Мартынюк (3_Part_Design)

Посмотреть архив целиком

29



Мартынюк В.А.


Пособие 3. Режим работы Part Design в системе CATIA


Оглавление

Общие замечания 2

Панель инструментов Sketched Based Features 3

Pad 3

Pocket 4

Shaft и Groove 5

Hole 5

Rib 6

Slot 6

Stiffener (ребро жесткости) 6

Solid Combines 7

Multisection Solids 8

Removed Multisection Solids 8

Панель инструментов Dress-Up Features 9

Скругление кромок - Fillets 9

Thickness 9

Remove Face 9

Панель инструментов Surface Based Features 10

Split 10

Thick Surface 10

CloseSurface 10

Sew Surface 11

Панель инструментов булевых операций 11

Структурирование проекта. 11

Assemblе 12

Add, Remove, Intersect 12

Union Trim. 12

Remove Lump 13

Панель инструментов Transformation Features 13

Панель инструментов Tools 13

Вспомогательные построения (Reference Elements) 14

Point 15

Points Creation Repetition 17

Line 17

Plane 19

Дополнительные возможности 20

Общая таблица параметров 20

Reorder 21

Tap-Thread Analysis 22

Apply Material 22

Просмотр истории построения модели 23

Scan Or Define in Work Object 23

Quick Select 24

Parents/Children 24

Work on Support 3D 24

PowerCopy 26

Некоторые системные установки 26

Видимость отдельных частей проекта. 26



Общие замечания

Напоминаю, что данная серия учебных пособий имеет своей главной целью освоение элементов поверхностного моделирования в системе CATIA. Поэтому режим Part Design рассматривается главным образом не для того, чтобы потом из построенных деталей создать сборочный узел, а для того, чтобы в гранях построенной геометрической модели отдельной детали использовать всю мощь поверхностного моделирования тяжелой графической системы. Поэтому некоторым пользователям может показаться, что отдельные команды данного режима работы рассматриваются поверхностно. Но нужно отметить, что основные команды формообразования, во-первых, просты сами по себе. А во-вторых, эти команды почти всегда похожи на аналогичные команды из других графический систем среднего класса (Inventor, Solid Work, Компас), с которыми вы знакомились на младших курсах.


  • Часто геометрические модели отдельных деталей бывают очень сложными и поэтому дерево спецификаций вашего проекта лучше разбивать на отдельные разделы – структурировать. Мы уже упоминали такие разделы дерева спецификаций, как Geometrical Set, PartBody и др. Но если эскизы можно было строить и в разделе Geometrical Set, и в разделе PartBody, то отдельные тела можно строить только в разделах PartBody.

Если вы попытаетесь построить отдельное формообразование или тело целиком в разделе Geometrical Set, то система сделает вам замечание и автоматически разместит новое тело в разделе PartBody.

Еще есть и раздел Body, но о нем мы скажем позже.

  • Ваши детали часто будут состоять из многих формообразований и сложных граней. Не забывайте удобное средство раскраски отдельных компонентов детали в разные цвета. Для этого выделите соответствующий элемент в дереве спецификаций, в основном контекстном меню выберите строку Properties, а в диалоговом окне - закладку Graphic, а там уже поле Color.

      • Видимость стандартных плоскостей.

Нужно отметить, что места в области проектирования часто не хватает. Еще и потому, что часто поле проектирования «засоряется» панелями инструментов. В середине экрана постоянно присутствуют условные изображения стандартных плоскостей. Чтобы «погасить их» достаточно выключить их видимость в соответствующих элементах дерева спецификаций.

  • Если вы помните, в современных графических системах среднего класса (Inventor, Solid Works, КОМПАС и др.) при выполнении любого формообразования система тут же предлагает указать и соответствующую логическую операцию (сложение, вычитание, пересечение), с помощью которой данное формообразование будет соотноситься с уже произведенными формообразованиями. То есть, одну и туже операцию выдавливания можно выполнить так, что новое тело «прибавится» к уже существующему, или вычтется из уже существующего.

А в системе CATIA существуют отдельные команды выдавливания-сложения (Pad) и выдавливания-вычитания (Pocket). И такие «пары» похожих команд существуют для всех способов получения тел движения.

Более того, кому-то такое обилие «лишних» команд покажется неудобным, но если вы хотите работать с CATIA, то придется с этим мириться.

  • Команды можно вызывать или с помощью соответствующих пиктограмм, или из падающего меню Insert. Полный перечень инструментальных панелей режима Part Design можно просмотреть с помощью падающего меню View/Toolbars. На рис. 1 приведены только основные из этих панелей.

Рассмотрим основные инструментальные панели.




рис.1


Панель инструментов Sketch-Based Features

Pad

  • Это одна из наиболее употребимых команд режима построения детали. Обычно с ее помощью «выращивают», «выдавливают» тело первого формообразования по заранее построенному эскизу.

    • Диалоговое окно команды представлено на рис. 2. Первое, что нужно указать в этом диалоговом окне – это эскиз, по которому будет происходить выращивание. Это указание осуществляется в поле Profile/Surface в окне Selection.

  • Затем следует указать пределы выращивания. Выращивание может происходить перпендикулярно плоскости эскизирования в обе стороны от нее. Поэтому в диалоговом окне присутствуют как бы две страницы: левая First Limit и правая Second Limit. Но часто пользователь ограничивается выращиванием эскиза только в одну сторону, поэтому правая страница диалогового окна остается невостребованной.

  • Способ задания пределов выращивания указывается в окне Type. Предлагаемые способы:

  • Dimension – предполагает указание величины выращивания в миллиметрах в окошке Length.

  • Up to Next – предполагает выращивание до первой встречной плоскости уже построенного тела. При этом можно указать и смещение от первой встречной плоскости в окошке Offset.

  • Up to Last – предполагает выращивание до последней встреченной плоскости уже построенного тела.




рис.2 рис.3


  • Up to Plane – предполагает выращивание до указанной плоскости.

  • Up to Surface – предполагает выращивание до указанной поверхности.

Не забывайте, что всегда можно воспользоваться контекстным меню, с помощью которого можно не только указать некоторую, уже существующую плоскость, но и тут же построить ее (Пособие 1).

    • Ранее говорилось о том, что выращивание тела происходит в направлении, перпендикулярном плоскости эскизирования. Но это правило можно изменить. Можно предварительно построить наклонную ось и указать ее направление как направление выращивания. Для этого в расширенном окне в поле Direction нужно выключить кнопочку Normal to Profile и указать направление выращивания в поле Reference.

    • При выращивании можно задать толщину «стенок эскиза». То есть считается, что материал тела при этом не будет заполнять всю внутренность образующего контура. У контура эскиза будет задана толщина «внутрь» и «вне». Таким образом, при выращивании контур эскиза создаст некую трубу с заданной толщиной стенок.

Для задания этого режима нужно включить кнопочку Thick и откроется вторая половина окна, в которой следует оговорить сразу две толщины (thickness1 - «внутрь» и thickness2 -«вне»).

      • Кнопка Mirrored Direction позволяет вырастить тело на одинаковую величину в обоих направлениях от плоскости эскизирования.

      • После выполнения выращивания система автоматически делает исходный эскиз невидимым. Это удобно, так как разгружает рисунок от лишних построений.

      • Существует целых три модификации рассматриваемой команды (см. рис.3). Но мы и так слишком задержались на этой, довольно простой и понятной команде. Следующие команды будут рассмотрены менее подробно.


