Мартынюк (2_Эскизы)

Посмотреть архив целиком

25



Мартынюк В.А.


Пособие 2. Построение эскизов в системе CATIA

(новое. 18.09.2006)


Оглавление

Оглавление 1

Начало работы в режиме эскизирования. 1

Основные панели инструментов режима эскизирования. 3

Работа с деревом спецификации (браузером). 4

Режимы визуализации в эскизе. 4

Точный ввод 5

Основные построения 7

Панель инструментов Profile 7

Панель инструментов Operations 10

Группа команд Prelimitation 11

Группа команд Transformation 12

Группа команд 3D geometry 12

Наложение ограничений 14

Дополнительные возможности задания размерных ограничений. 17

Разные способы представления размерных ограничений. 17

Задание размерных ограничений в виде формул. 17

Анализ правильности построения эскиза 18

Дополнительные возможности 20

Create Datum 20

Output feature. Внешний элемент эскиза. 21

Profile Feature. 21

Некоторые установки режима эскизирования 21

  • Напомним, что каждый этап формообразования при построении геометрической модели проектируемого объекта в твердотельном проектировании предполагает четыре обязательных этапа:

    • Выбор плоскости эскизирования

    • Построение плоского эскиза

    • Наложение размерных и геометрических ограничений

    • Выполнение формообразования одним из способов (Extrusion, Revolution, Sweep, Loft).

Данная глава посвящена приемам построения плоского эскиза.

Начало работы в режиме эскизирования.

  • Входить в режим эскиза приходится в разных случаях:

  • Когда вы только начинаете проектировать модель некоторой детали, и первое формообразование всегда связано с построением начального эскиза.

  • Когда вы продолжаете строить модель, и в очередном формообразовании выбираете плоскость эскизирования, а затем переходите в режим эскизирования.

  • Когда вы решили отредактировать существующий эскиз.


    • В первом случае, когда для первого формообразования вы решаете начать новый эскиз, можно поступить следующим образом:

      • В падающем меню Start выбрать команду: Mechanical Design/Part Design.

  • Или слева внизу экрана из панели команд Standard выбрать команду New.


В обоих случаях система предоставит вам диалоговое окно New Part. Этими действиями вы как бы говорите системе: «Хочу проектировать модель отдельной детали».

Ранее (Пособие 1) мы уже обсуждали диалоговое окно New Part, и связанные с ним понятия. В этом окне вы должны:

  • Придумать имя своему проекту ( поле Enter part name):

  • Указать - будет ли модель вашего проекта гибридной (hybrid design).

  • Указать - собираетесь ли вы сразу создать геометрический набор (Create a geomtrical set).

Для начала рекомендуем включить обе перечисленные кнопки.

    • После нажатия на кнопку ОК в диалоговом окне New Part, вы сразу попадаете в первый режим работы – Part Design. При этом на экране монитора вы увидите:

  • Посередине пустое рабочее поле проектирования. Высвечены только условные изображения стандартных плоскостей.

  • Слева вверху начальное для режима построения отдельных деталей состояние дерева спецификации (рис.100).

  • В правом верхнем углу представлен «компас», с помощью которого удобно осмысленно вращать объемное изображение модели.

  • Вверху – стандартные падающие меню.

  • Остальные панели инструментов режима Part Design разбросаны по краям рабочего поля.

  • В начальном состоянии дерева спецификации (рис.100) система предоставляет имена стандартных плоскостей XY, YZ, ZX и имена двух стандартных разделов: Geometrical Set.1 и PartBody. Повторяю, что это только названия стандартных разделов дерева спецификации, в которые впоследствии мы будем размещать все свои построения (эскизы, тела, поверхности). Название одного из этих разделов подчеркнуто. Это означает, что раздел является в данный момент активным, и всякие новые построения будут располагаться именно в нем.

Мы сейчас занимаемся построением эскизов. Так вот, эскизы можно располагать в любом из представленных сейчас на экране разделов.

    • Панелей инструментов и различных пиктограмм достаточно много и они все не умещаются в одном ряду. Поэтому привыкайте к тому, что многие панели инструментов по краям экрана «наползают» друг на друга, закрывают друг друга. Часто их приходится «выуживать» на середину рабочего поля, чтобы вызвать нужную команду.

Сразу постарайтесь найти пиктограммы, представленные на рис. 1.




рис.100 рис. 1 рис.2 рис.3


Первая из них подтверждает то обстоятельство, что вы находитесь в режиме работы Part Design. А с помощью второй вы, собственно, и перейдете в режим построения эскизов – режим Sketch. Если в подведете курсор к этим пиктограммам, система высветит соответствующие подсказки.

  • Итак, чтобы начать построение эскиза вам нужно с помощью вышеупомянутой пиктограммы вызвать команду Sketch. Нужно сказать, что в данной панели присутствует не одна команда. Признаком такого многообразия является маленькая стрелочка в изображении панели. На самом деле там две команды:

  • Sketch.

  • Positioned Sketch

В первом случае пользователь просто указывает плоскость эскизирования, а во втором – плоскость эскизирования специально ориентируется в пространстве, выбирается начало координат и ориентируются оси. То есть, во второй команде больше возможностей. Но на первый случай можно ограничиться простой командой Sketch.

    • Как только вы вызовите команду Sketch, система сразу спросит – какую плоскость вы выбираете в качестве плоскости эскизирования? Кстати, «система спросит вас» в виде соответствующего диагностического сообщения, которое появится слева внизу вашего экрана.

На первый случай можно непосредственно в браузере или в рабочем поле курсором указать любую из стандартных плоскостей. Например, плоскость ХОУ.

    • И только после этого система перейдет в режим эскизирования. Признаком этого будет некоторый «поворот» всей картинки, появление размерной сетки, стандартное «начало» дерева спецификаций (рис.3), смена почти всех панелей инструментов.

Обратите внимание на то, что в режиме эскиза в браузере уже присутствует элемент Sketch.1, который впоследствии и будет представлять в проекте данный эскиз. Но если вы, так ничего и не построив в режиме эскиза, сразу выйдете из него, то система не воспримет «пустой» эскиз. И веточка эскиза в браузере соответственно пропадет.

  • Выйти из режима эскизирования можно по команде Exit Workbench из панели инструментов Workbench (рис. 2).

    • Войти в режим редактирования существующего эскиза можно, если дважды щелкнуть по соответствующему элементу браузера левой кнопкой мыши. Кроме этого, можно выделить элемент существующего эскиза в дереве спецификаций и выбрать команду Edit во вспомогательном контекстном меню.

Попробуйте несколько раз войти в режим эскизирования и тут же выйти из него. Позже потренируйтесь входить в режим редактирования существующих эскизов.

