Имидж лектора и публичного выступления (42715)

Посмотреть архив целиком














Имидж лектора и публичного выступления



План


1 Внешний облик (внешность, манеры, поза, жесты)

2 Голос (звучность, темп, тембр)

3 План – основа композиции.

4 Методы изложения материала.

5 Приемы привлечения внимания аудитории.

6 Недостатки композиции



1 Внешний облик (внешность, манеры, поза, жесты)


Английское слово «имидж» означает «образ». Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, т.е. образ. Для преподавателей мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к лектору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Искренняя речь, глубокое переживание лектора от взаимного общения с аудиторией, добросовестность в выполнении своего долга перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы.

С неказистой внешностью лектору приходится только мириться, но «с лица не воду пить». Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле быть на высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановке. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, должны освободить карманы от ненужных вещей, убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки, появиться перед аудиторией подтянутыми, застегнутыми на все пуговицы. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставить дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

Надлежащие манеры лектора имеют более существенное значение, чем его внешность. Он может заставить слушателей забыть о своей внешности. Группа слушателей – нечто большее, чем скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Слушатели предъявляют к лектору особые требования: они предоставили ему главную роль – лектор должен с этим считаться. Он должен держать себя уверенно, решительно, но скромно и уважительно по отношению к слушателям. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Лектор – живой человек, а не говорящий автомат. Он должен овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу, быть воодушевленным своими убеждениями. Дело лектора – наладить контакт со слушателями.

Как только лектор приступает к изложению материала, он не должен суетиться, спокойно направляться к избранному месту (необходимо заранее тщательно выбрать место, с какого придется говорить).

  • Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не исправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

  • Не начинайте лекцию, пока не займете удобное и устойчивое место.

  • Изберите одну из принятых форм обращения.

При чтении лекции необходимо:

  • Следить за выражением своего лица. Лицо лектора должно быть серьезно, но не хмурое и отчужденное. При подготовке к лекции крайне необходимо практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время её чтения. Изучайте свое лицо. Если от напряжения на нем «застывшее» выражение, то упражняйтесь в ослаблении лицевой мускулатуры.

  • Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью, вдохновленностью, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

  • При чтении лекции надо придавать значение позе. Далеко не все лекторы знают, как правильно стоять. Ноги расставлены на 15-20 см в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед, упор не одинаков на обе ноги, в наиболее выразительных местах речи делается на носок, колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения, руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Переместите упор на правую ногу, а затем выступите левой, практикуйте отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Более выразительные места речи должны подчеркиваться движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки; отступлением на короткий шаг. Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер, рук и ног. Жесты тоже «говорят», усиливая эмоциональное звучание речи. Никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Жесты бывают:

  • выразительные (для выражения душевных движений);

  • описательные (показ скорости и вида движения, размеров, тенденции роста или падения);

  • указующие .

Лекторы, обладающие артистичностью, часто пользуются подражательной жестикуляцией.

Правила пользования жестами:

  • жесты должны быть непроизвольны;

  • жестикуляция не должна быть непрерывна;

  • управляйте жестами – никогда жест не должен отставать от слова;

  • вносите разнообразие в жестикуляцию;

  • жесты должны отвечать своему назначению.

Лучшая черта во внешнем облике лектора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторским манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от лекции.


2 Голос (звучность, темп, тембр)


Голос – это мы и наши мысли. Существуют три категории лекторов: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать» (П.Сопер). Каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками.

Голосовой аппарат состоит из четырех частей:

  • дыхательные органы – это легкие, мускулатура, втягивающая и вытягивающая воздух в легкие и его из них;

  • вибраторы – это голосовые связки. Они расположены горизонтально в дыхательном горле, где оно переходит в гортань;

  • резонаторы – включают гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок;

  • артикуляторы – язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо, которые образуют из звуков слова. Они создают следующие элементы голоса: звучность, темп, высоту, тембр, артикуляции (вместе с произношением).

Каждый из пяти элементов голоса зависит от состояния частей голосового аппарата оказывает влияние на остальные элементы.

Звучность голоса помогает лектору доносить речь до всей аудитории. Основа звучности голоса – правильное дыхание. Существуют специальные упражнения по постановке дыхания и улучшения звучания голоса.

Необходимо при произнесении речи выбрать правильный темп. В понятие темпа входят:

  • быстрота речи в целом;

  • длительность звучания отдельных слов;

  • интервалы и длительность пауз.

Скорость речи разнообразна. Она зависит от особенностей самого лектора и характера речи. Старайтесь придерживаться темпа 150 слов в минуту. Речь должна быть неторопливой, не слишком возбужденной, уверенной, не вялой.

Длительность звучания отражает глубину переживания, смысловые оттенки. При правильном применении пауза полезна во многих отношениях. Она облегчает дыхание, дает возможность осмыслить высказанную мысль, сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Пауза применима между отдельными элементами речи (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями), оттеняет наиболее существенный слова, способствует ритмичности речи.

Звук обладает характерной окраской (тембром), которая определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует. Во всем мире не существует двух человеческих голосов, звучащих одинаково. Невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения. Как и многое другое, тембр зависит от психического состояния лектора.

Недостатки тембра: одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. Все их можно приуменьшить, используя специальные упражнения.

В своей речи необходимо следить за правильным произнесением звуков и правильным произношением. От дурного произношения можно избавиться, изучая тщательно и систематически словари, внимательно прислушиваясь к речи образованных людей, много читая. С плохим произнесением следует бороться, критически прислушиваясь к своей речи и упорно упражняясь в достижении четкости и членораздельности. Голос должен отражать чувства и ощущения.

Само появление лектора оказывает психологическое воздействие на аудиторию –оно должно настроить студентов на успех лекции, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но лектор такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний лектора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связанно с выступлением в аудитории.


Случайные файлы

Файл
83493.rtf
139267.rtf
72542.doc
45843.rtf
22481-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.