Pocket

Данная команда является абсолютным аналогом предыдущей команды. Отличие состоит лишь в том, что предыдущая команда при выполнении формообразования наращивает, прибавляет материал в теле модели. А данная команда – наоборот вычитает его из тела модели.

Если при выполнении этой операции вы включите кнопку Thick, то, как и в предыдущем случае, откроется вторая половина диалогового окна. В ней с помощью полей thickness1 и thickness2 можно задать ширину вырезаемой канавки. То есть контур используемого эскиза будет представлять собой некий режущий инструмент с заданной толщиной. И этот режущий инструмент вырежет вам канавку на заданную толщину.

Но такое, естественное построение всевозможных выемок с помощью данной команды возможно только в том случае, если вы работаете в основном разделе браузера PartBody. В этом случае действительно, всякое выполнение данной команды сразу приводит к вычитанию материала из основного формообразования.

Но если вы выполняете данную команду в тот момент, когда активным является обычный раздел браузера Body, то команда Pocket (как и Pad) сначала формирует некий объем материала. Этот объем материала образуется как след от перемещения указанного эскиза между заданными пределами. Пределы можно задавать с помощью расстояния, плоскости или поверхности.

Не удивляйтесь, если в этом случае вместо ожидаемого вычитания материала из основного формообразования вы получите, наоборот, его прибавление.

Кстати, будьте внимательны в этом случае при выборе пределов Limits в диалоговом окне команды Pocket. Напоминаю, что пределы типа «Dimension» отсчитываются в обе стороны от плоскости используемого эскиза. Пределы «Up To Surface» могут располагаться как по одну сторону, так и в обе стороны от плоскости эскиза.

А собственно вычитание сформированного объема из основного формообразования осуществляется в тот момент, когда вы выполните команду Assemble из панели булевых операций.

Зачем нужна такая сложность при выполнении, казалось бы, простого вычитания одного формообразования из другого? Зачем собственно вычитание откладывать «на потом»? Дело в том, что промежуточное формообразование Pocket, выполненное в разделе Body, иногда оказывается очень полезным. И мы скоро убедимся в этом, в первых же примерах на построение довольно несложных моделей.


Shaft и Groove

Эти команды позволяют строить тела вращения. Но если Shaft наращивает материал модели, то следующая команда Groove вычитает материал модели.


Hole

  • Формирует различные отверстия в уже построенных моделях. В отличие от всех, уже рассмотренных команд, данная команда не требует предварительного построения эскиза. Отверстие можно построить непосредственно, указав требуемую плоскость, точку центра, диаметр и пр.

  • Сразу после вызова команды система ждет, что вы укажете плоскость, на которой будет расположено будущее отверстие. Только после указания плоскости появляется диалоговое окно (рис.4).

  • Для указания точного расположения центра отверстия на указанной плоскости в диалоговом окне существует поле Positioning Sketch (значок – как бы уменьшенная пиктограмма команды Sketch). Нужно сказать, что подобные значки присутствовали во всех диалоговых окнах уже рассмотренных команд. То есть во всех этих командах есть возможность непосредственно указать что-то в режиме эскиза.

Дважды щелкнув по описанному значку, вы сразу попадаете в режим эскиза. Плоскостью эскизирования является указанная ранее плоскость, на которой вы собираетесь расположить отверстие. В точке перекрестия стрелок, показывающих направление осей H и V, располагается белая звездочка – предполагаемый центр вашего отверстия. Вы можете переместить эту звездочку «зацепившись» за нее курсором. Вы можете наложить на нее размерные ограничения. То есть вы можете воспользоваться всеми средствами режима эскиза. После того, как центр отверстия определен, следует выйти из режима эскиза обычной командой Exit Workbench. И вы



рис.4 рис. 5


  • опять окажетесь в диалоговом окне рис. 4.

  • Теперь остается определить глубину отверстия, его тип и, возможно, назначить этому отверстию резьбу. Об остальных назначениях можно догадаться самому.


Rib

  • Позволяет построить различные выступы, профили сложной формы, ребра жесткости. В данном случае система строит ребро жесткости как след от движения контура образующей вдоль кривой направляющей.

Все необходимые установки определяются в диалоговом окне рис. 5.

  • Предварительно (а можно и во время выполнения команды) следует построить эскизы образующего профиля и направляющей кривой. Контур образующего профиля должен быть замкнутым. Контур направляющей кривой может быть разомкнутым. Это может быть прямая или кривая линия.

  • Образующий профиль и направляющая кривая не должны обязательно пересекаться. Они могут отстоять друг от друга на некотором расстоянии. Но реальное ребро «вырастет» из того места, где располагался профиль образующий.

  • У пользователя есть возможность управлять и другими параметрами построения, но в данном пособии мы это опустим.


Slot

А это обратная функция. Если Rib работает на сложение, то Slot работает на вычитание материала из тела модели. Все опции обеих команд подобны.


Stiffener (ребро жесткости)

. Этот элемент формообразования строится не на пустом месте. Ребро жесткости обычно достраивается к уже существующим компонентам модели.

Предполагается, что предварительно или в процессе выполнения команды пользователь создаст эскиз будущего ребра жесткости. Этот эскиз может быть и незамкнутым. Более того, линии эскиза могут даже не достигать материала уже существующих формообразований. Система самостоятельно «достроит» ребро в нужном направлении. Но важно, чтобы линии эскиза обязательно (если их продолжить) «замыкались» на материал существующих формообразований.

В соответствующем диалоговом окне (рис. 6) команда предполагает два режима работы:

  • From Side - В этом случае в плоскости эскиза формируется вид «сбоку» на будущее ребро жесткости. В результате выполнения команды формируется толщина ребра жесткости (рис. 7).

  • From Top - В этом случае в плоскости эскиза формируется вид «сверху» на будущие ребра жесткости. Только желательно (применительно к рисунку 8) плоскость эскиза выбирать «по верхней кромке» представленного тела. В результате выполнения команды ребра жесткости



рис.6 рис.7 рис.8


будут иметь такую же высоту, что и «бортики» показанного тела. Толщину же ребер жесткости вы задаете в диалоговом окне (рис.6).

Толщину ребра жесткости можно формировать в одну, или в обе стороны от линии эскиза. Для этого существует кнопка Neutral Fiber.


Solid Combines

Это логическая операция пересечения, которое выполняется по эскизам двух будущих тел. Впоследствии мы рассмотрим целую группу команд логических операций. И там система будет оперировать действительно с телами. А данная команда Solid Combines в качестве исходных данных рассматривает только эскизы будущих тел.

  • Предполагается, что тела из исходных эскизов будут получены методом выращивания. Естественно, что исходные эскизы должны в будущем сформировать тела, между которыми будет иметь место пересечение. Обычно они строятся во взаимно перпендикулярных плоскостях. Но выращивание тел возможно и в произвольных направлениях. Для этого нужно указать соответствующие наклонные прямые.

  • Важно, чтобы ни один эскиз еще не участвовал в операции формообразования. Кроме этого, каждый эскиз должен представлять собой один замкнутый контур.


Multisection Solids

  • Вот, наверное, первая команда, которая выполняется немного сложнее всех предыдущих команд построения тел. Эта команда выполняет построение тела по нескольким сечениям.

Но сразу хочу предупредить, что эта команда довольно старая, капризная и не очень эффективная. Похожего результата можно достичь гораздо проще и быстрее с помощью предварительного построения соответствующей поверхности с последующим превращением ее в тело.

