Эжен Потье

Ал. Дробинский

Потье Эжен (Pottier, 1816—1887) — французский пролетарский поэт-шансонье, коммунар, автор «Интернационала». П. — преимущественно поэт-пропагандист, некоторые песни которого являются настоящими гимнами, бытописатель и бичующий сатирик-памфлетист. Родился в Париже, в семье упаковщика, в молодости и сам был упаковщиком недолгое время, затем — «пионом» — младшим школьным надзирателем, приказчиком и наконец, до Коммуны, — талантливым тканеразрисовщиком. Дебютировал в дни Июльской революции 1830. В 40-х гг. П. все больше обращается к социальной поэзии и испытывает влияние утопического социализма, особенно фурьеризма. В эпоху предреволюционного кризиса 1847 П. выступил с песнями «Ventre creux» (Пустой желудок) и др., рисующими тяжелое положение народных масс и отражающими их революционное настроение, и «Muse de la chanson» (Муза песни), в которой он призывал песню вновь стать «Марсельезой» и подчеркивал историческую диалектику песни в противоположность иронической фразе Бомарше «во Франции все кончается песнью», давая ее революционную перифразу: «во Франции песнями все начинается». В 1848 П. дрался на баррикадах. Горячо реагируя как на Февральскую революцию, так и на Июньское рабочее восстание, поэт однако еще не возвышался над общим уровнем классового самосознания французских рабочих, в большинстве — мелкоремесленного пролетариата. К Февральской революции относится его песня «Peuple» (Народ), с характерными лозунгами «хлеба и прав». Песня Потье «Tuer l’ennui!» (Убить тоску!) отразила стихийность Февральской революции, но эта песня не характерна даже для среднего февральского баррикадного бойца-рабочего, выражая идею бунта с горя, бунта ради бунта. Потье отдал в Феврале полную дань вере в спасительную роль демократической революции и демократической республики. К этой эпохе относится его «Propagande des chansons» (Пропаганда песен), где он развивает свою поэтическую программу народно-революционного шансонье-пропагандиста, в задачи которого входит не только звать в бой рабочий класс, но и пробуждать от спячки мелкую буржуазию. Отрезвление от февральских демократических иллюзий нашло место в «Buveurs du sang» (Кровопийцы), «Vieille maison à démolir» (Старый дом на слом) и др. песнях, в которых еще с большей силой, чем в эпоху предреволюционного кризиса, звучат мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания. Песня «Enfantement — Juin 1848» (Роды — июнь 1848) — пламенный призыв к Июньскому рабочему восстанию. Но вслед за нею траурная песнь «Juin 1848» (Июнь 1848), вызванная кровавым подавлением рабочего восстания, является срывом П. в мрачный пессимизм, в котором прорывается однако ненависть к победителям, стимулирующая волю к борьбе. Однако и в эту пору, как и долго спустя, П. все еще не осознает себя именно пролетарским поэтом: он остается певцом трудовой бедноты вообще. В поисках классового места в литературе П. в песне «Quel est le Fou?» (Кто безумец?) как бы старается оправдать свое идеологическое «отщепенство». После Декабрьского переворота 1851 он выступил с песней «Qui la vengera?» (Кто отомстит за нее?) против Луи-Наполеона не как против лютого врага рабочего класса, а прежде всего как палача Второй республики, хотя эта самая буржуазно-демократическая республика Июньским расстрелом рабочих и расчистила путь диктатуре Луи-Наполеона: так живучи были якобинско-республиканские традиции и иллюзии французского мелкоремесленного пролетариата в его литературном представителе — П. При Второй империи благодаря некоторому промышленному оживлению временами притуплялся классовый инстинкт довольно значительных слоев французского пролетариата, а с ними и П., что отразилось в его «Exposition» (Выставка, 1861), где он призывает сильных и слабых стереть следы их вражды. Но в других произведениях Потье рисует, какой ценой покупается это показное «благополучие». В гневных памфлетах П. изображает корыстность буржуазии, ее экономики и культуры, тем самым способствуя изживанию иллюзий сотрудничества классов.

В эпоху острого политического кризиса, приведшего к Франко-прусской войне, складываются революционно-социалистические убеждения Потье. В 1870, вместе с организованным им синдикатом тканеразрисовщиков, он вступил во французскую секцию Интернационала. Он был среди подписавших обращение к германским социалистам против войны. Избранный делегатом в ЦК Национальной гвардии, П. явился одним из тех, кто подготовил провозглашение Коммуны. Членом Коммуны он был избран на дополнительных выборах в апреле 1871. В Коммуне П. принял участие в ряде ее социальных мероприятий. Революционное строительство Коммуны имело огромное влияние на рост его революционно-пролетарского сознания. 55 лет от роду Потье дрался за Коммуну на последних ее баррикадах.