Основные панели инструментов режима эскизирования.

  • Напомним, что перечень всех панелей инструментов конкретного режима работы и их полные названия можно просмотреть в падающем меню View/Toolbars. На рис. 4 представлены только некоторые панели инструментов режима эскизирования:

  • Workbench позволяет выйти из режима эскиза.

  • Sketch Toolsопределяет общий режим построения эскиза

  • Profile – содержит перечень команд основных построений в эскизе

  • Constraintпозволяет наложить различные ограничения

  • Operationсодержит основные команды редактирования эскиза

  • Toolsсодержит дополнительные команды (разрушение адаптивности, внешние элементы, анализ эскиза)

  • Visualization – представляет различные средства визуализации эскиза ( разрезание детали плоскостью эскиза, условные обозначения ограничений, цвет элементов эскиза).

Мы уже говорили ранее (Пособие 1) относительно общих возможностей визуализации всей системы. В частности о панели инструментов View. Так вот, напоминаем о команде Normal View из этой панели. С помощью этой команды изображение эскиза всегда будет повернуто строго перпендикулярно вашему взгляду.

Обратите внимание на то, что в режиме эскиза в правом нижнем углу экрана теперь присутствует не тройка стандартных осей. В наличие только две оси. Название этих осей зависит от той плоскости, которую вы выбрали в качестве плоскости эскизирования.




рис.4

Работа с деревом спецификации (браузером).

Еще раз обратите внимание на начальное состояние дерева спецификации (рис.3). Это ваш главный помощник и во время проектирования, и во время корректировки модели. В CATIA браузер чрезвычайно подробный. В нем зафиксированы все ваши действия: построения, измерения, проецирования, внешние компоненты и многое другое. Вы в этом неоднократно убедитесь. И сразу поймете, что браузер даже в лабораторных работах может быть таким большим, что не помещается на экране. Поэтому и предпринимаются попытки его структурировать, рассматривать частями, выделять отдельные части в отдельную картинку и пр.

Самыми длинными и необходимыми разделами в браузере (в режиме эскизирования) являются разделы геометрии (Geometry) и ограничений (Constraints).

Каждый графический примитив и каждое ограничение в дереве спецификации представлены своим элементом – веточкой. Каждая веточка имеет свое уникальное имя и важно умело пользоваться ими. В частности, если вы захотите узнать - что означает конкретное геометрическое ограничение, вы выделите курсором соответствующую веточку в браузере. На рисунке (в рабочем поле) при этом система подсветит условное обозначение данного геометрического ограничения (например, параллельности), и сами параллельные примитивы. Так принято во всех графических системах. Но из-за сложности проектов почти никогда не удается четко рассмотреть эти примитивы на рисунке и их подсветку.

Замечательное свойство CATIA в том, что одновременно система подсвечивает и соответствующие элементы в браузере. Вот тут уже не ошибешься. Это чрезвычайно удобное средство, но присутствует оно только в тяжелых системах.


Режимы визуализации в эскизе.

  • Всякое построение в режиме эскиза сопровождается многочисленными значками около курсора: координатами; вспомогательными пунктирными линиями, условными обозначениями геометрических и размерных ограничений. Часто такое обилие вспомогательных элементов даже раздражает. Поэтому важно сразу определить - когда эти компоненты построения необходимы, а когда от них можно отказаться.

Ниже мы перечислим некоторые положения режима визуализации во время эскизирования:

  • Всякое построение в эскизе сопровождается парой « бегущих» координат, которые располагаются около курсора. Эти цифры можно включить или отключить с помощью падающего меню: Tools/Option/ Mechanical Design\ Sketcher, поле Sketch Plane, кнопочка Visualization of the cursor coordinates (подробнее смотри раздел «Некоторые установки»).

  • Все графические примитивы эскиза по мере наложения на них различных ограничений постепенно теряют степени свободы. В зависимости от степени определенности графического примитива система раскрашивает его в разные цвета:

    • Недоопределен – белый цвет.

    • Определен полностью – зеленый цвет.

    • Переопределен – малиновый цвет.

Эту раскраску можно включить или отменить с помощью команды Diagnostics в панели инструментов Visualization (появляется только в режиме эскизирования).

  • Часто эскиз бывает просто перенасыщен всевозможными размерами (ограничениями и просто справочными размерами). Эти размеры можно включить или выключить с помощью команды Dimensional Constraints в панели команд Visualization.

Кроме этого, размерные ограничения в местах их большого скопления можно разносить с помощью курсора при нажатой левой кнопке. Если вы установите курсор на выносную линию, то можно перенести сам размер. А если вы установите курсор на текст размера, то можно перенести только текст.

  • Часто эскиз бывает просто перенасыщен всевозможными условными обозначениями геометрических ограничений. Эти условные обозначения можно включить или выключить с помощью команды Geomtrical Constraints в панели команд Visualization.



рис.4д


  • Если плоскость эскизирования пересекает уже существующее формообразование, то сам эскиз может оказаться невидимым «внутри» существующего тела. Чтобы «разрезать» тело и увидеть эскиз нужно воспользоваться командой Cut Part by Sketch Plane в панели инструментов Visualization. Смотри рис. 4д.

  • После того, как вы «разрезали» тело (см. предыдущий пункт) его контуры могут быть видимы четко, не очень четко или вообще не будут видимы. Это определяется кнопками Usual, Low light, No 2D background в панели инструментов Visualization.

  • Чтобы плоскость эскизирования «смотрела» прямо на вас, нужно в панели команд View (панель команд общего употребления, рис.5) выполнить команду Normal View . При этом изображение эскиза может оказаться «зеркально отраженным», повернутым на 180 градусов. Чтобы перевести его в привычное для вас положение, повторно выполните команду Normal View.



рис.5

Точный ввод

  • Прежде чем говорить о конкретных построениях в эскизе, следует оговорить возможность точного ввода различных координат. Каждый раз, когда вы начинаете какое-либо построение (линия, окружность, многоугольник) система тут же предоставляет диалоговое окно Sketch Tools (рис. 6). После завершения команды диалоговое окно Sketch Tools пропадает.



рис. 6


Все координаты в эскизе задаются в осях H и V. Для этого в окне Sketch Tools присутствуют соответствующие поля. А какое существует соответствие между этими H и V осями эскиза и реальными пространственными осями – можно определить в правом нижнем углу экрана.


Но сначала давайте разберем пять кнопок, которые также показаны в этом окне. Начнем слева направо:

  • Grid включает\выключает размерную сетку.

  • Snap to pointзаставляет курсор «прыгать» по узлам сетки.