  • Итак, предварительно в различных плоскостях (не обязательно параллельных) следует построить несколько сечений будущего тела. Важно следить за тем, чтобы сечения были подобными. В частности, необходимо, чтобы число характерных (поворотных) точек во всех сечениях совпадало. Например, такими сечениями могут быть по-разному ориентированные прямоугольники, эллипсы, окружности, шестигранники и пр. Затем в диалоговом окне команды, в верхнем поле нужно перечислить все предварительно построенные сечения.

  • В каждом перечисленном сечении система проставит замыкающую точку (Closing Point) и красной стрелочкой покажет направление обхода сечения. Важно, чтобы во всех сечениях совпадали и положения этих замыкающих точек и направления обхода. Перестановки замыкающих точек и изменение направления обхода выполняется с помощью курсора еще на этапе указания сечений.

  • Если все сечения действительно подобны, можно сразу выполнять команду. Но часто возникают дополнительные потребности. Например, требуется оговорить – какими должны быть ребра у будущего тела. Или требуется специально оговорить пределы построения тела. Для этого в данной команде введены следующие понятия: Guides, Spine, Coupling, Relimitation. Все эти величины задаются в диалоговом окне команды на соответствующих закладках.

  • Guides. Это понятие обозначает ребра-границы будущего тела. Можно их и не указывать. Тогда система сама рассчитает эти ребра. Но можно предварительно (например, с помощью инструментов режима работы WireFrame&Surface) самому построить и указать их на закладке Guides.

  • Spine. Это некая образующая траектория будущего тела. Также указывается в случае особой необходимости. Spine должна быть гладкой пространственной кривой, перпендикулярной плоскостям сечений и обязательно непрерывной по первой производной. Чаще всего – это сплайн. Причем, этот сплайн может определять тело гораздо «длиннее», чем расположенные контура-сечения. Если не говорится, что будущее тело должно ограничиться плоскостями контуров (смотри закладку Relimination), то длину тела ограничит именно Spine.

  • Coupling означает способ перехода одного сечения в другое.

  • Relimitation. Определяет границы формируемого тела (по сечениям или по Spine).

  • После успешного выполнения операции в браузере появляется веточка Multi-sections Solid. А под этой веточкой представлены элементы использованных эскизов-сечений.

  • Нужно быть готовым к ситуации, в которой вы зададите такие жесткие условия построения тела, с которыми система не справится. В этом случае следует вспомнить о том, что в разделе WireFrame&Surface есть аналогичная операция с поверхностями - Multisection Surface. Эта команда - некий конкурент рассматриваемой команды для тел. И конкурент, как окажется, более мощный. То, что не получится в рассматриваемой операции для тел, получится в операции для поверхностей! Потом вы без особого труда сможете построенную поверхность Multisection Surface превратить в твердое тело с помощью команды Close Surface.


Removed Multisection Solids

Это такая же команда, что и предыдущая, но только с вычитанием материала из тела модели.




Панель инструментов Dress-Up Features


Панель инструментов Dress-Up Features представлена на рисунке 1. Не все команды этой группы интересны для дальнейшего освоения поверхностного моделирования. Но некоторые команды мы разберем.

Скругление кромок - Fillets

У этой команды есть несколько вариантов применения (рис. 9). Но мы рассмотрим только наиболее употребимые.



рис.9 рис.10 рис.11


  • Edge-Fillet. Тривиальное скругление указанной кромки постоянным заданным радиусом.

  • Face-Face Fillet. В этом случае формируется сглаживание-сращивание между некими «бобышками» рис.10.

  • TriTangent Fillet. В этом случае скругляются тонкие стенки (рис. 11). При этом даже не нужно задавать радиус скругления. Нужно только указать боковые грани и ту грань, которую следует в результате операции скругления удалить.


Thickness

С помощью этой команды можно наращивать различные грани уже существующего тела. Просто сделать пластину толще – это тривиально. Данная команда позволяет сделать «толще» или «тоньше» любую грань уже существующего тела. Причем, толщину можно задавать и отрицательной, поэтому в результате некоторое место уже построенной модели получается толще, или тоньше.

Эту операцию можно применять и к подушечкам (Pad), и к карманам (Pocket).


Remove Face

Эта команда позволяет просто удалить некоторые грани тела. Спрашивается - зачем? Ведь существует возможность найти в браузере соответствующий элемент и удалить его. Да, если этот браузер есть. А если в импортируемых деталях его нет? Тогда и применяется эта команда для упрощения детали.

При указании удаляемых граней тела нужно помнить о том, что нельзя удалить только одну грань некоторого формообразования. Нельзя создавать «дырки» в сплошной оболочке геометрической модели тела. Если на некоторой плоскости выращен цилиндр, то при выполнении рассматриваемой команды Remove Face в качестве удаляемых граней нужно перечислить и боковую поверхность цилиндра, и его верхнюю «крышку».



Панель инструментов Surface Based Features

Соответствующая панель инструментов также представлена на рис. 1. Все эти инструменты предназначены для совместных операций над телами и поверхностями. Во всех командах этой панели инструментов так или иначе присутствуют поверхности.

Split

В данном случае предполагается, что существующее тело пересекает некая поверхность (рис. 12). На рисунке и в реальной ситуации тела и поверхности действительно окрашены по-разному.



рис.12 рис.13 рис.14 рис.15


С помощью рассматриваемой команды мы можем рассечь наше тело поверхностью и оставить только нужную часть тела. Команда выполняется просто. В соответствующем диалоговом окне следует указать только секущую поверхность, а в рабочем поле области проектирования нужно показать (с помощью стрелки) – какая часть тела должна остаться на экране.

Thick Surface

Эта команда позволяет установить требуемую толщину для ранее построенной поверхности. Как известно, поверхности не имеют толщины, поэтому данная команда фактически превращает тонкую пленку-поверхность в тело с толщиной. Это один из способов превращения поверхности в тело. Причем в данном случае не требуется, чтобы поверхность-оболочка была обязательно замкнутой.

В диалоговом окне команды следует указать исходную поверхность и требуемую толщину будущего тела.


CloseSurface

Вот еще одна команда, которая превращает поверхность в тело. Нам часто придется формировать отдельные грани или целые оболочки из поверхностей, а потом превращать их в твердые тела. Именно с помощью данной команды CloseSurface и происходит превращение тонкостенной оболочки в геометрическую модель твердого тела.

Напомним, что геометрической моделью твердого тела всегда является замкнутая оболочка, отделяющая пространство материала тела от пространства окружающей среды. А рассматриваемая команда может превратить в твердое тело и замкнутые, и незамкнутые оболочки поверхностей. Превращение в тела замкнутых оболочек трудностей не вызывает. Если же речь идет о незамкнутых оболочках, то система сама может достроить недостающие грани и, таким образом, замкнуть исходную оболочку. Важно только то, чтобы недостающие грани (рис. 13) можно было плотно закрыть плоскостями. В этом случае система сама достроит такие плоскости, и исходная оболочка окажется замкнутой.

Сама команда выполняется очень просто. В диалоговом окне в поле Object to Close нужно перечислить только исходные поверхности. Иногда эти поверхности предварительно объединяют с помощью команды Join, о которой мы еще будем говорить в разделе WireFrame&Surface.



рис.15а

Sew Surface

Эта команда позволяет «пришить» некоторую поверхность к существующему телу, так, чтобы результатом было общее тело. На рис. 14 изображено тело (трехгранная призма), вокруг которого построена сферическая поверхность.

