Андерсен Х.К.

Немногие писатели пользуются такой популярностью как Андерсен .

Он написал очень много ,но русским читателям хорошо известно только собрание его сказок ,составляющая лучшую ,но меньшую часть его произведений . Сказки эти переведены на все языки, выдержавшие множество изданий , и доставили ,главным образом ,славу своему автору.

Несравненная поэзия в соединении с тонким юмором с чистотой и искренностью чувства является особенностью этих оригинальных произведений. Особенность Андерсена наделять человеческими чертами неодушевлённые предметы вроде какого –нибудь уличного фонаря и вызвать сочувствие к ним читателя и составляет особенность его таланта . Если прибавить к этому широкую гуманность необыкновенно простой и сжатый язык и самое светлое миросозерцание ,то всемирная известность Андерсена будет вполне понятна .

Родился Андерсен в 1805г. Родина его датский город Оденсе на острове Фюн в семье сапожника .Отец много времени проводил с сыном .Первые книги ,которые он читал Хансу были басни Лафонтена, комедии датского писателя Хольберга и сказки «Тысяча и одной ночи».

Оденсе -старинный город ,и во времена детства Андерсена в нём сохранились многие средневековые обычаи , праздники оригинальные процессии .Всё это действовало на воображение ребёнка.

Отец умер в 1816г. Матери пришлось зарабатывать на жизнь стиркой . В 1819 почти не имея денег ,но желая увидеть мир и получить образование ,Андерсен оказался в Копенгагене . Первые три года неуклюжий и простодушно- назойливый провинциал –фантазёр , одетый в перешитые для него вещи отца ,пытался связать свою жизнь с театром . Он начинал учиться пению , посещал балетную школу ,стремился стать драматическим актёром и писал- стихи ,трагедии и драмы. В1822г. Андерсен отдал в театр драму на древнескандинавский сюжет «Солнце альфов».Произведение было крайне не зрелым ,но рецензент театра сумел разглядеть талант у этого почти неграмотного молодого человека и совет директоров добился для него стипендии в гимназии . Семнадцатилетний юноша попал во второй класс Латинской школы ,где учились мальчики . Не смотря на насмешки товарищей , он её окончил.

За свою жизнь Андерсен изъездил Италию ,Германию ,Испанию ,был во Франции ,в Англии ,Швеции ,Португалии ,Греции ,на Балканах, в Северной Африке и в Малой Азии, путешествовал по Дунаю и Чёрному морю.

Его путевые заметки ,живо и увлекательно написанные ,открывали мир современным ему датчанам .Романтическая фантазия ,точные зарисовки , порой выдуманные ,но всегда подсказанные действительностью эпизоды захватывали читателя.

Андерсеном было написано шесть романов . Его сравнивали с В. Скоттом и В. Гюго. Имя Андерсена вошло бы в историю датской литературы ,если бы он создал только романы ,пьесы ,стихи и путевые заметки ,но мировое признание принесли ему сказки .

Во всех произведениях датского сказочника ощущается его дар создавать короткие , яркие ,образные зарисовки ,характеризовать явление одним словом ,одной фразой , что особенно специфично для сказки . Исследователи не раз отмечали , что для героев Андерсена не составляет никакого труда переходить из мира чудес и фантастики в мир быта и реальности :между ними нет непроницаемых границ.

Началом его творчества как сказочника следует считать 1835г. В « Сказках рассказанных детям .» Андерсен чаще всего обрабатывал то ,что слышал сам в детстве .Это «Огниво.» , «Маленький Клаус и большой Клаус.», « Принцесса на горошине.» , «Дорожный товарищ .», «Дикие лебеди .» , «Свинопас .»

Но Андерсен заимствовал сюжеты не только из народных сказок. Многие сказки придуманы самим Андерсеном. Это : «Цветы маленькой Иды .» , «Дюймовочка .» , «Русалочка .», «Калоши счастья .» , « Стойкий оловянный солдатик .». Недоумение рецензентов вызвало отсутствие назидательности в сказках Андерсена , уничтожение границ между сословиями , отсутствие привычного почтения к принцам и королям , нельзя также было согласиться с тем , что к детям обращались без привычного снисхождения. А это всё как раз и составляло наиболее яркие отличительные особенности сказок Андерсена. Сам Андерсен в то время ещё не считал ,что наконец нашёл самого себя .