  • Construction/Standard Element определяет - какой графический примитив создается в данный момент: стандартный или вспомогательный (конструктивный). Напомним, что конструктивные примитивы совершенно не участвуют в построении эскиза формообразования. Кроме этого, на эскизе конструктивные элементы представляются пунктирными линиями. Кстати, эти понятия (стандартный или конструктивный примитив) существуют только в режиме построения эскизов.

  • Geometrical Constraintsвключает режим назначения геометрических ограничений.

Если вы не включите этот переключатель и все-таки назначите геометрическое ограничение, система предупредит вас, что данное ограничение будет временным. При этом, назначенное вами ограничение действительно выполнится, но его тут же можно будет легко устранить. Оно выполнится как бы один раз, и не будет постоянным.

Поэтому, если вы решили расставлять геометрические ограничения, данный переключатель должен быть обязательно включен.

Имейте в виду, что система часто ставит геометрические ограничения самостоятельно, независимо от желания пользователя. Например, вы проводите примерно горизонтальную линию, а система назначает ей жесткую горизонтальность. В результате это приводит к неожиданному для вас переопределению эскиза. Цвет линий вдруг становится малиновым. Поэтому некоторые из проставленных системой ограничений приходится удалять.

  • Dimensional Constraints - должна включает режим назначения размерных ограничений. При этом сразу на рисунке в поле проектирования появляются и изображения этих ограничений в виде обычных размеров.

Если вы при включенной данной кнопке выполните построение, например, линии с применением точного ввода, то все указанные координаты конечных точек линии система воспримет как размерные ограничения. Если же вы не включите эту кнопку, то при аналогичных действиях никаких размерных ограничений, связанных с построенной линией не возникнет.

Поэтому, если в намерены назначать размерные ограничения, эта кнопка всегда должна быть включена.


    • Если вы воспользуетесь средством точного ввода для построения точки, окружности или линии, то система сразу зафиксирует заданные координаты как размерные ограничения. И это тут же отразится на рисунке в виде соответствующих зеленых стрелок и размерных линий.

    • Нужно сказать, что в режиме эскизирования диалоговое окно Sketch Tools появляется при любом построении (линия, окружность, фаска и пр.). Скоро мы узнаем, что в других режимах работы для каждой команды система предлагает свое индивидуальное диалоговое окно. А в режиме эскизирования для всех команд построения таким общим диалоговых окном является Sketch Tools.

    • У любого построения в режиме эскиза существует много своих нюансов и различных опций. Так вот, эти опции или варианты исполнения конкретной команды представлены в окне Sketch Tools в виде дополнительных кнопок, расположенных вслед за теми, которые мы только что рассмотрели (рис. 7). Эти дополнительные кнопки мы будем рассматривать в каждой конкретной команде.



рис. 7



Основные построения

Команды основных построений и редактирования графических примитивов в режиме эскиза сосредоточены в панелях инструментов Profile и Operation (рис.4). Все команды достаточно очевидны и похожи на подобные команды в других системах твердотельного моделирования.

Кратко рассмотрим основные команды построения.


Панель инструментов Profile

  • Profile. Этот графический примитив - аналог полилинии из Автокада. Также состоит из прямых участков и дуг. Переключение между этими сегментами профайла можно осуществить с помощью соответствующих кнопок в диалоговом окне Sketch Tools (рис. 8). Кстати, на этом рисунке видно, что для построения дуг присутствуют две пиктограммы. По одной из них (левой) дуга строится по двум крайним точкам, по второй – по трем точкам.



рис. 8

Построенная полилиния состоит из отдельных линий и дуг, каждая из которых имеет свою собственную веточку в браузере. Каждую дугу или линию можно обработать в отдельности. Кроме этого, система сама устанавливает некоторые геометрические ограничения между этими элементами, которые также можно просмотреть и обработать в дереве спецификаций.

Применительно к профайлу и другим построениям есть одна интересная операция - AutoSearch. Дело в том, что в дереве спецификаций нет общего элемента для обозначения профайла целиком. Также как нет соответствующих (объединяющих) элементов и для представления разных вариантов прямоугольников и параллелепипедов. Каждый такой элемент в браузере представлен целой группой точек, линий, дуг. Чтобы выделить все примитивы профайла, можно, конечно, просто обвести этот примитив рамкой и посмотреть – что система пометила в браузере. Соответствующие элементы браузера при этом «загораются» оранжевым цветом. Это обычный прием.

Но для выполнения этой процедуры есть и специальное средство. Есть специальная команда в падающем меню – Edit/ AutoSearch (пиктограмма - маленький бинокль). Если предварительно выделить хотя бы один элемент из группы (линию, дугу), а потом вызвать эту команду, то в ответ система высветит вам все составляющие данной группы и в рабочем поле, и в дереве спецификаций.


П Р И М Е Ч А Н И Е : во время построения элементов эскиза часто приходится досрочно завершать выполнение той, или иной команды. Удобнее всего это делать с помощью команды Select из одноименной панели инструментов (рис.10).

Нормальное завершение команды построения «многоточечных» команд (например, Profile, Spline) осуществляется двойным щелчком левой кнопки мыши. Если при этом вы еще замыкаете некий контур, то есть добиваетесь совпадения некоторых точек, то система предлагает вам диалоговое окно (рис.103), с помощью которого вы можете точно указать координаты этой последней точки построения.

  • Predefined Profile. Это целая группа инструментов, каждый из которых позволяет построить свой примитив, что следует из рисунка 11.

  • Circle. Это также целая группа команд, которая позволяет строить различными способами окружности и дуги (рис. 12).

  • Spline. Здесь всего две команды: Spline и Connect (рис.101).

Первая - Spline позволяет строить сплайны.

После построения сплайна система предоставляет различные возможности его редактирования. Самый простой способ редактирования сплайна – это перемещение курсором его



рис.103



рис.10 рис.11 рис.12



рис. 101 рис.102


контрольных точек. Это, кстати, относится не только к сплайну, но и к другим графическим примитивам: кругам, прямоугольникам, дугам и др. Но нужно иметь в виду, что перемещать контрольные точки графических примитивов можно только в том случае, если включить соответствующую кнопку в диалоговом окне установок. А именно: в Tools/Option/Mechanical Design/Sketcher. Поле Geometry. Включить кнопку Allow Direct Manipulation.


Connect. С помощью этой команды можно «заделывать» промежутки между несвязанными кривыми более-менее гладкими вставками. При этом команда предлагает различные возможности (рис.102). Вставка может представлять собой дугу или сплайн. Во втором случае система предлагает построить вставку таким образом, чтобы соблюдалась непрерывность по первой и даже по второй производной. Кроме этого, можно задавать модуль вектора касательной в точке соединения.