Операция выполняется не сразу. Предварительно придется с помощью операции Split (мы еще рассмотри эту команду в режиме работы WireFrame&Surface) аккуратно разделить сферическую поверхность на две части. Эти части сферической поверхности определяются ее линией пересечения с призмой. Так вот, нам нужно оставить только «внешнюю», видимую часть сферической поверхности.

А затем уже выполнять команду Sew Surface. В диалоговом окне команды (рис.15а) в поле Object to sew следует указать именно «внешнюю», видимую часть сферической поверхности, оставшуюся после разделения операцией Split. Из двух кнопочек-переключателей выбрать Simplify Geometry. Действительно, после выделения только части сферической поверхности мы как бы упростили системе решение нашей задачи.

После указания поверхности, которую нужно пришить, система специальными оранжевыми стрелками предлагает указать ту ее сторону, которая после выполнения операции должна остаться внутренней. В нашем случае эти стрелки должны быть направлены «внутрь».

В результате выполнения нашей команды Sew Surface мы получаем сплошное тело, показанное на рис. 15.



Панель инструментов булевых операций

Соответствующая панель инструментов представлена на рис. 16.

Нужно сказать, что современные графические системы среднего класса (Inventor, SolidWorks, КОМПАС и др.) приучили нас к удобному интерфейсу и понятным командам в части булевых операций. В CATIA же некоторые инструменты данного раздела могут показаться не совсем привычными, и не всегда логичными.


рис.16 рис.17 рис.18

Еще раз о структурировании проекта.

  • В Пособии 1 уже говорилось о том, что для сложных изделий дерево спецификаций разбивается на разделы (PartBody, Body, Geometrical Set, Ordered Geometrical Set). Разделы PartBody и Body предназначены для хранения в них элементов именно твердых тел. Причем, раздел PartBody является самым первым, он формируется сразу при открытии нового проекта и его нельзя удалить. Многочисленные разделы Body организуются по мере развития проекта с помощью команды падающего меню Insert/Body.

  • Вы знаете, что поэтапное построение геометрической модели сложной детали твердого тела – это многократно повторяющийся процесс создания очередного формообразования: выбор плоскости эскизирования, построение эскиза, наложение на него ограничений, собственно выполнение какого-либо формообразования. Затем эта последовательность действий повторяется для следующего формообразования твердого тела и т.д. Причем каждое новое формообразование либо прибавляет материал модели твердому телу, либо вычитает его.

  • Можно всю модель детали формировать и без ее подробной структуризации. То есть все этапы формообразования твердого тела осуществлять в пределах одного раздела PartBody. Это самый естественный и привычный порядок построений.

А можно каждое отдельное формообразование твердого тела помещать в отдельный раздел Body. По одному формообразованию в отдельный раздел Body. В результате в дереве спецификаций вы получите целый ряд одноранговых (расположенных на одном иерархическом уровне) формообразований твердого тела.

  • При таком подробном структурировании проекта (каждое формообразование - в отдельном разделе Body) система как бы откладывает собственно выполнение булевых операций (прибавление или убавление материала) «на потом». Например, вы в виде отдельного Body организуете операцию Pocket. После завершения команды вместо привычной «дырки» в теле основной модели вы либо ничего не увидите, либо увидите этот самый карман, оформленный как некое дополнительное тело, «приставленное» к уже существующей модели. Единственным признаком того, что на самом деле вы хотели не прибавить, а «вычесть» материал, будет маленький желтый минус около элемента Pocket в дереве спецификаций.

  • А когда же система выполнит эти самые отложенные прибавления и убавления материала? Вот для этого и существует булева операция Assemblе, с помощью которой можно попарно выбирать отдельные формообразования и выполнять в них «отложенные на потом» прибавления и вычитания материала.


Assemblе

Команда предполагает участие двух операндов, двух формообразований, между которыми следует выполнить «отложенную» булеву операцию. Эти операнды могут располагаться в таких разделах браузера:

  • Body и Body, (но обязательно одноранговые)

  • Body и PartBody (но обязательно одноранговые).

В диалоговом окне данной команды (рис.18) в поле Assemblе нужно упомянуть имя формообразования, окончательное образование которое было отложено (например, Pocket). В поле To нужно упомянуть имя второго формообразования, из которого мы собираемся «вычесть» материал. В поле After система укажет имя элемента дерева спецификации, после которого появится новый результирующий элемент Assemble.1.

Есть несколько замечаний:

  • Повторим, что оба участника операции (например, структурные единицы Body и PartBody) обязательно должны быть одноранговыми (рис.18а):

  • раздел PartBody никогда не может активно участвовать ни в одной булевой операции. То есть, его нельзя ни сложить, ни вычесть, ни пересечь. Во всех булевых операциях PartBody участвует только как пассивный второй участник. Только по отношению к нему можно выполнить булеву операцию, или реализовать операцию Assemble. Применительно к нашему случаю сказанное означает, что имя PartBody можно упомянуть только в поле To (рис.18).

  • После выполнения данной операции элемент дерева спецификации активного участника операции (Body) перемещается в браузере «под веточку» пассивного участника (PartBody) но уже под имеем Assemblе. На рис.18а представлено исходное состояние браузера до операции Assemblе, а на рис 18в – после операции Assemblе.

Вот такие сложные и не быстрые манипуляции приходится выполнять в CATIA для простого вычитания тела из тела.


Add, Remove, Intersect

  • Конечно, булеву операцию сложения можно выполнить с помощью операции Pad, а булеву операцию вычитания - с помощью уже рассмотренной операции Pocket. Но что-то похожее на операцию пересечения в данной системе вы не найдете. Поэтому здесь отдельно предусмотрены все три булевы операции сложения, вычитания и пересечения, которые мы здесь и рассматриваем.

  • Пиктограммы всех перечисленных команд булевых операций находятся в дополнительной панели инструментов, представленной на рис. 17. Все эти операции можно выполнить только над формообразованиями, выделенными в отдельные разделы Body. Диалоговые окна всех команд похожи на окно, представленное на рис. 18. Во всех булевых операциях PartBody участвует только как пассивный второй участник.



рис.18а рис.18в



  • Кстати, как уже говорилось, все рассматриваемые логические операции можно вызвать из соответствующей панели инструментов (рис. 17). А можно - из вспомогательного контекстного меню (рис. 19). Если в браузере выделить какую-нибудь «веточку» Body, то вы можете легко добраться до такого контекстного меню. А для элемента дерева построений PartBody в контекстном меню нет этих команд! Это лишний раз указывает на то, что PartBody в таких логических операциях может присутствовать только как пассивный участник.

  • Все вышеприведенные рассуждения по поводу одноранговости участников операции применимы и к данному случаю.

Union Trim.

Довольно экзотическая логическая операция объединения тел с выборочным удалением отдельных граней.

Сначала нужно указать тело, часть которого при объединении вы собираетесь обрезать. Потом только вызывайте команду. Команда предоставляет диалоговое окно, в котором нужно указать участников операции и грани, которые следует убрать и оставить. Первые помечаются малиновым цветом, вторые – голубым.



рис.19 рис.20


Не сразу придумаешь ситуацию, в которой данная команда была бы просто необходима.

Remove Lump

Специфическая команда. Скорее применяется для проверки уже построенных моделей, чем для построения новых. В том случае, когда ваша PartBody в результате сложных построений оказывается разделенной на две части, совершенно не связанные между собой (обычно в результате операции вычитания), можно одну часть удалить. Для этого и применяется данная команда.



