Речь и этикет (42134)

Посмотреть архив целиком

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева


Институт повышения квалификации и переподготовки кадров


Факультет экономики и права






РЕФЕРАТ


«РЕЧЬ И ЭТИКЕТ»








Выполнила: студентка

Шварц Ю.Н.


Проверил: Шигуров В.В.




САРАНСК 2005


СОДЕРЖАНИЕ


1. Что такое речь?

    1. Функции речи.

    2. Разновидности речи.

    3. Речь и язык.

2. Этикет речевого общения и этикетные формулы речи

2.1. Речевой этикет

Список использованных источников


1. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ?

Никто никогда не мог достичь

ни блеска

ни превосходства в красноречии

без науки о речи и, что еще важней

без всестороннего образования.

Цицерон


Воспитание речи в еще большой мере,

чем всякое другое воспитание, удается

не путем корректировки с позиции

интеллектуального превосходства, а

лишь благодаря образцовым примерам.

Гадамер


Есть только одно благо-знание и только

одно зло-невежество.

Сократ


За термином «речь» в методической литературе закрепились два основных значения. Так, по определению психолога В.А. Артемова, «речь является процессом выражения мысли человека ,его чувств ,желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе обращения в различных видов деятельности и общественных отношений».

Процесс выражения мысли и чувств –это деятельность говорящего (пишущего). Речью называют также продукт этой деятельности - высказывание, тест, который предполагает наличие определенной внутренней (смысловой), внешней (языковой)конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.

Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений, пр.) Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания предоставляет собой способ формирования мысли и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека.

Ведущими функциями речи является коммукативная (или функции общения) и эксперессивная (или функция выражения мысли).


1.1 ФУНКЦИИ РЕЧИ.


Ведущий оказывается референтная (в иной терминологии номинативная, денотативная, когнитивная) функция обозначения явлений действительности.

Второй по важности признается эмотивная функция, то есть ориентированная на говорящего и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или ее эмоциональной реакции на ситуация общения. Эмотивная функция обнаженно проявляется в междометиях, интонации, пронизывает в ее уровни языка.

Оринтация на адресата, то есть апеллятивная (или конативная, от лат. conatus-попытка) функция, в наиболее в чистом виде выражается такими формами, как обращение и побуждение.

Речевой контакт, необходимый для общения, обслуживается фатической функцией (от лат. for futussum furi-говорить). Она реализуется такими, которые имеют целью завязывание, продолжение или прекращение общения. Термин “фатическое (или контактоустанавливающее) общение” был введен применительно к диалогам, беседам, целью которых являются создание “уз общности” путем простого обменивания словами;ср.:”Ну что, брат Пушкин?” –“Да так, брат”,-отвечает бывало ,”Так как-то все”(Н.В.Гоголь).К функции Р.Якобсон относит так же высказывания, имеющие целью проверку каналов связи.

Установка на то, чтобы сообщение своей формой и содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, создает поэтическую функцию, которая, отвечая основной направленности художественного текста, присутствует и в повседневной речи. Она проявляется в стремлении говорящего к ритличной речи, образности выражения. Апеллятивная функция проявляется не только в художественном стиле, но и в публицистическом, цель которого влиять на поступки людей.

Культуроносная, или кумулятивная, функция речи проявляется в том, что язык не просто передает некоторые сообщения, фиксировать и сохранять информацию о постигнутой человеком действительности.

Следовательно, работа над культурой речевого общения позволяет помочь детям не только овладеть способами коммуникации, выражения мысли (чувств, переживаний), но и проникность в национальную культуру, получить огромное духовное богатство, хранимое языком.


1.2. РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ


Как видим, разные функции (задачи речи) обусловливают разное использование языка, разные высказывания. Поэтому одним из подробно разработанных понятий является понятие о разновидностях речи, которыми овладевают младшие школьники на соответствующем этапе обучения.

Так, в I классе при обучении созданию высказываний в центре внимания оказываются такие виды речи:

с точки зрения стиля: разговорная (без использования термина) и учебно-научная (деловая), первая — живая, непринужденная, эмоциональная, вторая — строгая, по-деловому сообщающая;

  • с точки зрения формы: устная и письменная; акцент в работе сделан на особенностях устной речи, чтобы идти от речевой практики детей к теории и опять к практике: окраска голоса, громкость, темп речи, мимика и жесты в устной речи;

с точки зрения вида: диалогическая с мини-монологом детей в рамках диалога с учителем, монологическая (принадлежащая одному лицу);

с точки зрения жанра: для устной речи — непринужденный разговор, считалка, скороговорка; для учебно-научной речи — краткий и полный устный ответ, учебное задание («для товарища»); вывески на улицах города, устный рассказ;

с точки зрения функциональных типов речи: повествование для разговорной устной речи, рассуждение для учебно-научной; в рамках разговорной устной речи выделяются высказывания этикетного характера для выражения приветствия, прощания, благодарности.

