Уровни правосознания (34537)

Посмотреть архив целиком








РЕФЕРАТ



Уровни правосознания



Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структура - это внутренняя организация системы, представляющая собой специфический способ взаимодействия образующих его компонентов. Структура всегда выступает как совокупность элементов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность системы, как характер, закон, способ связи элементов. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию или познавательную сторону (знание, идеи, взгляды) и правовую психологию или социально–психологическую, эмоционально–волевую сторону (переживания, чувства, привычки, убеждения и прочее).

  1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации, таким образом, перечисленные формы психолого-правовой деятельности реализуется не иначе как через социальное поле общества. Правовая психология также имеет свою структуру. Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психологии). Правовые чувства всегда связаны с отношением людей к праву, к законности, с одобрением правовых действий и негодованием по отношению к ним, с доверием или недоверием к правовым установлениям и всей юстиции. Они являются откликом на какие-нибудь события в правовой сфере жизни общества (нарушения законности, совершение преступлений). Правовые чувства выступают всегда как психические переживания, которые возникают в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регулируемого правом. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное значение. В правовых чувствах выражается в эмоциональной форме отношение людей к поступкам и действиям, регулируемым правовыми нормами.

Важной стороной правовой психологии являются правовые настроения. Правовые настроения могут побуждать людей к правовой деятельности, соблюдению и уважению права или приводят к его нарушению. Они накладывают существенный отпечаток на все поведение людей. Правовые настроения отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер, значительно устойчивее и слабее проявляются. Правовые настроения могут выступать не только как отдельный элемент, но как состояние правовых чувств, связанное с определенным поведением людей. Эти настроения развиваются под влиянием многих факторов, хотя решающая роль принадлежит общественному бытию. Однако велика роль здесь и субъективного фактора: соблюдение принципа равенства всех перед законом, успехи в укреплении законности и правопорядка, активность государства и общественности в борьбе с правонарушениями и т.п. Правовые настроения бывают оптимистическими и пессимистические.

Важным элементом правовой психологии являются правовые представления. У людей всегда имеются определенные представления о праве, правосудии, законности, преступлении, наказании и др. Этот элемент имеет очень важное значение для реализации норм права, потому что если у индивида складывается неправильное представление о праве, например, только как о системе нормативно-правовых актов, это не будет способствовать дальнейшему развитию его представления о праве в целом, потому что индивид перестает интересоваться правом, так как он будет считать, что он все знает о праве. Русский теоретик и философ права И.А.Ильин указывает на глубинное основание правосознания, каковым, по его мнению, является общественная жизнь людей. Каждому человеку, как члену сообщества, присуще мировоззрение, частью которого выступает правосознание, исходящее из осознания, что на свете существуют другие люди, что устройство личной жизни человека зависит от его отношения к другим людям независимо от того, знает он об этом или нет. Субъективно-психологическим истоком права, закона, обычая, писал он является основанное на здравом смысле “убеждение в том, что не все внешние деяния людей одинаково допустимы и верны, что есть невыносимые поступки и справедливые исходы и решения, - это убеждение, еще не знающее о различии права и морали, лежит в основе всякого закона и обычая и генетически предшествует всякому правотворчеству”. Внутреннее убеждение людей в существовании справедливого и несправедливого, законного и незаконного имеется объективно, независимо от внешней формы выражения и осуществления действительного права. Оно может быть представлено в виде правового чувства, инстинкта правоты или интуиции правоты и направлено на внешние отношения людей друг к другу. Раскрыть и описать содержание этого смутного инстинктивного чувства, перевести его из бессознательного чувства в план знания значит ”положить начало зрелому естественному правосознанию”.

В правовой психологии наряду с чувствами, настроениями, представлениями имеются и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции – это выражение отношение субъекта к отражаемой действительности в форме положительного или смешанного проявления в виде печали, радости, восторга и т.д. Правовые навыки - затверженные стереотипы правового поведения.

Кроме этого, правовая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (привычки, стереотипы, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения. Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Особенностью правовой психологии является то, что она возникает всегда как массовое правосознание, являясь продуктом непосредственной деятельности социальных общностей. Это имеет место в различных видах правовой деятельности людей: в правовом творчестве, в применении и исполнении права.