Панель инструментов Transformation Features

Панель соответствующих инструментов представлена на рис.20. Причем, команды переноса и размножения массивом представляют собой отдельные группы операций. Все эти команды понятны и не стоит тратить на них время.

В пределах одной детали (в пределах одной Part) можно перемещать несвязанные между собой формообразования друг относительно друга только в том случае, если они организованы в отдельные Body.

Кроме этого, перемещение отдельных формообразований друг относительно друга можно выполнять не только с помощью этих команд, но и с помощью локального компаса (см. Пособие 1).


Панель инструментов Tools

Панель инструментов Tools изображена на рис. 21. В ней содержатся разноплановые, но важные команды.



рис.21


  • Update All.

Всякое изменение в изображении модели, в накладываемых на нее ограничениях и пр. обязательно приводит к пересчету математических уравнений, описывающих эту модель. Этот пересчет инициируется командой Update. Чаще всего эти обновления система выполняет автоматически. В Пособии 1 (системные установки) об этом уже говорилось. Но если возникает потребность выполнить эту команду «вручную», то именно в этой панели, с помощью этой пиктограммы это и можно сделать.

  • Axis System

С помощью этой команды вы можете построить удобную для дальнейшего построения локальную систему координат. В соответствующем диалоговом окне можно уточнить тип системы координат, положение начала системы координат, направление осей и пр.

  • Mean Dimensions

Это средство касается задания и пересчета точности ранее определенных размерных ограничений, которые вы задавали во время проектирования детали. Мы подробнее не касались этого вопроса, поэтому и здесь только схематично опишем действие данной команды.

Если вы измените точность уже существующих размерных ограничений (об этом еще будет отдельный разговор), то затем вам придется вызвать команду Mean Dimensions чтобы система осуществила необходимый пересчет, а затем еще и выполнить команду Update.

  • Create Datum

Об этом мы говорили в Пособии 2, в параграфе «Дополнительные возможности».

  • Only Current Body

С помощью данного переключателя можно по-разному организовать видимость построенной модели в области проектирования. В любой момент времени в области проектирования может быть видна только та часть проекта, которая относится к активному разделу дерева спецификации. А можно так включить данный переключатель, что будут видны все формообразования. Все формообразования, относящиеся к различным Body.

Но гораздо радикальнее эти установки можно изменить с помощью Tools\Options… подробнее смотри ниже, в разделе «Видимость отдельных частей проекта».

  • Catalog Brauser

Вот замечательная команда. Это возможность обращаться к внешним каталогам унифицированных деталей и заимствовать оттуда недостающие компоненты. Конечно, не имеет смысла заново проектировать всевозможные болты, гайки, шайбы, подшипники и пр. Все эти детали для различных национальных стандартов давно заготовлены и оформлены в соответствующие каталоги. Вопрос только в наличии этих каталогов и правильном обращении к ним. В режиме сборки вы будете выбирать унифицированные детали и включать их в сборку. А в режиме работы Part Design вы можете вызвать такую унифицированную деталь, например, для дальнейшей ее доработки. В этом случае вы начнете свой проект не пустом месте.

В системе существуют каталоги машиностроительных, электротехнических, трубопроводных и других унифицированных деталей для различных предметных областей.

Если вы обратитесь к команде Catalog Brauser, то система предоставит диалоговое окно (рис. 22), из которого вы выберете нужную требуемый национальный стандарт, группу деталей, и размер детали. Далее с помощью контекстного меню (рис.23) и команды Open Document или Open Reference Document вы откроете файл-проект нужной детали. Далее вы можете изменить существующую деталь, переименовать ее файл и вообще, можете делать с ней все, что захотите.

  • Информационное окно

В этом окне панели Tools система всегда показывает имя активного раздела вашего проекта. Если вы позаботились о достаточно подробной структуризации проекта, то с помощью данного окна можете в любой момент времени сделать любой из разделов проекта активным.

Вспомогательные построения (Reference Elements)

К этим построениям относятся построения вспомогательных точек, линий, плоскостей (рис.24). Этот раздел важен и для построения эскизов, и для построения деталей, и для построения поверхностей, поэтому важно очень хорошо освоить различные способы построения этих вспомогательных компонентов проекта.



рис.22


рис.23 рис.24 рис.25

При построении рассматриваемых элементов важна скорость и оперативность всех процедур. Поэтому рекомендую активно пользоваться контекстными меню и оперативным построением вспомогательных точек, линий и плоскостей по ходу, «внутри» выполнения основных команд.

Point

При выполнении этой команды система предоставляет диалоговое окно (рис.25). В поле Point Type можно выбрать различные способы построения точек:

    • Coordinates

В этом случае пользователь должен задать три координаты будущей точки: X, Y, Z. Важно заметить – относительно чего задаются эти координаты. Чуть ниже, в поле Reference для этого указания присутствуют два окошка: Point и Axis Sysyem. По умолчанию там стоят величины (Default (Origin)), которые оговаривают, что используется глобальная система координат, и все координаты задаются относительно ее начала.

Но вы можете в поле Point задать конкретную, уже существующую точку, и, таким образом, все последующие точки будут определены относительно уже существующей. Это способ задания относительных координат.

    • On Curve

Диалоговое окно в данном случае несколько меняется (см. рис. 26) В первую очередь в этом окне следует указать кривую, на которой вы собираетесь построить точку.

Затем следует уточнить – где именно на кривой вы хотите построить точку.

Предварительно можно указать некоторую точку отсчета. Для этого в поле Reference, существует окошко Point. В качестве точки отсчета нужно указать конкретную точку на самой кривой (например, крайнюю точку) или некоторую внешнюю точку. В этом случае дальнейшие построения будут происходить относительно проекции внешней точки на кривую.

Можно и не указывать никакой точки отсчета. По умолчанию система будет считать такой точкой одну из крайних точек кривой. Предполагаемое место построения новой точки можно указать и курсором. Но гораздо точнее и удобнее это место можно указать с помощью кнопок

  • Distance On Curve (расстояние в миллиметрах)

  • Ratio of curve length (отношение длин)

и соответствующего окошка.

На рисунке в области проектирования система показывает и точку отсчета (зеленый цвет), и текущую точку (синий цвет).

В диалоговом окне есть интересна кнопочка - Repeat Object After OK. Ее включают в том случае, если хотят построить сразу несколько точек по длине выбранной кривой. При этом далее следует еще одно диалоговое окно, в котором можно задать и число повторений и, при желании, построение сразу нормальных плоскостей.



рис.26 рис.27


    • On Plane

В этом варианте нет ничего оригинального. Только учтите, что скоро вы узнаете, что даже NURBS поверхности могут быть плоскими. В дереве построений они помечены именем Surface. Поэтому не следует путать плоскости и плоские поверхности.

Плоскостями в системе считаются стандартные плоскости XOY, XOZ, YOZ или те плоскости, которые мы еще научимся строить чуть ниже. Вот на этих плоскостях мы размещаем точки в данном случае.

Координаты точки по умолчанию система отсчитывает относительно середины плоскости. Но можно в качестве точки отсчета задать любую точку на плоскости.

    • On Surface

Интересный вариант построения. В диалоговом окне сначала указывается поверхность. По умолчанию в качестве точки отсчета рассматривается середина поверхности. Но можно задать любую другую точку на поверхности (поле Reference, окошко Point). Далее нужно указать направление (поле Direction), в котором будет откладываться расстояние от точки отсчета до текущей точки. Но в любом случае текущая точка всегда должны расположиться на указанной поверхности.