Во II классе разновидности речи несколько расширяются:

с точки зрения стиля вводятся термины — разговорная речь и учебная (научная), их различия: разговорная речь уточняется с помощью понятий устной речи (громкость, темп, тон как средство выразительности устной речи) и вводится понятие разговорно-художественной речи, отличающейся еще и изобразительностью;

с точки зрения формы по-прежнему в центре внимания находится устная речь, добавляется такой ее признак, как тон; формируется и письменная речь, для чего используется такой дидактический материал, как художественное повествование; добавляются работа над описанием в учебной и разговорной речи на основе понятия, а также работа над понятием рассуждения;

среди новых жанров, которые начинают осваивать второклассники, находятся: объяснения, устные и письменные, невыдуманный рассказ, личное письмо — для разговорно-художественного стиля, лирическая зарисовка (описание в разговорной речи), т. е. описание со значением оценки; вводятся слова, выражающие просьбу, приглашение к знакомству, понятие о тоне вежливой речи.

Принципиально новым для III класса становится знакомство с художественным стилем речи (художественное описание): веселые (юмористические) рассказы — речь образная, конкретная, эмоциональная;

с точки зрения формы акцент перенесен на письменную монологическую речь в сравнении учебно-научной — с художественной;

с точки зрения функциональных типов речи в центре внимания находится рассуждение-доказательство, отработка каждой его части (вывод в рассуждении, цитата в рассуждении), а также описание (сравнительное описание, состоящее из двух частей); в рамках разговорной диалогической речи вводятся этикетные формулы устного и письменного приглашения, поздравления;

с точки зрения жанров совершенно новыми являются понятия «биография» и «автобиография».

В IV классе продолжается начатое в III классе знакомство с особенностями речи общественно значимого характера (близкой к публицистической) — с речью газет, журналов, радио, телевидения, а соответственно появляются такие жанры, как объявление, реклама, афиша, заметка в газету, устный репортаж (о школьной спартакиаде), письмо в газету;

с точки зрения типа продолжается работа над всеми типами речи, известными детям: описанием (художественное и учебно-научное, сравнительное описание в художественной речи), рассуждением (учебно-научного стиля: точность и полнота объяснительно-доказательной части в рассуждении), повествованием (рассказ на основе услышанного или увиденного, т. е. рассказ с обрамлением; личный дневник, письмо знакомому (близкому) человеку, репортаж);

с точки зрения этикета — обращение к разным людям, извинение и отказ (несогласие);

с точки зрения вида продолжается работа над монологической речью и особенностью диалогической речи (спор, но не ссора).

Итак, способы речи воплощаются в языковой оболочке: когда мы пишем и читаем — в письменной форме языка, когда говорим и слушаем — в его устной форме.

Форма речи влияет на выбор говорящим или пишущим способа организации речевого высказывания и его стиля. Как справедливо отмечает В. Г. Колшанский, «если способ организации речевого высказывания не является произвольным творением разума человека, а задан ему самой материей, то и управление этим способом зиждится в конечном счете на тех отношениях вещей и явлений, которые отображаются в содержании каждого высказывания». Содержанием речи является формулируемая мысль, формой — язык. Отражением содержания высказываний являются типы речи (описание, повествование, рассуждение, оценка, этикетные формулы приветствия, прощания и др.), отражением формы — стили и жанры речи. Владение речью в единстве содержания и формы составляет речевую культуру человека.

Таким образом, чтобы младшие школьники осознали понятие «речевая культура», необходимо их познакомить с понятием «речь» в полном ее объеме, т. е. со всеми ее разновидностями.


1.3. РЕЧЬ И ЯЗЫК


Общая характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку. Речь как язык в действии, в употреблении и язык как система знаков, средств общения в совокупности образуют феномен языка.

Уроки развития речи начинаются с выяснения вопроса, что такое речь, какова ее роль в жизни человека. Можно использо­вать следующий методический прием: попросить детей выйти на перемену и пообщаться — поделиться впечатлениями о прочитанной книге, просмотренном кинофильме, о проведенном выходном дне; организовать с ребятами новую игру, но... при одном условии: не открывая рта и не произнося слов.

После перемены дети сами сделают вывод о том, что общение, игра, дружная работа невозможны без речи, что она — важнейший способ человеческого общения.

Что же такое речь?

Вы, конечно, слышали и не раз сами произносили слова «русский язык», «русская речь». Это одно и то же или нет? Задумывались ли вы над тем, различаются эти понятия или нет? Если да, то чем?

