Роль СМИ в обществе (39201)

Посмотреть архив целиком

Роль СМИ в обществе

Реферат

Введение

Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла, и, следовательно, должны измениться требования к журналистике и журналистам. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, Интернет, пейджеры, персональные компьютеры и т.д. и т.п.) позволяют прессе быть сверхоперативной; информационное пространство не только расширяется, но и становится, если так можно выразиться, крайне интенсивным, уплотненным; “производители” и «потребители» информации постоянно меняются местами — монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом... Современные исследователи, классифицируя прессу, предлагают в том числе альтернативные, контраверсийные пары социокультурных моделей журналистики нашего времени, соответствующие основным культурным общностям и позволяющие рассмотреть сложные проявления этого вида деятельности в их органической целостности: глобальная — региональная, официальная — неформальная, континентальная — островная, качественная — бульварная, демократическая — тоталитарная, печатная — аудиовизуальная. Думается, это продуктивный путь описания новых тенденций в журналистике, позволяющий представить современную типологическую систему прессы.

Благополучие изменчиво, за него надо бороться. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок – ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

Не раз приходилось слышать мнение, что оформление издания – дело второстепенное и далеко не всегда новации здесь полезны, поскольку могут нарушить устоявшиеся отношения с читателями, учредителями. Опасность эта реальна: аудитория обладает известной консервативностью. И между тем аргументы в пользу постоянного обновления, на мой взгляд, неоспоримы.

В первую очередь обновляться надо потому, что жизнь не стоит на месте и, следуя за прогрессом, за теми же электронными СМИ, меняется, а значит содержательное наполнение газет подвержено динамике.

Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.

Отечественная теория газетного оформления сложилась, по сути, лишь в семидесятых годах XX в., и ее становление во многом обязано “московской школе”, представленной прежде всего такими именами, как С. Гуревич, А. Киселев, О. Цыганов, С. Галкин, Е. Фастовец, И. Табашников, В. Бакшин. Именно они в статьях, монографиях, диссертациях, опираясь на работы российских и зарубежных исследователей газетного дизайна — С. Срединского, М. Дмитриева, П. Керженцева, М. Щелкунова, В, Павлова, А. Гарри, Е. Толкачева, Г. Волчека, Б. Вяземского, М. Урлауба, К. Цып-ленкова, А. Хатта, Д. Георгиева, пришли к идее композиционно-графического моделирования газет и обосновали эффективность применения этого метода при оформлении и выпуске периодических изданий

Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей теории массовой коммуникации, теории и практики журналистики, рекламы, маркетинга; автор основывался на общенаучных принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить специфику, проанализировать и обобщить роль и место дизайна и оформления в типологической системе российских газет.

Задачи:

Рассмотреть особенности оформления газет;

Раскрыть метод в оформлении газеты;

Выявить особенности графической модели газеты «Телекурьер» «Телекурьер на кухни, на даче и дома».

I. Специфика дизайна «Телекурьер на кухни, на даче и дома»

1.1. Графическая модель газеты «Телекурьер на кухни, на даче и дома»

Просмотрев подшивки «Телекурьер» «Телекурьер на кухни, на даче и дома» за последнее десятилетие, становится сразу видно, что газета долгое время не могла прийти к единому оформлению (впрочем как и другие местные газеты). Прошедшее десятилетие, ознаменованное приходом в российскую прессу компьютерной техники, дало массу образцов свободного творчества. В 90-е годы сложился особый стиль, свойственный многим региональным газетам, его можно назвать «компьютерным», если предположить, что техника может сама по себе давать какой-то стиль. Украшательство, «рукодельность» остаются главными признаками этого варианта оформления газет.

На самом деле, конечно, это был процесс начального освоения великих возможностей, которые дают настольные издательские системы.

Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данной газете присущего, стиля главных элементов оформления:

1. Тип верстки

2. Шрифтов

3. Комплекса первой полосы

4. Композиции заголовков

5. Средств выделения

6. Иллюстраций

7. Рекламы

8. Дополнительного цвета.

Эти основные элементы я и хочу рассмотреть, и показать, как они менялись за последнее десятилетие.