Направление можно задать либо с помощью произвольной линии, либо стандартной осью, либо стандартной плоскостью. В последнем случае направлением будет считаться ось, перпендикулярная указанной плоскости.

Наконец, следует установить – на каком расстоянии от точки отсчета будет располагаться текущая точка (окошко Distance).

Гораздо проще осуществить перемещение и установку текущей точки с помощью курсора. В этом варианте можно произвольно задать положение текущей точки в пределах поверхности.

З А М Е Ч А Н И Е : точки легко устанавливаются на поверхностях, еще ни разу не подвершихся обработке. Например, обрезанию командой Split. Но после подобных обрезаний расстановка точек на обрезанной поверхности становится проблематичной. Система капризничает.

  • Circle/Sphere center

В этом случае ищется центр указанной дуги или сферы.

    • Tangent on Curve

В этом случае искомая точка ищется как точка касания между некоторой пространственной кривой и заданным направлением. При этом не обязательно, чтобы линия, задающая направление, и сама кривая лежали в одной плоскости.

Часто система находит не одну точку касания, а несколько. В этом случае появляется окно Multi Results Management (см. Пособие 1). И с его помощью вы выберете все касательные точки, или только ту, которая вас интересует.

    • Between

В этом случае искомая точка располагается на линии между парой указанных пространственных точек. При этом пользователь может определить расстояние (в виде соотношения) искомой точки от исходных.

Кроме перечисленных возможностей система еще может определить точку центра указанной окружности или сферы, но это уже очень частные случаи.


Points Creation Repetition

  • Полезная команда, потому что часто для вспомогательных построений приходится строить много точек вдоль некоторой кривой и тут же в этих точках строить плоскости, перпендикулярные заданной кривой. Особенно это полезно при построении различных поверхностей.

  • Предварительно нужно указать пространственную кривую, а потом вызвать команду. Далее в диалоговом окне нужно указать:

    • Число точек по длине кривой (поле Instances)

    • Включить переключатель Create Normal Planes Also, если необходимо построение перпендикулярных плоскостей.

    • Включить переключатель With End Points, если точки и плоскости нужны и на концах кривой.

    • Включить переключатель Create In a New Body, если новые точки и плоскости необходимо разместить в отдельном геометрическом наборе.



Line

В соответствующем диалоговом окне (рис. 27) сначала нужно определить способ построения линии. Для этого в поле Line Type система предлагает различные возможности:

    • Point-Point

В этом случае линия определяется двумя крайними точками. Причем существует возможность нарастить длину линии за пределы указанных крайних точек. Для этого в диалоговом окне (см. рис. 27) есть поля Start и End и другие возможности.

Важно содержимое поля Support. (Мы уже упоминали об этом термине в Пособии 1, в разделе «Некоторые термины и понятия»).

Представьте себе, что крайние точки вы определили лежащими на некоторой поверхности. Если поле Support пустует, то формируемая линия окажется прямолинейным участком, соединяющим крайние точки. А если вы в поле Support укажете поверхность, то формируемая линия окажется криволинейным отрезком, лежащим на поверхности, и кратчайшим образом соединит указанные точки. То есть, в этом случае система проецирует построенный прямой отрезок на поверхность поддержки.

Длину этого криволинейного отрезка также можно нарастить с помощью полей Start и End.

Наращивать длину формируемой прямой или кривой линии можно не только с помощью полей Start и End. Можно оговорить наращивание длины формируемой линии до некоторого предела. Таким пределом для пространственных линий обычно является плоскость. И задаются эти пределы соответственно для начальной и конечной точек в полях Up-to 1 и Up-to 2.

Длину линии можно сделать неопределенной. Для этого в диалоговом окне в поле Length Type существуют кнопочки: Infinite, Infinite Start Point, Infinite End Point. В этом случае линия начинается в конкретной точке, например, а продолжается в бесконечность.

    • Point-Direction

В этом варианте вы должны задать одну крайнюю точку, направление и длину будущей линии. Как и в предыдущем случае, в данном варианте можно построить либо прямую линию, либо кривую линию, лежащую на некоторой поверхности. Для этого соответствующую поверхность нужно указать в поле Support. Система спроецирует прямую линию на указанную поверхность. Но для этого необходимо, чтобы такая проекция была возможна. В противном случае система возражает и выдает разные диагностические сообщения.

    • Angle/Normal to Curve

Вот случай непросто построения прямого отреза. В этом варианте построения прямого отрезка вы должны указать некоторую пространственную кривую, точку на ней, поверхность поддержки (Support) и некоторый угол.

Здесь и далее часто будет применяться этот термин – поверхность поддержки (Support). Для пространственной кривой поверхностью поддержки (Support) всегда является та поверхность, на которой эта кривая лежит. Для плоских кривых поверхностью поддержки является соприкасающаяся плоскость.

Для случая пространственной кривой вы указываете саму кривую, поверхность поддержки (Support) и точку на кривой. Система строит плоскость, касательную к поверхности поддержки в указанной точке. Далее в той же точке в касательной плоскости определяется направление касательного вектора к указанной кривой. А потом от этого касательного вектора отсчитывается (в касательной плоскости) заданный угол и под этим углом строится прямая линия заданной длины.

Для случая плоской кривой в соприкасающейся плоскости, в указанной точке строится касательный вектор к кривой. Потом от этого вектора отсчитывается заданный угол. Далее под этим углом относительного касательного вектора в соприкасающейся плоскости проводится прямая линия заданной длины.

В диалоговом окне еще присутствует клавиша Normal To Curve. По ее нажатию угол построения становится равным 90 градусам.

    • Tangent to Curve

В этом случае вы можете построить прямой отрезок, касательный к одной заданной кривой, или касательный сразу к двум кривым.

В первом случае вам необходимо указать: саму кривую, в поле Element 2 - некоторую точку на ней и длину касательного отрезка. При этом в поле Type нужно выбрать значение Mono Tangent.

Во втором случае вам следует указать 2 кривые. В поле Element 2 и нужно указать имя второй кривой. В поле Type нужно выбрать значение BiTangent.

Естественно, что при построении линии, касательной сразу к двум кривым, возможно несколько вариантов построения. Поэтому пользуйтесь кнопкой Next Solution чтобы выбрать нужное решение.

До сих пор речь шла о построении прямого отрезка. Но если для пространственных кривых вы в диалоговом окне заполните поле Support, то, естественно, прямые касательные вектора будут спроецированы на поверхность поддержки, и результирующая кривая окажется кривой.

    • Normal to Surface

В этом варианте вам нужно указать некоторую поверхность, точку на ней и длину перпендикуляра. Система построит вам в заданной точке прямолинейный отрезок нужной длины и перпендикулярный к указанной поверхности.

    • Bisecting

В этом случае система строит биссектрису между двумя прямыми линиями. Эти линии должны лежать в одной плоскости и не быть параллельными.


П Р И М Е Ч А Н И Е : В режиме работы WireFrame&Surface (об этом режиме мы расскажем в другом пособии) существуют еще две команды, связанные с построением линий:

    • Axis

Строит оси для окружностей, эллипсов, цилиндров, сфер.

    • Polyline

Строит пространственную полилинию по серии точек. Точки должны уже существовать.


Plane

Диалоговое окно представлено на рис. 28.