Правовая психология – это своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека, или какой – либо социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены. Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания. Правовая психология наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникающим с участием юридического элемента, а это значит, что в любой правовой деятельности особое место занимает социальная психология. Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т. д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики. Более того, правовая психология - наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Не восприятие в психологии населения тех или иных запретов и дозволений, как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование социальных прав психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (например, борьба с самогоноварением). Несомненно, психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям. Прежде всего, это касается установившихся форм брачно-семейных отношений, положительное отношение к которым сохраняется, как бы те или иные “революционные” правовые решения ни старались их разрушить.

Таким образом, правовая психология, принципиально значимая для социального правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия, как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая в отличие от психологического восприятия окружающего мира социумом, соответствует уровню научно – теоретического отражения и освоения действительности.

  1. Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей отражающих действительность с определенной позиции. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и показатель таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения умудренного жизнью сельского старца, и работу Г.Гегеля “Философия права”. Также примерами правовой идеологии как способа правового сознания действительности могут служить естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего “применения” правовой идеологии – не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права. Основными признаками правовой идеологии являются: во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа. Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков. Таким образом, по сравнению с правовой психологией, первичной “субстанцией” которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

Правовая идеология также имеет свои элементы: понятия, суждения, умозаключения, принцип, теория, концепция и т.д. Большинство определений этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает теоретический характер правовой идеологии.

Правовая идеология должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования разных общественных интересов, путем достижения социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода бюрократического управления, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологических документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789г., являются “жесткими” конституциями и выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.

Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов и т.д. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - юристами, политологами, экономистами, социологами, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы, как большинства, так и меньшинства, и другие факторы. Но, к сожалению, в современном обществе, на идеологическом уровне еще не преодолены все те предубеждения и стереотипы, которые сегодня мешают достаточно полному пониманию роли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений – одномерное представление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествления права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву, названный “антиюридическим морализмом”, при котором право предстает как второстепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам. И здесь уместно будет сказать о существовании неписаного закона: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты, - какая- то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее положение: усиливающее ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои населения. На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии. Для Россия в крайне сложный период правовая идеология приобретает особую значимость, в условиях многонациональной государственности. Национально-правовая доктрина – показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода “пропуском” в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее место. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям, так или иначе, ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные созидательные цели. Таким образом, правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только, специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, представляют ему права и возлагают на него обязанности. Человек, большие и малые социальные группы не знающие права своего государства, ведут не правовую жизнь, руководствуются стихийно возникающими самодеятельными представлениями о правах и обязанностях, присущими им в той или иной степени от природы или приобретенными в результате практического опыта, в том числе «дурной» практики. Если они не знают своих обязанностей, их пределов, то не в состоянии их соблюдать, и бессильны перед произволом власти, уступают ей, проявляют покорность. Зная, что «можно», «должно», чего «нельзя», они могут настаивать не только на своих естественных, прирожденных правах и свободах, на их принципиальной неприкосновенности и обеспеченности, но и могут требовать еще, чтобы они действительно соблюдались, были ограждены от нарушений и не попирались другими, чтобы государство создало необходимые условия для их использования. Кто хочет действительно знать право, должен его понимать как объективную потребность социализации в конкретном обществе и приспособится к нему, двигаясь к истинному знанию, которое дается юридической наукой и воспитывается в ходе систематического образования.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Первое отличие проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущих ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, так как субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

Следовательно, правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытаясь, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Таким образом, правовая идеология и правовая психология, как составляющие содержание правового сознания, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействует, обслуживая друг друга, что выражается, в частности, в одинаковом характере отношений к различным правовым явлениям со стороны общества. Соответственно, правосознание представляет собой сложный комплекс идеологических и социальных психологических компонентов. От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контролирования своих переживаний, эмоций, чувств, умение властвовать собой. В свою очередь, от правовой психологии зависит признание или непризнание права со стороны общества, а соответственно следование правовым предписаниям или нарушение их. В этом смысле правовое сознание, выполняет роль своеобразного фильтра, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение общества



Литература


  1. Батурин Ю.М. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., Наука. 2004 с.256.

  2. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М. Высшая школа, 1999

  3. Бучило, Кирилов. История философии. М., 2003г.

  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., Новый юрист. 2006. с.624

  5. Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. Учебное пособие. М., 2005Г.


3




Случайные файлы

Файл
2676-1.rtf
149332.doc
129066.rtf
187026.rtf
166311.rtf