Скрываясь в Париже после разгрома Коммуны, П. в июне 1871 написал «Интернационал» (L’internationale) — одно из величайших в истории произведений социальной поэзии. Этому произведению, благодаря его высокому революционному пафосу и заостренности его строф лозунгами, созвучными положениям «Коммунистического манифеста», суждено было стать — уже после смерти П. — международным революционно-пролетарским и после Октябрьской революции советским гимном.

В июле 1871 П. принужден был бежать в Англию. Здесь он написал песню-поэму «Jean Lebras» (Жан-Рабочие руки), в которой описал безрадостный жизненный путь рабочего.

В 1873 нужда заставила П. перекочевать в Америку где он продолжал принимать участие в рабочем движении. По случаю объединения в 1876 различных рабочих социалистических, в частности эмигрантских групп в Америке в Рабочую партию он посвятил последней стихотворный адрес под тем же названием, ярко вскрывая в памфлетной форме острого диалога между Сейфом (капитализмом) и Рабочей партией социальные противоречия капиталистического общества и лицемерие буржуазии. Еще ярче его поэтический адрес от имени трудящихся Америки трудящимся Франции, под английским заголовком «The Workingmen of America to the Workingmen of France» (Рабочие Америки рабочим Франции), изд. в 1876 отдельной брошюрой по случаю приезда французской рабочей делегации на всемирную выставку в Филадельфии. В этом остром памфлете Потье «выставляет» то скрытое от глаз посетителей буржуазных «всемирных выставок» сырье, продуктами которого являются их замечательные экспонаты; это «сырье» — оборотная сторона капиталистического «просперити»: нажим на зарплату, эскплоатация женского и детского труда, борьба за рынки и монополии, милитаризм и войны, податной гнет, полицейщина, бюрократизм, классовая юстиция и поповщина, шантаж, реклама и продажная печать, кризисы, обнищание рабочего класса. В эту же эпоху П. написал поэму «La Commune de Paris», которая может служить блестящей художественно-литературной иллюстрацией к «Гражданской войне» Маркса, признанием ошибок Коммуны и особенно незабываемой картиной кровавого торжества «версальской» буржуазии.

В 1880 Потье, по общей амнистии коммунаров, возвратился во Францию разбитый параличом. Здесь он примкнул к только что образованной под руководством Гэда Рабочей партии. На его политических песнях 1880—1881, совпавших с первыми избирательными кампаниями Рабочей партии, отразилась идейная и организационная неоформленность последней в начальный период ее существования. К последним годам жизни Потье относится ряд лучших его произведений, посвященных изображению положения рабочего класса и критике буржуазного общества и вобравших в себя весь накопленный поэтом огромный жизненный и исторический опыт. В 1880 он написал свою замечательную песнь-поэму «Jean Misère» (Жан-бедняк), превратив старинный образ Горемыки французской лубочно-ремесленной литературы в чеканный профиль рабочего-коммунара. Кризис перепроизводства в первой половине 80-х гг. отражен П. в сонетах «L’abondance» (Изобилие, 1881) и «L’engorgement» (Закупорка, 1884) и в стихотворении «La crise» (Кризис, 1885). С замечательной силой П. рисует классовые бои в «Les affameurs» (Голодоморы — локаут в Рубэ в 1882) и «La gréve» (Стачка — историческая Анзенская забастовка 1886).

В выдающихся песнях-поэмах «La veuve du carrier» (Вдова каменолома, 1882) и «Les nids» (Гнезда, 1887) П. описывает печальную участь семьи погибшего рабочего и тяжелую долю батрачки и посвящает предсмертные стихи и песни пролетарским детям («Le petit va-nu-pieds» (Босоногий малыш) и «Souliers qui prennent l’eau» (Башмаки, которые набирают воду, 1887)).

Вместе с тем до самой смерти П. остается преимущественно певцом Коммуны. В сонете «Triomphe de l’ordre» (Триумф порядка, 1880) он бросает вызов палачам Коммуны. «La Commune a passé par là» (Здесь прошла Коммуна, 1885) и «Elle n’est pas morte» (Она не умерла, 1886) являются одними из лучших исторических песен о Коммуне.

В 1884 были изданы сборник сонетов П. «Poésie d économie sociale» и сборник его песен «Quel est le fou?» (Кто безумец?). В 1887, за несколько месяцев до смерти П., его товарищами по Коммуне был издан его сборник «Chants révolutionnaires» (Революционные песни), в который вошел «Интернационал». Кроме того литературное наследие П. рассыпано по различным социалистическим журналам и сборникам. Многое осталось однако неопубликованным.

Список литературы

I. Poésie d’économie sociale, P., 1884

Quel est le Fou? Avec préf. de G. Nadaud, P., 1884

Chants révolutionnaires, préf. de H. Rochefort, P., 1887






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.