В поле Plane Type система предлагает различные способы построения вспомогательных плоскостей:

    • Offset From Plane

Позволяет формировать плоскость, смещенную от некоторой уже существующей или только что построенной плоскости на заданное расстояние. В диалоговом окне в таком варианте появляется кнопочка Repeat Object After OK, с помощью корой можно построить не одну, а несколько плоскостей.

        • Parallel Through Point

Позволяет построить плоскость, параллельную некоторой другой плоскости (ее еще нужно указать) и проходящую через указанную точку или вершину.

    • Angle/Normal to Plane

Предварительно нужно приготовиться указать базовую плоскость и некоторую ось на ней. Новая плоскость будет построена под заданным углом (через указанную ось) относительно базовой плоскости.



рис. 28 рис.29


    • Through Three Points

Здесь нет ничего трудного. Нужно последовательно указать три заранее проставленные точки в пространстве.

    • Through Two Lines

Почти аналогичное построение. Только следует указать две линии. Не забывайте активно пользоваться контекстным меню.

    • Through Point and Line

Нужно указать предварительно построенные точку и линию

    • Through Planar Curve

Предварительно нужно иметь плоскую кривую.

    • Normal to Curve

Здесь возможно использовать произвольную пространственную кривую и точку на ней.

    • Tangent to Surface

Предварительно следует приготовить некоторую поверхность и точку на ней. В этой точке и будет построена касательная плоскость.

    • Equation

В данном случае приходится вспомнить классическое уравнение плоскости Ax + By +Cz = D

В диалоговом окне можно задать все 4 коэффициента или только три из них (A, B, C) и точку, через которую пройдет наша плоскость.

    • Mean Through Points

Это средство построения плоскости по трем и более точкам. Отличие заключается в том, что в диалоговом окне можно исключать или заменять выбранные точки.

Дополнительные возможности

Общая таблица параметров

После того, как деталь построена, часто придется просматривать, а иногда и менять ее размеры. Для этого удобно иметь некую общую таблицу этих самых размеров, в которой можно такие изменения делать.

Такая таблица есть, и доступ к ней осуществляется разными способами. Например, в панели команд Knowledge (рис. 29а) есть пиктограмма Formula (самая первая). Если вызвать эту команду, то система предоставит диалоговое окно (рис. 29б), в котором можно и просмотреть все установленные размерные ограничения и изменить их. Причем в этой таблице приводятся размеры, относящиеся и к эскизам данной детали, и к различным ее формообразованиям. Все зависит от того, какой раздел браузера вы укажете браузером после вызова таблицы параметров. При этом в поле Filter On система высветит имя соответствующего элемента браузера. Например, Filter On Sketch.1 или Filter On Pad.1

Эту же таблицу параметров можно вызвать и из падающего меню Tools/Formula…

Таблица параметров бывает очень обширной, поэтому важно использовать ее фильтр. В поле Filter Type можно, например, установить только значение Length. В этом случае список параметров значительно сократится.

Кроме этого, с помощью переключателя Incremental можно ограничить число уровней ветвей браузера, которые система включает в рассматриваемый перечень параметров.

Например, при выключенном переключателе Incremental в перечень параметров будут включены все параметры формообразования Pad.1, и все параметры соответствующего эскиза Sketch.1, из которого, собственно, мы и вырастили формообразование Pad.1. А при включенном переключателе Incremental в список параметров будут включены только параметры одного формообразования Pad.1.

Как уже говорилось, с помощью данной таблицы можно менять существующие параметры, удалять их, и вводить формульные зависимости. Если вам захочется какой-либо параметр задать в виде формулы, то выделите этот параметр в таблице и нажмите на кнопку Add Formula. После этого вы окажетесь в диалоговом окне формульного редактора, о котором мы уже говорили в Пособии 2.

Если вам потребуется удалить формульную зависимость, то придется выделить соответствующую строку в диалоговом окне рис. 29б и «нажать» на кнопку Delete Formula.


Reorder

Это возможность позволяет переместить элемент дерева спецификации и, таким образом, изменить вид спроектированной модели. Представьте себе, что мы спроектировали несложную модель твердого тела (рис. 29). Соответствующее дерево спецификаций представлено на рис. 30. Из этого дерева спецификаций следует, что операцию Shell мы выполнили в последнюю очередь.

Попробуем воспользоваться возможностью переместить элемент операции Shell вверх по дереву спецификации. Для этого в браузере помечаем элемент Shell, а затем вызываем из вспомогательного контекстного меню команду Reorder. В ответ система предоставляет диалоговое окно (рис. 32). В нем мы уточняем – где именно, за каким элементом в дереве браузера теперь должен располагаться элемент Shell. (В нашем примере – за Pad.1).





рис.29а рис.29б



рис.30 рис.31 рис.32


После нажатия на ОК и выполнения над последней операцией в дереве спецификаций команды Define In Work Object, геометрическая модель изменится (рис. 31). Ну, это известный прием еще с графических систем среднего класса.


Tap-Thread Analysis

Вообще-то существует целая инструментальная панель, в которой собраны команды анализа спроектированной детали в целом и отдельных ее компонентов (рис. 33). Здесь есть команда анализа литьевых углов, анализы кривизны поверхности, анализа назначенных резьб.





рис.33 рис.34

В данном случае рассмотрим команду анализа резьб. Дело в том, что если вы в CATIA назначите какому-то отверстию или болту резьбу, то «на картинке» вы этой резьбы не увидите. Никаких бороздок и канавок, как это можно было увидеть, например, в Inventor. Но проверить хочется. Для этого и существует команда Tap-Thread Analysis. Здесь Tap – обозначает внутреннюю резьбу, а Thread наружную.

После вызова команды нужно указать отверстие, и система предоставит вам довольно схематичную информацию о резьбе отверстия. После того, как вы закроете диалоговое окно этой команды, всякая информация о резьбе пропадет.


Apply Material

Это команда назначения материала требуется достаточно часто. И для моделей твердых тел, и для поверхностей. Разные материалы можно назначать различным частям одной модели только в том случае, если они спроектированы в отдельных разделах, в отдельных Body.

Сейчас мы просто перечислим последовательность действий, необходимых для назначения материала в уже построенной модели:

  • В панели инструментов View включить режим Shading with Material.

  • Выделить (подсветить) соответствующий элемент детали, поверхности или все деталь в дереве спецификаций.

  • Щелкнуть курсором на пиктограмму Apply Material (рис.34).

  • Появляется диалоговое окно – Библиотека материалов (та, что есть по умолчанию). В ней следует выбрать нужный материал.

  • С помощью средства Copy\ Paste следует перенести выбранный материал в соответствующий элемент дерева спецификаций.

После выполнения этой операции в браузере появляется соответствующий элемент- имя материала

Многие материалы предполагают некую фактуру, которая изображается многочисленными выпуклостями и вогнутостями. Естественно, что у этих выпуклостей есть свои геометрические размеры, которые должны как-то соответствовать геометрическим размерам нашей детали. Это соответствие или несоответствие сразу проявится после выполнения команды Apply Material

Если эти размеры не соответствуют друг другу, то следует откорректировать размеры выпуклостей. Для этого нужно:

    • Выделить элемент дерева спецификаций - имя материала.

    • В основном контекстном меню выбрать для этого элемента команду Properties.

    • В появившемся диалоговом окне, на закладке Rendering, в поле Material Size и следует соответственным образом изменить требуемый размер.


