
Котик, коток,
Серый хвосток,
Шейка твоя белогорлистая.
Вместе с тем кот занят своими обычными делами:
Сирый кит
На колодку скик,
Зпиймав мышку,
Пустив у колыбку,
Мышка буде грати,
Ваня буде спати.

Кота уговаривают не ходить
к чужим детям:
Не качай ты, коток,
Чужих деточек
Малолеточек.
Поди к нам ночевать
Да Ванюшу качать.
Кот осердился,
На печку спать ложился,
Онучи в голову клал
И Ванюшу не качал.

Приобретая человеческие
качества,
кот совершает
обычные повседневные
действия,
выполняет
традиционную домашнюю
работу:
Кошка лыки дерет,
Коту лапти плетет.
Или:
Вымети сени,
Вымый ложки,
Погуляй трошки.

Иногда кот ведет себя как воришка,
слизывает сметану, творог.

Повадился коток
По сметану, по творог.
Как увидели кота
Два лакея из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ударили чоботом.

Если в колыбельной песне
большинство мотивов
непонятны ребенку, то поэзия
пестования четко связана
с интересами, запросами и
потребностями ребенка.
Поэтому ее считают
собственно детским фольклором.

Пестушками называют короткие приговорки или песенки,
сопровождающие игровые движения или физические упражнения
(потягивание, разведение рук, тормошение, поглаживание,
подбрасывание, щекотание). Они помогали «установить
эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо
нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучали
языку и мелодике, давали первые представления о реалиях
окружающей действительности».
Каждый этап развития ребенка сопровождался
соответствующей пестушкой. Когда проснувшийся ребенок
потягивается и расправляет свое тельце, его поглаживают и
говорят:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки фатунющки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Сводя и разводя ручки ребенка, произносят другую пестушку:
Тяни холсты,
Потягивай,
В коробочку
Покладывай.
Переваливая головку ребенка с ладони на ладонь, приговаривают:
Валяй, валяй коровай,
Пришел к бабе пономарь.
Дай, баба, теста,
Нет в печи места.
Когда ребенок пытается встать на ножки, ему помогают:
Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке - годок!

Чтобы приучить ребенка стоять без опоры,
припевают, взяв его за обе ручки:
Ай, деточка, попляши,
Твои ножки хороши,
Нос сучком,
Голова крючком,
Спинка ящичком.
Когда ребенок делает первые шаги, то поется следующая потешка:
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?»
В лесок на мошок
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ребенок начинает бегать, делают вид, что догоняют его и
приговаривают:
Я точу, молочу
На чужом гумне.
Ко мне курочка пришла,
Куропаточка пришла.
Я девушку нагоню,
Я красную нагоню,
За себя ее возьму.

Большое количество текстов связаны
с подбрасыванием ребенка на руках
и качанием на коленях.
Тюшки, тютюшки,
Овсяные лепешки,
Пшеничный пирожок,
На опарушке мешон,
Высокохонько взошел.

Сажая ребенка на колени и подбрасывая его,
напевают «Петровну»:
Бабушка Петровна,
Поехала по бревна,
Вскачь погонила,
Бревно уронила,
Ногу изломала,
Как старику показать.
Шубной рукав привязать.

Плачущего ребёнка обычно успокаивали,
показывая ему «козу»,
т. е. бодали, наставив на него
вытянутые указательный палец
и мизинец, при этом приговаривали:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая;
Ножками - топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Забодаю, забодаю.

Потешки обычно начинают рассказывать на втором году
жизни, когда ребёнок овладевает словарным запасом,
произносит первые слова. Во время игры используют пальцы,
руки или какие-либо другие части тела ребёнка и взрослого.
Они обозначают самые разнообразные предметы и действия.
Самой популярной игрой, сопровождающейся
соответствующим словесным приговором, считаются
«Ладушки». Обычно взрослый усаживает ребёнка на колени и,
взяв его руки в свои, то сводит, то разводит их, изображая полёт
птиц. Действие завершается следующим образом:

Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Бабушка добренька,
Кашка вкусненька,
Попили, поели
Шу-у-у! полетели,
На головку сели!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам
Отдала.
Этому дала (перебираются все пальцы),
Этому не дала (трогают мизинец).
Зачем дров не пилил,
Воду не носил.
Пошел сам искать,
Здесь водица холодненькая,
Здесь тепленькая,
Здесь горяченькая,
Здесь кипяток, кипяток.

Потешки входят как составляющая
самостоятельной игры.
Похлопывая ребенка по спинке
между лопаток, приговаривают:
«Что в горбу?»
- Денежка.
«Кто наклал?»
- Дедушка.
«Чем он клал?»
- Ковшичком.
«Каким?»
- Позолоченным.

Прибаутками называют «маленькие,
элементарно построенные сказочки,
доступные детям в раннем возрасте.
В них рассказывается незамысловатая
история с элементарным сюжетом.

- Ты коза, коза, коза,
Лубяные глаза,
Где, коза, была?
- Жеребят пасла.
- Где жеребята?
- В гору ушли…

Приобщение ребёнка к народной культуре
начинается с детства, где закладываются
основные понятия и примеры поведения.
Культурное наследие передаётся
из поколения в поколение, развивая
и обогащая мир ребёнка.
Фольклор материнства и детства является
уникальным средством для передачи
народной мудрости детям на начальном
этапе их развития.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.