При выполнении этой команды пользователь должен указать точки сопряжения. И это не обязательно должны быть крайние точки соединяемых кривых. Можно указать произвольные точки по длине кривых. И результат сопряжения не всегда предсказуем. Система в итоге может построить точки сопряжения совершенно не там, где мы предполагаем. Поэтому выполнение этой команды не всегда приводит к однозначным результатам.

  • Conic. Эта панель инструментов (рис. 12) позволяет строить конические сечения: эллипсы, параболы, гиперболы. Самой интересной является именно команда Conic (рис. 13).



рис. 12



рис. 13

Как известно, конические сечения строятся по характерным точкам с указанием касательных векторов в конечных точках. Кнопки-опции этой команды предлагают различные варианты построения.

При задании конического сечения в итоге приходится указать на экране несколько точек. Одни точки задают границу конического сечения, другие – направление касательных векторов. Будьте внимательны и следите за системными подсказками (слева, внизу экрана), чтобы не ошибиться в порядке указания этих точек.

Итак, опции команды:

  • Nearest End Point – вспомогательная опция. Эта кнопка (всегда включена по умолчанию) предлагает строить коническое сечение по характерным точкам, которые выбираются на уже существующих кривых или прямых. И вектора касательных в конечных точках конического сечения будут вычисляться исходя из указанных существующих примитивов. Если вы не собираетесь использовать существующие примитивы, то можно на эту кнопку внимания не обращать.

  • Two Pointsзадает коническое сечение по двум конечным точкам, в каждой из которых задается вектор касательной. Затем следует указать положение одной промежуточной точки. Система подсказывает порядок указания точек и векторов.

  • Four Points - задает коническое сечение по четырем точкам: двум конечным и двум промежуточным. В начальной точке задается вектор касательной. Затем следует указание конечной точки и двух промежуточных. Система подсказывает порядок указания точек и векторов

  • Five Pointsзадает коническое сечение по пяти точкам. Нигде не указывается вектор касательной. Порядок указания точек такой: начальная, конечная, три промежуточных.

  • Start and End Tangentвспомогательная опция. Определяет способ задания вектора касательной: по двум точкам.

  • Tangent Intersection Point – вспомогательная опция. (Активна только в режиме Two Points), определяет способ задания векторов касательных в конечных точках: сами точки и точка пересечения их касательных векторов.


  • Line. Это группа понятных и часто используемых команд построения различных прямых линий (рис. 14). Присутствуют такие варианты:

    • Line. Строит линию по определенным крайним точкам.

    • Infinite. Строит линию неопределенной длины (горизонтальную, вертикальную, наклонную). Часто используется для вспомогательных построений.


рис. 14

  • Bi-Tangent Line - строит касательную линию.

  • Bi-Secting Lineстроит биссектрису.

  • Line Normal to Curve из внешней точки строит перпендикуляр на указанную кривую.

Кстати, в панели команд Profile существует еще одна похожая команда – Axis. Применяется каждый раз, когда возникает потребность в телах или поверхностях вращения. На рисунке изображается штрих-пунктирной линией.


  • Point. Эта панель инструментов обеспечивает нас разными способами построения точек (рис. 15).


рис. 15 рис.16

  • Point by Clicking - определяет точку простым указанием курсора. Но с помощью точного ввода можно задать и точные абсолютные координаты определяемой точки.

Кстати, если в хотите создать сразу несколько точек (это относится и к другим построениям и командам), нужно вызвать соответствующую команду двойным нажатием левой кнопки мыши.

  • Point by Using Coordinatesпри выполнении этой команды появляется диалоговое окно, в котором можно задать точные координаты точки. Спрашивается – чем эта команда отличается от предыдущей? Дело в том, что при выполнении данной команды предварительно можно указать (подсветить курсором) некоторую уже существующую точку проекта, и тогда задаваемые координаты будут восприняты относительно указанной точки. То есть – это средство задания относительных координат точки.

  • Equidistant Points позволяет расставить точки на равном расстоянии друг от друга по длине указанно примитива (отрезка, дуги и пр.). Если хочется построить точку посередине указанного отрезка. То нужно задать количество точек – 1.

  • Intersection Point строит точку на пересечении указанных примитивов.

  • Projection Point строит проекцию внешней точки на указанный графический примитив. Предварительно нужно указать некоторую точку, потом вызвать команду и, наконец, указать примитив.


Панель инструментов Operations

Сама панель инструментов представлена на рис. 16. Рассмотрим представленные в ней команды.

    • Corner. Позволяет скруглить углы пересекающихся или непересекающихся прямых. При выполнении данной команды диалоговое окно Sketch Tools принимает вид, показанный на рис. 17. Такое обилие кнопок объясняется тем, что команда предполагает различные варианты отсечения оставшихся после скругления прямых: отсечь оба остатка, отсечь только остаток первой прямой,



рис. 17

не отсекать вообще. Кроме этого, существуют варианты для конструктивных и стандартных типов прямых.

    • Chamfer. Строит фаску для пересекающихся или непересекающихся прямых (см. рис. 18).



рис. 18

Обилие опций объясняется множеством вариантов, связанных с отсечением или неотсечением остатков, с наличием конструктивных прямых, а также с возможностью задавать фаску по разным длинам и по углу.


Далее в панели инструментов следуют три очень важные группы команд

Группа команд Relimitation

Сама панель этой группы команд представлена на рис. 19. Эта группа команд обеспечивает обрезание, продление, разрыв и другие операции над пересекающимися графическими примитивами. Рассмотрим эти команды по очереди.






рис. 19 рис.20

    • Trim. Соответствующее диалоговое окно Sketch Tools представлено на рис. 20.

Во-первых, команда позволяет отрезать одну или обе части пересекающихся примитивов.

Правило такое: на какую часть примитива указал - эта часть на экране и останется! Действие происходит так: в случае двух пересекающихся примитивов после вызова команды вы указываете курсором на ту часть примитива, которую желательно оставить. Щелкаете левой кнопкой мыши. Эта часть примитива сразу укорачивается, но становится «податливой». Вы курсором доводите ее до нужного места перекрестия и очередным щелчком левой кнопки мыши фиксируете в точке перекрестия.

Есть два варианта действия команды (две кнопки-опции в диалоговом окне Sketch Tools)

    • Trim All Elements. Обрезаются оба из пересекающихся примитивов. Указывать нужно на две оставшиеся части пересекающихся примитивов.

    • Trim First Element. Обрезается только один из пересекающихся примитивов.


Есть и еще вариант исполнения этой команды сразу для многих примитивов, пересекаемых одной кривой. Выполнение команды в этом случае происходит так:

  • Сначала помечаете все, задействованные в этой процедуре примитивы (рамкой).