Дети высказывают свои предположения и аргументируют их. Обобщая ответы, учитель говорит:

Правильно, речь — это звуки, слова, предложения, высказывания. Речью вы пользовались и до прихода в школу. А вот с языком вы знакомитесь на уроках. Язык — это средство общения. Названные средства хранятся у каждого человека в голове, как в кладовой на полках. Ведь когда вы были маленькими, вы не умели говорить, а учились сначала произносить звуки, подражая маме и папе, затем научились произносить слова и познакомились с тем, что они обозначают, затем стали конструировать из слов простые предложения, а сейчас вы говорите сложными высказываниями. Значит, как только вы воспользовались какой-то языковой единицей, она стала речью. Речь — это «язык в работе», в действии, в употреблении.

На втором занятии необходимо вместе с детьми выделить условия успешности речевого общения. Таких условий несколько:

наличие предмета речи;

запас языковых средств;

умение точно формулировать мысль;

взаимопонимание;

уважение партнеров по общению и т. п.

Противопоставляя язык и речь, учитель имеет в виду, что последняя включается во все виды деятельности человека и оформляется звучанием или графически. Речь создается для других и должна быть понятной, точной, ясной, правильной, разнообразной, уместной и т. п. Многие из этих качеств можно показать детям с помощью следующих текстов и заданий к ним:

Послушайте или прочитайте текст и ответьте на вопросы:

а) О чем думал ослик Иа-Иа?

б) Почему же он перестал понимать сам себя?

в) Понял бы его собеседник, если бы ослик произносил это вслух?

Старый ослик Иа-Иа стоял один-одинешенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?»- и неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он, собственно, думает.

(A. A. Мили)

Вывод: чтобы речь была способом общения людей или даже одного человека с самим собой, у нее должна быть тема. Такими темами могут быть предметы окружающей нас жизни, явления природы и общественной жизни.

Прочитайте или послушайте текст. Почему он так называется? О каком качестве речи говорится в нем? Помогите мальчику быстрее добраться до места: точно и кратко объясните маршрут.

Пойди туда, не знаю куда...

Разговор этот записан совершенно точно. Вымышлены только имена мальчиков. Просто я не знал, как их зовут, и потому пришлось назвать ребят Сережей и Костей.

Сережа. Значит, вот сядешь на трамвай и поедешь не в сторону площади Революции, а как раз наоборот. Понял? У глазной больницы не сходи и на Маяковской тоже не сходи. Ясно? А как на Васильевскую проедешь, так на следующей вытряхивайся. Запомнил?

Костя. Вроде запомнил.

Сережа. Ну вот, значит, так. Как сойдешь, сразу увидишь магазин «Пионер». Только он тебе не нужен. А рядом еще большой магазин «Мужская одежда» на другом углу, но этот тебе тоже не нужен. Ты переходи улицу на обратную сторону и или начал. Понял?

Костя. Ну-ну, давай дальше.

Сережа. А дальше, значит, такое дело. Не доходя до магазина «Динамо», будет этот самый «Дом детской книги». В нем четыре двери, Найди вывеску «Детская библиотека» и заходи. Я там тебя буду ждать...

Не знаю, нашел ли Костя Сережу. Не уверен. А вы, ребята, как

думаете?

(По А. Маркуше)

Вывод: для успешности речевого общения каждому из собеседников необходимо уметь точно формулировать свою мысль.

Прочитайте или послушайте текст. Почему собеседник не понял Петю? Что не позволило Пете донести свои впечатления до собеседника?

Недавно мой сосед по квартире, пятиклассник Петя, вернулся из кино. Глаза его возбужденно блестели.

Что, хорошая была картина? — спросил я.


2.ЭТИКЕТ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РЕЧИ.


Этикет речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, ''понимающего понимания''.

-настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия является не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства -мимика, улыбка, взгляд,

Таким образом, речевая этика-это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, научно-культурных традициях.

Этические нормы воплощают в специальных этических речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словофермами, так и словами непознаменательных частей речи (частица, междометие).

Главный этический принцип речевого общения-соблюдения паритетности-находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжение разговора.

1.Приветствие. Обращение.

Приветствие обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т.п. Важную роль играет так же ситуация общения.

Обращение выполняет контактоустановливающую функцию, является интимизации, поэтому на протяжение всей речевой ситуации обращение следуют произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.

В фатическом общение, в речи близких людей, в разговорах с детьми обращение часто сопровождаются или заменяется перифразами, эпитетами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Оленька, зайчик мой, киса, милочка и т. д.

Особенно это характерно для речи женщин и людей особого склада, а также для эмоциональной речи.

Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям.

2.Этикетные формулы.

В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений.

Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принять употребить прямую, буквальную форму, например, извини (те), прости (те).

Существуют этикетные формулы поздравления: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись.

3.Эвфемизация речи.

Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние-все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.

Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отравлений, например, он покинул нас, скончался, ушел из жизни.