1.2. Тематическая концепция газеты «Телекурьер на кухни, на даче и дома»

«Телекурьер». «Телекурьер на кухни, на даче и дома» – газета формата А2, выходящая пять дней в неделю со вторника по субботу на 4-х полосах, тиражом около 35 000 экз. Читательскую аудиторию прежде всего составляют: правительство края, местные чиновники, сельские и городские жители краевого центра – достаточно образованные обыватели, озабоченные проблемами региона, т.к. край граничит с Чечней, повседневными житейскими проблемами, но в то же время стремящиеся найти свое место в жизни – деловой, политической и т.д.

Формулу газеты можно определить так: защита человека, личности, экология человека.

Проблема выживания человека в трудных экономических условиях.

Свобода человека и его личная ответственность за свободу.

Обретение личного достоинства.

Исходя из этого, отдается предпочтение хронике событий, репортажу, интервью, ненавязчивому оперативному комментарию (максимальный объем материалов 4-5 страниц; материалы большого объема появляются на газетных полосах только после предварительного обсуждения на планерках, заседаниях редколлегии).

1.3. Модель содержания (темы, проблемы, жанры, рубрики)

Национальный вопрос (Граница)

Село

Журналистское расследование

Рынок (цены, комментарий экономиста, проблемные статьи)

Политические, экономические проблемы глазами читателя.

Предпринимательство

Статьи о деловых людях

Социальный портрет

Семья, дом, воспитание детей, отдых

Культура быта

Вкус, этикет, культура, спорт

Разбивки тем по полосам

1-я полоса:

Официальное сообщение; оперативная (политическая, общественная, хозяйственная) информация - в том числе и фотоинформация.

2-я полоса:

Социальные проблемы; политика, экономика, экология, жизнь края, реклама.

3-я полоса:

Социальные проблемы; культура, литература и искусство, наука.

Жанры: аналитические и художественно-публицистические (зарисовка, эссе, очерк).

4-я полоса:

Память, краеведение, спорт, досуг, светская хроника, дайджест, справочная информация.

Тематические страницы и подборки.

Мы и мир, техника молодежи, позднее: 7 полоса (дайджест) тинэйджер, светлячок, ваше здоровье, почтовый дилижанс, литературная гостиная, автоклуб, клуб-ОК, абитуриент, тест, об отдыхе всерьез, сад-огород, неизвестная земля, четыре лапы и хвост, учительская, музейные раритеты.

Шрифты.

1. Основной текстовой шрифт – «Таймс», 8 пунктов (91%), дополнительный - «Балтика» 8 пунктов, врезка набирается «Таймс», п/ж, выключка по формату.

2. Рубрика – «Таймс» п/ж, подчеркнуто

3. Заголовки – «Прагматика», «Кантри», «Балтика»

4. Подпись и текстовки – Таймс п/ж, прописной, выключка вправо.

Вид верстки.

По конфигурации материалов – прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга – перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, – асимметричная.

Линейки.

Используется 3 вида линеек – тонкая, 1 пунктовая, 2-х, 4-х и 8-ми пунктовые для разбивки материалов на полосе.

Заголовки.

Выключка - влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами.

Иллюстрации.

Газета использует зависимые от текста фотографии, на полосе, в среднем – 2-3 фотографии.

II. Особенности оформления газеты «Телекурьер»

2.1. Понятие оформления газеты «Телекурьер»

Под оформлением понимается, прежде всего, процесс, а под дизайном — результат. Дизайн — разновидность художественно-проектной деятельности, и вторая — проектная — составляющая здесь является обязательной и едва ли не важнейшей.

Мы рассматриваем двух родственных понятий — “ оформление газеты ” и “дизайн газеты ”, и используем их в качестве синонимов, но все же подчеркивает некоторые различия.

Если оформление может быть непродуманным, нелогичным, неэстетичным, неряшливым, то дизайн — никогда, поскольку для него “характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометричес-ких, антропометрических и других решений”[22].

Все, что не оптимально выявляет содержание, не способствует эффективности смыслового восприятия визуальной информации, не есть дизайн. Главное в дизайне — порядок, система, но ведь все, что логично, как правило, — красиво, а все, что красиво, — логично. Газетный дизайн должен быть сначала функциональным, но в его четкости, разумности, простоте проявляется и его особенная красота.


Случайные файлы

Файл
169646.rtf
fer-m_05.doc
26014-1.rtf
160736.rtf
ref-19412.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.