  • Потом вызываете команду Trim

  • Указываете на общую пересекающую кривую

  • Курсором показываете сторону, на которой должны остаться кусочки.


Во-вторых, эта же команда позволяет продлить любой одиночный примитив. Действие команды аналогично. Щелкаете левой кнопкой мыши на нужном примитиве. Примитив сразу становится «податливым». Вы можете удлинять или укорачивать его курсором. Доводите курсором примитив до нужного места и очередным щелчком левой кнопки мыши фиксируете его.


    • Break. Команда позволяет разбить примитив на две части. Никакого диалогового окна Sketch Tools при этом не появляется.

Предположим, была построена дуга. Далее следует выполнить такие действия:

  • Вызываете команду Break

  • Курсором указываете на дугу.

  • Курсором указываете произвольную точку на дуге. Все, команда выполнена.

Интересно, что в дереве спецификаций при этом появится новые элементы: новая часть дуги; новая точка, разделяющая дуги.



    • Quick Trim. Часто используемая команда. Быстро стирает ненужные части примитивов. При этом эти части примитивов должны быть ограничены некоторыми точками, пересечениями или иными ограничителями. Напоминаю, что для многократного использования одной и той же команды, ее нужно вызвать двойным щелчком левой кнопки мыши. Для данной команды этот прием особенно актуален.

    • Close. Команда из той же панели. Позволяет достраивать окружности по существующим дугам.

    • Complement. Из дуги окружности строит ее недостающую часть и отдельно представляет ее в дереве спецификаций.


Группа команд Transformation

Сама панель этой группы команд представлена на рис. 21.



рис. 21

Эта группа команд служит для зеркального отражения, перемещения, поворота, масштабирования и смещения графических примитивов эскиза. Все эти команды понятны. Имеет смысл немного остановиться только на команде смещения.

Дело в том, что именно эта команда Offset оказывается чрезвычайно полезной при осуществлении различных вспомогательных построений. С ее помощью можно легко построить множество вспомогательных параллельных линий.


Группа команд 3D geometry


рис. 22


С помощью команд этой группы осуществляется связь вашего эскиза с контурами уже построенных объемных формообразований. Действительно, если вы продолжаете построение модели детали, то в очередном эскизе вам могут потребоваться контуры уже построенных объемных частей вашей детали для базирования новых построений.

Нужно отметить, что в терминологии разработчиков системы CATIA контуры существующих объемных формообразований бывают разными. Есть контуры, образованные ребрами граней тел (edges), а есть контуры, образованные криволинейными силуэтами тел (faces). Последние контуры системе сложнее идентифицировать.

В данной группе инструментов выделяются команды проецирования прямолинейных ребер (Project 3D Elements) и криволинейных силуэтов (Project 3D Silhouette Edges). Кроме этого, присутствует очень важная команда нахождения пересечения существующих ребер и силуэтов детали с плоскостью текущего эскиза (Intersect 3D Elements).

Команда нахождения пересечений очень важна. Представьте себе, что плоскость текущего эскиза пересекают различные уже существующие пространственные кривые. Если вы хотите, чтобы построения текущего эскиза точно касались существующих кривых, вам не обойтись без команды Intersect 3D Elements.

  • Project 3D Elements. Это команда проецирования ребер, образованных четкими гранями уже существующих формообразований. С помощью этой команды можно проецировать каждое ребро по отдельности. А можно сразу указать некоторую грань в твердом теле, и тогда все ребра этой грани автоматически спроецируются в ваш эскиз.

При таком проецировании в дереве спецификации (в браузере) появляется новый раздел Use-Edges, в котором будут отражены все спроецированные примитивы. Например, после проецирования некоторого ребра в этом разделе браузера появляются сразу две дополнительные веточки Projection. 1 и Mark.1 (рис.А). На проекцию каждого примитива приходится отдельная пара таких веточек. Одновременно соответствующие веточки появляются и в разделе Geometry. Но в разделе Geometry появляютя веточки только для крайних точек спроецированнго ребра. А в разделе Use-Edges веточкой Mark.1 представлена сама проекция ребра (рис.А).



рис.А рис.Б рис. В


Если дважды щелкнуть курсором по какой-нибудь ветке типа Mark.1, то появится небольшое диалоговое окно Import Definition (рис.Б). В этом окне есть поле Reference Element, в котором система указывает – из какого формообразования и какое именно ребро вы спроецировали в свой эскиз. Эта возможность присутствует во всех командах данной группы.

Иногда бывает важно, чтобы спроецированные вами элементы стали полноправными примитивами вашего эскиза. Для этого нужно подвести курсор к веточке Mark.1 в разделе браузера Use-edges, вызвать вспомогательное контекстное меню, и в нем исполнить команду Isolate. После этого веточка ранее спроецированного вами ребра из раздела Use-edges переносится в раздел Geometry (рис.В) и становится полностью равноправным графическим примитивом вашего эскиза. Вы можете делать с ним все, что захотите. Можете даже удалить.

Если вы спроецировали сразу все ребра указанной грани, то эти ребра в разделе браузера Use-edges окажутся неразделенными. Все вместе они там определены одной веточкой Mark.1. Но с помощью все той же команды Isolate можно все их «разбить» на отдельные ребра и раздельно представить в разделе Geometry.

Кстати, во время такого разбиения сложной кривой, состоящей только из очевидных дуг и отрезков прямых, могут появиться и NURBS кривые.


    • Intersect 3D Elements. Это команда работает только с пространственными кривыми и ребрами тел, которые пересекают ваш текущий эскиз.

В результате выполнения команды в эскизе формируется либо точка пересечения, либо кривая пересечения.

После такого проецирования в браузере эскиза, в разделе Use-Edges появляется дополнительная веточка Intersection.1/Mark.1.

Следует отметить, что полученный в результате подобного проецирования в эскизе контур сначала совершенно не поддается обработке. Для того, чтобы элементы контура можно было как-то использовать в вашем эскизе, этот контур нужно изолировать. Для этого следует сначала в браузере выделить веточку этого контура (Mark.1), а потом выполнить команду вспомогательного контекстного меню Isolate. После этого контур разбивается на отдельные компоненты и с ними можно будет работать как с отдельными элементами контура. В частности можно будет безболезненно их удалять, перемещать и др.

Кстати, после выполнения команды изолирования система предупреждает, что ей придется пересчитать элементы контура (Rerouted). Затем в браузере эскиза пропадает веточка Intersection.1/Mark.1 и все элементы контура переносятся в раздел Geometry.

  • Project 3D Silhouette Edges. Эта команда похожа на Project 3D Elements, но позволяет проецировать силуэты только от поверхностей вращения.

