Дмитрий Иванович Писарев (1840 - 1868) (26042-1)

Посмотреть архив целиком






Конспект статьи

Д.И. Писарева

«Базаров»














Выполнил ученик 10Б класса

Гимназии 1517

Давыденко Филипп
















ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840 - 1868), критик, публицист.

Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать. Варвара Дмитриевна. В четыре года свободно читал по-русски и по-французски, затем овладел немецким. В 1952 - 56 учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Начиная с 1859, Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале "Рассвет" ("Обломов"– Роман Гончарова; "Дворянское гнездо"– Роман И. Тургенева; "Три смерти"– Рассказ графа Л. Толстого). Неудовлетворенный университетской программой, целенаправленно занимается самообразованием. В 1860 в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р. Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно оканчивает университет в 1861.Активно сотрудничает с журналом "Русское слово" (до его закрытия в 1866), становится его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом. В 1862 публикует статью "Базаров", которая обострила споры вокруг так называемого "нигилизма" и "нигилистов". Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип "так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов". В этом же году, возмущенный репрессиями против "нигилистов" и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома. 2 июля 1862 был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года. После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься. Годы заточения - расцвет деятельности Писарева и его влияния на русскую демократию. На это время приходится почти сорок его публикаций в "Русском слове" (статья "Мотивы русской драмы", 1864; "Реалисты"; "Пушкин и Белинский", 1865; "Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского "Что делать?" и др.).Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним соредактором, издававшим теперь журнал "Дело", но в 1868 принимает приглашение Н. Некрасова сотрудничать в "Отечественных записках", где публикует ряд статей и рецензий. Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.



План

Тезис

Конспект

С какой целью реальная критика обращается к анализу худ. Произведения?

Изучение «прошлого поколения»

Мнения и суждения Тургенева не изменяют ни на волос нашего взгляда на молодое поколение и на идеи нашего времени; мы их даже не примем в соображение, мы с ними даже не будем спорить; эти мнения, суждения и чувства…дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.

Кому адресован анализ?

Молодому поколению

Все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа.

Почему Писарев в названии своей статьи выписывает имя героя Тургенева, не снабжая его никакими оценочными определениями?

Оценочные определения не подходят Базарову, потому что это собирательный тип.

Он (Базаров)– представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя.

В чем видел критик задачу своей статьи?

Понять причину конфликтов между старым и новым поколением.

Любопытно проследить, как действуют на человека…идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении. …найти причину того разлада в нашей частной жизни… от которого часто гибнут молодые жизни… кряхтят и охают старички и старушки…

Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены?

Отвращение ко всему уходящему.


Такого рода отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство людей базаровского типа. Это коренное свойство вырабатывается именно в тех разнородных мастерских, в которых человек, изощряя свой ум и напрягая мускулы, борется с природой за право существовать на белом свете.

Что, по мнению Писарева, управляет поступками героя?

Движение по пути меньшего сопротивления.

Кроме непосредственного влечения, у Базарова есть еще другой руководитель–

расчет. Из двух зол он выбирает меньшее.

Как критик объясняет честность Базарова?

Честность Базарова объясняется его хладнокровным расчетом.

быть честным очень выгодно … всякое преступление – опасно и, следовательно, неудобно.

Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

Коренных различий нет. Только люди базаровского типа поняли недостижимость цели.

В практическом отношении они также бессильны, как Рудины, но они осознали свое бессилие и перестали махать руками. У Печорина воля без знания, у Рудина – знание без воли; у Базарова есть и знание, и воля; мысль и дело сливаются в одно твердое целое. Люди настоящего не шепчутся, ничего не ищут, нигде не пристраиваются, не поддаются ни на какие компромиссы и ни на что не надеются.





Какой ответ дает Писарев на вопрос: «Что делать?»

Жить, пока живется.

Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще, не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры.

Каково, с точки зрения Писарева, отношение Тургенева к герою

(к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности)?

Тургенев не может вынести общества Базарова.

Весь интерес, весь смысл романа заключен в смерти Базарова. Тургенев очевидно не благоволит к своему герою. …его мягкую любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма… Тургенев сжимается болезненно от самого мягкого прикосновения с букетом базаровщины.



Случайные файлы

Файл
179643.rtf
33278.rtf
delcikl.doc
29705.rtf
chpargal1.doc