Просмотр истории построения модели

Это средство часто бывает полезным при рассмотрении старых, или чужих проектов, в которых еще нужно разобраться, понять последовательность построения чужих или забытых моделей. Даже на начальном этапе освоения системы приходиться разбираться в системных примерах Help, которые также иногда оказываются достаточно запутанными. Да и в собственных примерах часто забываешь: какая деталь, какая поверхность из каких компонентов была построена.

Казалось бы, ведь существует дерево спецификаций, с помощью которого мы и могли бы восстановить всю последовательность построения. Но в сложных, достаточно структурированных проектах дерево спецификаций уже не повторяет хронологию построения детали. Часто элементы дерева спецификаций располагаются не около соответствующих элементов формообразований (Body), а в различных вспомогательных геометрических наборах, что и запутывает пользователя.

Поэтому предлагаемые инструменты позволяют восстановить хронологию построения модели для сложных, структурированных проектов. Этих инструментов в разделе Part Design целых три.

Scan Or Define in Work Object

Рассматриваемая команда вызывается из падающего меню Edit. Там она присутствует под своим длинным именем Scan Or Define in Wirk Object. Если вызвать эту команду, то в ответ система сразу предоставляет диалоговое окно (рис. 35). Если в этом окне «нажать» на пиктограмму Display Graph, то появится дополнительное окно с «деревом построения» исследуемой модели (рис.35а).

Вот в этом «дереве построения» все его элементы действительно повторяют хронологию формирования нашей модели. А с помощью соответствующих кнопочек в диалоговом окне рисунка 35 можно и «пройтись» по всем ветвям этого дерева. При этом в области проектирования будет визуально повторена вся история построения данной детали.


Quick Select

Это средство подобно только что рассмотренной команде Scan Or Define in Work Object. Точнее будет сказать, что это средство служит аналогичным целям – прослеживанию хронологии построения «чужих» или забытых проектов. Эта команда присутствует и в режиме Part Design, и в режиме WireFrame&Surface. Поэтому она еще пригодится много раз.



рис.35 рис.35а




Пиктограмма этой команды располагается в панели инструментов User Selection Filter (рис. 36). Данная панель не часто высвечивается на экране, но вы можете найти ее в общем списке.

Пиктограмма этой команды (самая последняя во всей панели) сама по себе не вызывает диалогового окна. Эту пиктограмму можно только «включить», когда хочется проследить хронологию построения того, или иного компонента проекта. Но зато, если вы после включения режима Quick Select в области проектирования или в дереве спецификаций укажете какой-нибудь компонент проекта, то появится соответствующее диалоговое окно (рис. 37). Из этого окна вы сразу увидите - кто для текущего компонента (поле Current) проекта является предками (Parents), и какие из этого компонента появились потомки (Children).



рис. 36 рис.37



Parents/Children

Если в браузере пометить какой-нибудь сложный компонент модели, а потом в падающем меню Tools выбрать команду Parents/Children, то на экране возникнет диалоговое окно (рис.37а), из которого можно узнать: какие элементы являются «родителями» рассматриваемого компонента, и какие новые компоненты «дети» из него уже были произведены.


Work on Support 3D

  • Это средство позволяет вам лучше ориентироваться в пространстве при построении геометрической модели проектируемой объемной детали. Речь идет о некоторой пространственной размерной сетке, с помощью которой вы лучше представляете себе – в каком месте пространства вы строите очередную точку, линию, поверхность.

  • Конечно, всегда можно точно задавать координаты формируемых точек, и как-то представлять себе их место в пространстве модели. Но для наглядности лучше все-таки иметь перед глазами именно пространственную размерную сетку.

  • До сих пор мы говорили о размерной сетке только применительно к эскизам, где такая сетка формировалась в плоскости эскизирования. В данном случае система предлагает объемную размерную сетку.

  • Для этого в падающем меню Tools нужно выбрать команду Work on Support 3D. В ответ система предложит диалоговое окно (рис.37в).

  • Объемная размерная сетка будет видна только при рассмотрении проектируемой детали строго перпендикулярно стандартным плоскостям. То есть на виде сверху, прямо, слева и т.д. Поэтому не удивляйтесь, если на привычном для вас аксонометрическом виде никакой сетки не появится.

  • Размер клеточки объемной размерной сетки задается в диалоговом окне рис. 37в. Для этого нужно установить курсор на соответствующие зеленые цифры, щелкнуть левой кнопкой мыши и подкорректировать их значение. Совсем не обязательно задавать одинаковый размер размерной сетки по всем плоскостям. Чаще всего достаточно изменить размер только для одной плоскости.

  • В поле Labels Position можно установить - как будут располагаться цифры сетки: по периферии всего экрана, или только внизу и слева. Обычно устанавливают значение Full Screen.

  • В поле Support Type вы можете выбрать: привязать размерную сетку к общей или локальной системе координат. Обычно выбирают общую систему координат, что соответствует значению Reference в этом окошечке.




рис.37а рис.37в


  • После выполнения данной команды в браузере появляются веточки: Working Supports, Working Supports 3D.1. Если вы установите курсор на веточку Working Supports 3D.1 и вызовите вспомогательное контекстное меню, то там с помощью команд:

  • Set As Not Current

  • Set As Current

вы сможете «включить» или «выключить» видимость этой размерной сетки на экране монитора.

  • В присутствии на экране размерной сетки вы можете строить точки, линии и пр. Но учтите, что если вы рассматриваете размерную сетку, например, на плоскости YOZ, то и все построенные вами компоненты будут расположены только на этой плоскости.

  • Иногда ваши построения оказываются привязанными к этой размерной сетке, поэтому ее не рекомендуется удалять. Достаточно просто сделать ее невидимой.


PowerCopy

Это целая группа команд (рис. 38), которая позволяет пользователю создать свою библиотеку неких деталей (или частей деталей), которыми он впоследствии будет неоднократно пользоваться.

То есть пользователь создает для себя библиотеку неких унифицированных групп формообразований, которые, как ему кажется, впоследствии могут часто быть востребованы. Весь этот механизм в CATIA носит название PowerCopy.

Этот механизм включает в себя несколько команд, которые позволяют создавать и запоминать образцы деталей или их частей. А также группу команд, которые позволяют воспользоваться ранее созданными образцами деталей. Обращаться к этим командам можно либо с помощью инструментального меню, представленного на рис. 38, либо из падающего меню Insert. В этом меню интересными являются команды Knowledge Templates, Insnantiate From Document, Insnantiate From Selection.

Освоение всех инструментов PowerCopy требует определенного времени. Но к поверхностному моделированию данные команды прямого отношения не имеют, поэтому ограничимся только этими краткими сведениями.



рис.38 рис.39


Некоторые системные установки


Видимость отдельных частей проекта.

Ранее (в панели команд Tools) упоминалось о том, что в любой момент времени можно так настроить режим визуализации, что в области проектирования будет видна только та часть проекта, которая относится к активному разделу дерева спецификации. Так вот, это правило действительно действует, но может быть изменено с помощью системных установок (Infrasructure/Part Infrasructure) на закладке Display, в поле Display in Geometry Area, кнопки Only the Current Operated Solid, Only current body (рис.39). Если вы хотите, чтобы на экране всегда присутствовало полное изображение модели, выключите обе кнопки.

Напомним, что в режиме работы Part Design в панели инструментов Tools есть пиктограмма команды Only Current Body, с помощью которой также можно оперативно переключать режим видимости отдельных разделов проекта.