Проецировать каждую поверхность вращения нужно по отдельности. Количество таких «отдельностей» зависит от того – как кто-то (а, может быть, вы сами) построили эскиз, по которому была выполнена поверхность вращения. Из скольких дуг и сплайнов составлен эскиз – из стольких частей будет состоять поверхность вращения. Кроме этого, отдельные поверхности вращения лучше указывать непосредственно на рисунке в поле проектирования.

При выполнении команды система может сообщить вам, что данная процедура может привести к «…алгоритмической нестабильности», но, тем не менее, операция выполняется.

Кстати, вы можете комбинировать при проецировании контуров твердого тела в свой эскиз: для ребер плоских граней использовать команду Project 3D Elements, а для поверхностей вращения – команду Project 3D Silhouette Edges.

После проецирования контура в браузере эскиза, в разделе Use-Edges появляется дополнительная веточка Silhouette.1/Mark.1.


Наложение ограничений

Напомним, что в итоге мы всегда формируем параметрические модели проектируемых объектов. Параметрической моделью называется такая модель объекта, в которой можно менять любой параметр при соблюдении всех, ранее наложенных ограничений. Ограничения бывают размерные и геометрические. Размерные ограничения – это тривиальные размеры длин, углов, радиусов. Геометрические ограничения – это ограничения на параллельность, перпендикулярность, соосность, равенства длин, симметрию и др. геометрические отношения между примитивами.

Наложение ограничений в CATIA осуществляется с помощью панели инструментов Constraints, которая состоит из семи команд (рис.23).

Следует лишний раз напомнить вам, что для удобного назначения и просмотра наложенных ограничений необходимо удостовериться в том, что вы правильно использовали такие пиктограммы, как:

  • В панели Sketch Tools: пиктограммы Geometrical Constraints и Dimensional Constraints.

  • В панели Visualization: пиктограммы Diagnostics, Dimensional Constraints и Geomtrical Constraints

Итак, рассмотрим способы наложения различных ограничений.


  • Constraints Defined in Dialog Box – наложение геометрических ограничений. Если предварительно выделить один или два примитива, а потом вызвать данную команду, то система предоставит диалоговое окно (рис. 24), в котором можно выбрать нужные геометрические ограничения для ранее указанных примитивов.


рис. 23 рис.24


Ограничения типа Fix (фиксация точки), Horizontal (горизонтальный), Vertical (вертикальный) и пр. задаются единичным графическим примитивам. Но, например, чтобы точку на линии задать как «серединную», нужно предварительно курсором пометить и точку, и линию! А потом в окне (рис.24) указать ограничение Midpoint.

Для задания геометрических ограничений типа Coincidence (совпадение), Parallelism (параллельные), Tangency (касательность) и др. следует указывать пару графических примитивов.

А, например, для задания ограничения типа симметрии (Symmetry) придется указать два примитива и (третьим элементом) ось симметрии!

Не забывайте, что для каждого ограничения в браузере присутствует своя «веточка» и при желании ее можно посмотреть (уточнить – какие примитивы она связывает), или удалить.

Повторяю, что система сама, без вашего ведома часто ставит свои геометрические ограничения, которые часто приводят к переопределению элементов. Элементы при этом окрашиваются в малиновый цвет. Чтобы избежать этого, приходится некоторые ограничения временно или постоянно удалять. Это можно сделать в дереве спецификаций, или непосредственно на рисунке, в области проектирования.


Следующая пиктограмма рассматриваемой панели инструментов Constraints содержит две команды (см. рис. 25).


  • Первая команда – Constraint задает размерные ограничения. При непосредственном задании размеров можно воспользоваться контекстным меню (рис. 26), в котором следует уточнить: каким должен быть размер – горизонтальным, вертикальным или наклонным.

Если задается размер угла, то предварительно следует выделить два примитива.

На рисунке размерные ограничения представлены обычными стрелками и выносными линиями зеленого цвета. Справочные размеры не являются ограничениями. На рисунке они задаются в скобках.

Если величину размерного ограничения нужно изменить, следует дважды щелкнуть по нему левой кнопкой мыши. В ответ система предложит диалоговое окно (рис. 27), в котором можно




рис. 25 рис.26 рис. 26а


изменить величину размера, а также перевести этот размер в разряд справочных с помощью соответствующей кнопки Reference. Там же для указания размеров окружностей можно выбрать – что задаем: - размеры диаметра или радиуса.

Еще раз обратите внимание на то, что в дереве спецификаций с назначением каждого ограничения в разделе Constraints появляются соответствующие элементы (веточки).


З А М Е Ч А Н И Е : с помощью браузера удобно анализировать: какое геометрическое ограничения какие примитивы связывает.

Но есть еще одно средство удобного анализа геометрических ограничений:

    • Пометьте в браузере «веточку» интересующего вас геометрического ограничения;

    • Вызовите основное контекстное меню, и выберите в нем команду Parents/Children;

    • В ответ система предоставит диалоговое окно (рис. 26а), из которого сразу становится ясно – какие примитивы связывает данное ограничение.

И еще одно средство анализа геометрического ограничения:

  • Дважды щелкните курсором по веточке геометрического ограничения в браузере;

  • Появится диалоговое окно (рис. 26в);

  • «Нажмите» в нем на кнопочку More;

  • Появится расширенное диалоговое окно (рис. 26г), из которого также можно узнать– какие примитивы связывает данное ограничение.

  • Contact Constraint. Если вы предварительно выделите два несвязанных графических примитива, а потом вызовите данную команду, то система заставит эти примитивы быть связанными. Например, две окружности могут стать концентричными, совпадающими, касательными. Естественно, это действие возможно только в том случае, если оно не войдет в противоречие с уже действующими ограничениями.

Эти же самые геометрические ограничения можно наложить и обычным способом – командой Constraints Defined in Dialog Box.




Рисс.26в рис. 26г



рис. 27 рис.28


Следующая пиктограмма рассматриваемой панели инструментов также содержит две команды (см. рис. 28).


  • Первая команда - Fix Together – закрепляет взаимное расположение примитивов в эскизе между собой. Вы сможете потом переносить связанные таким образом примитивы по плоскости эскиза, но их взаимное расположение останется неименным. В браузере в разделе ограничений появляется при этом единственная веточка – FixTogether.1.

  • Auto-Constraint. Эта команда создана для ленивых. Конечно, чаще всего пользователь продуманно задает каждое ограничение в отдельности. Но если хочется быстро, одним движением задать все возможные ограничения для построенного эскиза, то можно воспользоваться данной командой.

Предварительно следует выделить (рамкой) все примитивы эскиза, а потом вызвать данную команду. Система сама, по своему усмотрению задаст все размерные и геометрические ограничения. Обычно все примитивы эскиза остаются выкрашенными в белый цвет. Но если «вручную» зафиксировать какую-либо точку, то все примитивы окрашиваются в зеленый цвет, то есть эскиз становится полностью определенным.