Не приняли в 1846г.его сказок и в России – опять по той же причине «запоздалости « датского романизма ,а так же вследствие того ,что переведены были далеко не лучшие сказки. Только в 1858г. Добролюбов обратил внимание на сказки . Андерсен -сказочник завоевал русского читателя только в последней трети 19 в. В чём же главный смысл сказок Андерсена определяющий отношение к миру и человеку ? Прежде всего в вере во всепобеждающую активную силу добра ,в стремлении вскрыть самое настоящее ,подлинное в человеке , влюблённость в красоту природы. Активность добра ,способность пожертвовать даже жизнью во имя его утверждения формируют сюжет и характеры. Идя в ногу со своим временем и даже несколько обгоняя его ,великий сказочник ,изображая события ,заставляет читателей самих задуматься о смысле произошедшего и самостоятельно сделать выводы . Он порывает с просветительским стремлением всё объяснить читателю , его собственная фантазия открывает простор для мысли ,как это было присуще отчасти романтическому искусству и было развито реалистами конца века , когда интеллектуализация стала одной из основных примет литературы .Андерсен решает эту проблему по своему , обращаясь к сказке.

40-е годы –новый и наивысший взлёт сказочного творчества Андерсена. В эти годы он издаёт « Новые сказки» куда вошли такие шедевры , как «Снежная королева» , «Соловей», «Гадкий утёнок», «Тень», «Девочка со спичками», «Ель», «Колокол», «История одной матери», «Воротничок». Андерсе творчески усвоивший уроки народной сказки , создаёт свои собственные произведения , не уступающие по своей образной силе народным и заключающие в себе глубокое философское содержание . В 1843 г.он писал другу :«….я точно решил писать сказки ! Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей , помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышления !». Так возникли сказки с двойным адресатом : по увлекательной фабуле для детей, а по глубине содержания – для взрослых. Это сообщало им особую наивность и непосредственность , близкую детям , и одновременно создавало второй , «подтекстовой» философский план , который недоступен детям , но отражает специфику современной жизни , помогая осмыслить её взрослым. Андерсен никогда не был так изобретателен , как на этом этапе , когда рассказывал удивительные истории о самых прозаических предметах. Изменение сферы поисков приближало сказки к действительности . Поэтому сборник последнего этапа писатель называет «Истории» и «Новые сказки и истории». Писатель в сказки которого всё более определённо проникают черты реальности , героями делает великих современников , учёных и художников . Писатель хочет обратить внимание на почти сказочные возможности человеческого ума и таланта . Но не только величественноё занимает Андерсена в эти годы; он по-прежнему обращает внимание на простого человека и его заботы.

Одна из самых прекрасных , поэтичных и добрых сказок Андерсена – «Русалочка». К теме безответной любви русалки к человеку писатель обращается неоднократно ещё в ранних стихотворных сказках . Однако , Андерсен создаёт совершенно самостоятельное произведение , где мысль автора о красоте человеческой души , о добре которое побеждает в мире , раскрывается не только с помощью напряжённого развития сюжета как в первых сказках , но и благодаря убедительному психологизму , раскрывающему поэтичность самой Русалочки и представляющему человека как воплощение благородства , доброты и красоты. Поэтому заветной мечтой Русалочки становится не только добиться любви принца , но и обрести человеческую душу . Этот путь сложен . Самое большое испытание выпадает на её долю , когда сёстры – русалки приносят ей нож ; только убив принца, она может снова вернуться в море к русалкам , а иначе с первыми лучами солнца она погибнет . Маленькая Русалочка побеждает и здесь : она не может убить любимого. Обрабатывая народную легенду Андерсен писал о том , что он изменил в ней :у него «бессмертная душа русалки не зависит от чужого существа , от любви человека . Это определение не верно ! Ведь в этом заключается элемент случайности….Я позволил русалке идти более естественным , прекрасным путём». Это путь развития душевных сил . Уроки добра здесь сложнее , чем в других сказках . Неслучайно Андерсен поместил перед «Русалочкой» обращение «Ко взрослым», утверждая этим , что у его сказок расширяется аудитория .

Одним из шедевров Андерсена была «Снежная королева». В ней органически соединяются быт и фантастика , вся она пронизана и большой любовью писателя к людям , и его мягкой иронией по отношению к миру , его влюблённостью в красоту суровой северной природы. Мир одухотворён в этой сказке : мыслит и чувствует олень , помогают Герде старые вороны. В эту сказку попали воспоминания Андерсена о его бедном детстве : садик на крыше у Кая и Герды – это садик его детства. Но самая главная мысль произведения обеспечившая ему бессмертие ,- это утверждение активности силы добра . Человечности , которая побеждает даже разбойников, противостоят здесь злобные тролли и бездушная Снежная королева . Носителем героического начала становиться обыкновенный человек , маленькая девочка . Андерсен – романтик соблюдает особенности «местного колорита» при описании тех мест , куда попадает Герда : то это чопорный уклад при дворе принца и принцессы , то грубые нравы у разбойников , то чум финки , где нет двери и поэтому надо стучать в дымовую трубу, и т.п.


Случайные файлы

Файл
147419.rtf
18743-1.rtf
166166.rtf
175-0010.DOC
85763.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.