Смягчающими приемами ведения разговора является так же косвенное информирование, иллюзии, намеки, которые дают понять адресату истинные причины подобной формы высказывания.

В традициях русского речевого этикета запрещаются о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном ''наблюдаемом'' дейктическом пространстве речевой ситуации ''Я-ТЫ (ВЫ)- ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС'. Так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения.

4. Перебивание. Встречные реплики.

Вежливое поведение в речевом общение предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок ''по ходу'' речи партнера. По наблюдениям исследователей, перебивы характерны для мужчин, более корректны в разговоре женщины. Кроме того, перебивание собеседника-это сигнал некооперативной стратегии. Такого рода перебивы встречаются при потери коммукативной заинтерессованности.

Культурные и социальные нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.

5.ВЫ-общение и ТЫ –общение.

В русском языке широко распространено ВЫ–общение в неофицальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показывается употреблением вежливого ''ВЫ'' кроме того, ВЫ - общение свидетельствует об уважении участников диалога так, ВЫ - общение характерно для давних подруг, питающих друг другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще ВЫ – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдаются среди женщин. Мужчины разных социальных слоев чаще склонны к ТЫ – общению. Среди необразованных и мало - культурных мужчин ТЫ – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях ВЫ – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания ТЫ – общения. Это является дейструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт. Принять считать, что ТЫ – общение всегда являются проявлением душевного согласия и духовной близости, и что переход на ТЫ – общение является попыткой интимизаций отношений; ср. пушкинские строки:

''Пусть ВЫ сердечным ТЫ она, обмолвясь, заменила…''

Однако при ТЫ – общении часть теряется ощущение уникальной личности и феноменальности межличностных отношений, ср. в. ''Хрестоматии'' переписку Ю.Н. Лотмана и Б.Ф.. Егорова.

Паритетные отношения как главная соответствующая общения не отменяют возможности выбора ВЫ – общения и ТЫ – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций в различных ситуациях могут употреблять местоимение ''вы и ты'' в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести речевую ситуацию элементы ритуального общения (сл.: А Вам, Виталий Иванович, не положить салатику?).


2.1. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ


Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимнодоброжелательными.

Речевой этикет противостоит грубости. А грубость, хамство мешают жизни, работе.

Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогают словесно выразить речевой этикет. Он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения.

В отличном от узко понимаемого «салонного» этикета, философско-этическое его толкование сводится к системе всех запретов и разрешений, в том числе и речевых, существующих в данном обществе, в данной среде.

Этикет употребляет наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких, с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа «старший – младший – равный». Вот, например, на улице меня останавливает милиционер – я нарушила правила перехода. Милиционер – молодой человек, я значительно старше, к тому же женщина, к тому же преподаватель ВУЗа, ученый. Однако, здесь, на этом «переходе», «хозяин положения», безусловно, милиционер. Он вежливо, но строго обращается ко мне:

  • Гражданка! – и явно «выговаривает».

А у меня не возникает желания возразить, я чувствую себя виноватой и готова подчиниться его требованиям. Этикетным знаком для меня выступает, безусловно, одежда милиционера – его служебная форма и его место на мостовой.

Этикетным признаком могла служить и прическа. Вспоминаем русскую народную песню, в которой поется: «Рано мою косоньку на две расплетать …». Девушка, носившая одну косу, именно, как признак девичества, могла себе позволить такие формы поведения, которые были невозможны для замужней женщины – расплели ее косу на две. Этикетный признак прически соответствует новым нормам ее поведения. Рассказывают, что до сих кое –где в мордовских деревнях сохранился обычай – пробор по среде головы делает лишь замужняя женщина.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие – 4-е издание.: Флинта: Наука,2001.496с

2.Формановская И.И. Вы сказали: «здравствуйте» (Речевой этикет в нашем общение) изд.2-е.-М.: Знание,1987.-160

3.Русский язык и культура речи: Учебник (под ред.проф. В.И.Максимова.-М:

Гардарики,2000.-413с

4.Культура русской речи. Учебник для вузов /Под ред.проф.П.К.Траудиновой и проф. Е.Н/Ширяева. –М.: издательство НОРМА (издательская группа НОРМА – ИНФРА. М),2000-560с

5.Формановская И.И. Речевой этикет и культура общения: Науч/-попул.-М.: Высш. шк., 1989-159с

6.Культура русской речи. Учебник д/вузов, под. ред. Л.К.Глаудиновой и проф. Е.Н.Ширяева.- М.:Изд.гр. НОРМА –ИНФРА. М., 1998.-560с

7.Головин Б.Н Основы культуры речи: Учеб. Пособие. –М.: Высш. школа, 1980-330с




Случайные файлы

Файл
177094.rtf
100717.rtf
240-2427.DOC
16479.rtf
Kursov.sint.bum.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.