  • Animate Constraint. Иногда после задания всех размерных ограничений хочется посмотреть – как будет изменяться эскиз, если мы поменяем некоторые из этих размерных ограничений. Конечно, можно просто «потаскать» некоторые точки эскиза по экрану, «цепляясь» за них курсором. Но система предоставляет средство удобнее.

Для демонстрации такого изменения, представленного как некая мультипликация и существует команда Animate Constraint. Нужно вызвать эту команду и указать какое-нибудь одно размерное ограничение – аргумент. Появится диалоговое окно Animate Constraint (рис. 29). В нем перечисляются начальное и конечное значения изменяемого ограничения, число шагов изменения, порядок повторений.

После задания всех величин можно включить механизм просмотра.




рис.29 рис.30


  • Edit Multi-Constraint. Это средство позволяет редактировать сразу все заданные размерные ограничения в таблице. Конечно, это можно делать для каждого ограничения в отдельности. Но удобнее все их с помощью данной команды представить в таблице.



Дополнительные возможности задания размерных ограничений.

Разные способы представления размерных ограничений.

Если предварительно указать пиктограмму команды размерных ограничений Constraint, а потом выделить одно размерное ограничение и вызвать при этом контекстное меню (рис. 31),

то можно представить это размерное ограничение в области проектирования:

  • только именем размерного ограничения (Value Display);

  • именем и величиной размерного ограничения Name/ Value Display;

  • только величиной размерного ограничения.


Задание размерных ограничений в виде формул.

Для этого нужно указать нужное (уже проставленное размерное ограничение), вызвать его вспомогательное контекстное меню и там выбрать команду Edit Formula.

В ответ система предоставит диалоговое окно формульного редактора (рис. 32), в котором в формульном окошке уже будет стоять имя ранее указанного размерного ограничения.

Диалоговое окно разделено на три поля:

  • Dictionary

  • Members of Parameters

  • Members of Length

Количество этих полей и их названия меняются в зависимости от ситуации. Главное их назначение – локализовать список возможных примитивов, ограничений, и других элементов эскиза, которые могут стать аргументами будущей формулы. Например, в нашем случае мы говорим системе, что для определения будущей формульной зависимости нам потребуются только длины (Length). В ответ система в последнем поле (Members of Length) и перечисляет нам все, уже проставленные размеры длин.

Если вы не будете выполнять такую предварительную локализацию, то запутаетесь в огромном обилии возможных аргументов сложного эскиза.


Имена параметров можно выбирать из таблицы, или указывать непосредственно на рисунке. Обратите внимание на то, что в формульном окошке имена параметров берутся в кавычки. Кстати, если вы дважды «кликните» курсором по имени нужного параметра в поле Members of Length, имя этого параметра само появится в формульном окошке уже с кавычками.



рис. 31 рис.32


Далее из имен размерных ограничений можно составить арифметическое выражение для задания конкретного рассматриваемого размера.

После формульного задания размерного ограничения около его изображения в поле проектирования появится условный значок функции.

Если вы в режиме эскиза захотите удалить формульную зависимость какого-либо параметра, то потребуется воспользоваться пиктограммой «резинка» в правом верхнем углу диалогового окна рис. 32. Нужно будет «стереть» соответствующее содержимое формульного окошка.






Анализ правильности построения эскиза

Это очень важный этап эскизирования, поскольку в случае каких-либо совершенных ошибок на данном этапе система не позволит вам продолжить работу и в других режимах. Начинающие пользователи часто сразу стараются полностью построить даже достаточно сложные эскизы. И в результате сталкиваются сразу со множеством совершенных ошибок, которые сложно не только исправить, но и выявить. Поэтому на этапе освоения системы можно рекомендовать создавать сложные эскизы по частям, постепенно усложняя конструкцию. В этом случае легче локализовать ошибки эскизирования.

В системе существует средство проверки качества построенного эскиза. Чтобы им воспользоваться следует:

  • Либо в падающем меню Tools выбрать команду Sketch Analysis.

  • Либо в панели инструментов Tools (см. рис. 33) выбрать пиктограмму команды Sketch Analysis.

Уточним, что перечисленные средства можно найти в указанных местах только в режиме эскизирования.

Как только вы выполните упомянутую команду, появится диалоговое окно Sketch Analysis (рис. 34). В нем представлены три закладки:

  • Geometry - именно эта закладка нам важнее всех при отладке эскиза.

  • Projections/Intersectionsиспользуется при существующих в эскизе элементах проецирования или пересечения с внешними контурами.

  • Diagnostics регистрирует степень определенности всех геометрических примитивов эскиза.


Нужно сказать, что в первую очередь данное средство проверки эскизов предназначено для построения тел с помощью замкнутых контуров. Если вы помните основные положения твердотельного моделирования, то согласитесь с тем, что основой любого формообразования для построения тел движения является след от движения замкнутого контура вдоль некоторой направляющей кривой. Именно замкнутого контура. Поэтому различные разомкнутые линии и контура, а также изолированные точки в эскизе не допускаются.

Именно эту информацию система и предоставляет на закладке Geometry. Уточним, что сам эскиз с разомкнутыми элементами и изолированными точками вполне может существовать. Например, для построения поверхности. Но построить из него некоторое твердотельное формообразование система уже не допустит. Правда, если вы захотите впоследствии использовать данный разомкнутый эскиз для построения поверхности (об этом у нас еще речь впереди), - это вполне возможно.

Как следует из таблицы рисунка 34, в одной ее колонке перечислены построенные вами графические примитивы эскиза. А в колонке Status зафиксировано – какие из этих примитивов составляют открытые контура (Opened) или изолированные (Isolated) точки. Это и есть самые характерные «неправильности» эскиза, из-за которых невозможно продолжить построение твердого тела. Разомкнутые контура, естественно, придется замкнуть. Для этого необходимо проверить все сопряжения между составляющими графическими примитивами.

А изолированные точки лучше всего превратить в конструктивные. Как известно, конструктивные элементы не участвуют в построении эскиза и, таким образом, никак не влияют на его форму.

Если же вы попытаетесь просто удалить «неправильные» точки, то это может повлечь за собой пропадание многих полезных или вспомогательных построений, что вам не понравится.

Если же вы вообще не сделаете соответствующей проверки и исправлений в эскизе, то система просигнализирует вам в специальном диагностическом сообщении и порекомендует: «… в эскизе присутствуют точки, определенные как стандартные геометрические элементы. Вы должны превратить эти точки в конструктивные элементы».

Если вы исправите все неточности в вашем эскизе, то на закладке Geometry останутся только замкнутые контура.

Дополнительные возможности

Эти дополнительные возможности касаются команд, пиктограммы которых располагаются в панели инструментов Tools (см. рис. 35).

Create Datum

В описании системы говорится, что данное средство «разрушает все связи конкретного компонента с остальными примитивами проекта. Это утверждение требует некоторых пояснений. Во-первых, оно очень широкое. При работе с облаками точек, например, средство Create Datum используется совсем по-другому. Поэтому сейчас поговорим о вещах более конкретных. Например, об адаптивности проектируемой модели.

Сначала нужно сказать о том, что по умолчанию все компоненты проекта в системе CATIA считаются адаптивными без всяких на то усилий. Не нужно самому заботиться об адаптивности, она естественна.

Представьте себе, что вы построили модель втулки, в нее вставили модель вала. Система автоматически считает внутренний диаметр втулки и внешний диаметр вала адаптивными. Это означает, что если вы поменяли внутренний диаметр втулки, то и внешний диаметр вала изменится соответственно. Такой режим формирования модели в системе CATIA естественен.

Кстати, во всех системах среднего класса адаптивность следует назначать «вручную» и выборочно только для нужных пар элементов.








рис.33 рис.34



рис. 35 рис.35а рис.35б



Давайте, для наглядности, выполним такой пример (рис.35а).

        1. В новом эскизе строим кольцо из двух диаметров.

        2. Задаем меньший, внутренний диаметр 45 мм.

        3. Выращиваем этот эскиз во втулку.

        4. Начинаем второй новый эскиз на одной из плоскостей построенной втулки.

        5. Проецируем в этот эскиз (Project 3D Elements) внутренний цилиндр втулки (диаметр 45).

        6. Заканчиваем на этом весь второй эскиз и выращиваем по нему вал.

        7. В результате получаем конструкцию, представленную на рис. 35а.

        8. В первом эскизе меняем диаметр внутреннего кольца втулки с 45 мм на 65 мм.

        9. Диаметр вала также изменяется и становится равным 65 мм




готовых эскизов – это предмет следующего занятия

То есть мы не предпринимали никаких усилий, а свойство адаптивности детали и эскизов имеет место.

Но если вы решили нарушить этот естественный порядок взаимоотношений отдельных деталей, то вам придется сказать системе, что с какого-то момента мы разрушаем адаптивные связи между объектами. Теперь они уже не будут адаптивными. Для этого в том же примере, еще на этапе построения второго эскиза (пункт 4.) в панели инструментов Tools вы должны включить кнопочку команды Create DATUM. Пока эта кнопка включена, все адаптивные связи разрушаются.

И вот с этого момента все построения в эскизе, а потом и в формообразовании перестанут быть адаптивными.

В том же примере, если вы впоследствии поменяете внутренний диаметр втулки, диаметр вала останется прежним (рис.35б).


Output feature. Внешний элемент эскиза.

После завершения построения эскиза все его элементы как бы остаются внутри его. Если что-то хочется в эскизе изменить, нужно войти в режим редактирования эскиза и там менять. Затем весь эскиз целиком используется для какого-нибудь формообразования и поглощается им.

А можно ли хотя бы один элемент эскиза не использовать для основного формообразования, а как бы выделить его для других внешних нужд? Можно. Для этого еще в режиме эскиза нужно сначала построить этот внешний элемент. Например, сплайн. А потом в панели инструментов Tools выбрать команду Output Features. (Напомним, что в режиме построения эскиза есть две панели с похожими именами: Sketch Tools и просто Tools). А далее следует указать именно подготовленный для выделения элемент – сплайн.

В дереве спецификаций эскиза появятся веточки:

Outputs.1

Output.1 (Spline.1)

Далее нужно выйти из режима эскиза.

При этом, если все элементы эскиза пропадают из области проектирования после завершения работы с эскизом, то внешний элемент остается. И его можно использовать для дальнейших операций как совершенно отдельный компонент проекта. Например, с его помощью можно построить некоторую поверхность.

Но если впоследствии вам захочется отредактировать форму этой поверхности, то придется вернуться в режим редактирования всего исходного эскиза (из которого был получен выходной элемент), там отредактировать не просто выходной элемент, а сам примитив, на котором основан этот выходной элемент, то есть сплайн. Когда вы выйдете из режима эскиза, то в проекте останется «старая» поверхность, построенная еще по неотредактированному внешнему элементу, и новый, отредактированный внешний элемент. Теперь по нему можно строить новую поверхность.

Profile Feature.

Это повторение предыдущей команды. Отличие в том, что в предыдущей команде внешним становится только один примитив, а здесь внешними можно сделать группу примитивов, объединенных в профайл!



Некоторые установки режима эскизирования

Как мы обещали в Пособии I, по мере необходимости мы будем знакомиться с различными системными установками, которые назначаются в таблицах Tools/Options. Для режима эскизирования важна таблица Tools/Options/ Mechanical Design/Sketcher (рис. 36). В частности, важны такие установки:

  • Назначение размерной сетки.

Как следует из рисунка, для назначения этих установок на закладке Sketcher существует специальное поле Grid.

В поле проектирования размерная сетка обычно представлена крупными и мелкими клеточками. Первая цифра в поле Primary Spacing задает размер каждой большой клеточки на экране в миллиметрах. А второе поле Graduations задает число мелких клеточек, на которое будет разбита большая клеточка. Поэтому, если вы хотите иметь размер маленькой клеточки по миллиметру, то в окошечках должны стоять цифры: 10 и 10. Если вы хотите иметь размер маленькой клеточки по 10 м, то в окошечках должны стоять цифры 100 и 10

При этом не забудьте в рабочем поле достаточно приблизиться к экрану, а то вы просто не заметите маленькие клеточки сетки.



рис.36


  • Включение\выключение бегущих координат около курсора.

Эта установка выполняется на той же закладке Sketcher в поле Sketch Plane. Для того, чтобы бегущие координаты присутствовали около курсора. Нужно включить кнопочку Visualization of the cursor coordinates

    • Перемещение контрольных точек графических примитивов непосредственно курсором. После построения любого графического примитива (сплайна, окружности, дуги, прямоугольника и пр.) система предоставляет различные возможности его редактирования. Самый простой способ редактирования примитива – это перемещение курсором его контрольных точек.

Но нужно иметь в виду, что перемещать контрольные точки графических примитивов можно только в том случае, если включить соответствующую кнопку в диалоговом окне установок (рис.36). А именно: в поле Geometry нужно включить кнопку Allow Direct Manipulation.





Случайные файлы

Файл
92045.rtf
!.doc
183466.rtf
22508-1.rtf
ref-15571.doc