Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга) (LENA_ver2)

Посмотреть архив целиком

Оглавление

Вступление

1

Глава 1. Историко-художественный очерк

2

Глава 2. Садово-парковый ансамбль

12

Глава 3. Скульптура

14

Глава 4. Архитектурные памятники

17

Глава 5. Дворцовые интерьеры

19

Глава 6. Декоративно-прикладное искусство

22

Глава 7. Живопись

25

Глава 8. Летний сад в стихах

28

Заключение

30

The Summer Garden

31

Список использованной литературы

34


















Вступление.


Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Справедливо называют. Сотни зданий, набережных, мостов - великие творения зодчих. Десятки памятников на его площадях и в скверах - выдающиеся достижения скульптуры. По улицам города и впрямь можно ходить, как по музею.

Но и просто музеев в Санкт-Петербурге предостаточно. Больших и маленьких, старинных и новых. Если добавить к ним постоянно действующие выставки, количество Санкт-Петербургских музеев немного до сотни не дотянет. В них хранится более 14 миллионов ценнейших памятников материальной культуры.

По музеям можно ходить, как по эпохам. Загляните, они покажут вам, как жили фараоны Древнего Египта, какие изумительные картины и скульптуры оставила потомкам эпоха Возрождения. В музейных экспозициях можно увидеть далеких предков наших сегодняшних умнейших станков и приборов, встретиться с папуасом из Полинезии, полюбоваться рукотворными чудесами народных умельцев, каких больше нигде и не увидишь.

Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света.

А Летний сад-это ведь не только сад, но и музей скульптуры. И действительно под открытым небом.

Музей-это собеседник, с которым всегда интересно поговорить. Музей-это еще и книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то новое. Музей-кладовая сокровищ и огромная страна, которую населяют ушедшие века, отгремевшие войны, хранятся истоки научных открытий.

В музеях живет красота и щедрость. И есть у них один секрет: покидая музей, вы выходите из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Таким образом, целью моего реферата является посещение уникального музея под открытым небом-Летнего сада. Я стремлюсь узнать не только о скульптурном убранстве, но и об архитектурных памятниках, садово-парковом ансамбле, дворцовом интерьере и т.д.. Поэтому тема моего реферата предполагает многогранность и обилие информации. Однако я постаралась, чтобы реферат не был лишен логической стройности изложения содержания, что чрезвычайно важно для читателя.



Глава 1.

Историко-художественный очерк

Среди замечательных исторических и архитектурных памятников, связанных с основанием Санкт-Петербурга, одно из первых мест по праву отводится Летнему саду и Летнему дворцу Петра .

Возникший как город-крепость в самом начале Северной войны, Петербург неоднократно выдерживал нападения шведских войск. И только после победы под Полтавой в 1709 г. Петр осуществляет свое давнишнее намерение перенести столицу из Москвы на берега Невы. После этого события в городе развернулись большие архитектурно-строительные работы.

История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые упоминания о нем встречаются в письмах Петра , датированных мартом 1704 г. Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока Безымянного Ерика (река Фонтанка),- там, где ранее находилась усадьба шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.

На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром Летний сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил черты русских подмосковных садов Vв., где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,- остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если проживу еще три года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского короля”.

Петр сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции. В создании дворцово- паркового ансамбля принимали участие русские и западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен, К. Шредер, И. Сурьмин, С. Лукьянов, И. Яковлев, архитекторы Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, И. Матвеев, М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.

Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три этапа.

Неизвестно, кем был начерчен первоначальный план Летнего сада. Существует предположение, что автором его был сам Петр . Современную территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал палаточный военный лагерь. Существует предположение, что здесь была временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711 г. Летний сад ограничивался лишь участком, на котором в настоящее время располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами, посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными растениями из оранжерей.

В 1705-1706 гг. основные работы проводились архитектором Иваном Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны.

В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и украшением царской резиденции занимался Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный парк с узорными цветниками, люстгаузами, фонтанами, водоемами.

В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся до настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной местности.

В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд.

Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили в 1716-1725 гг. Архитекторами Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его строительства. Приглашенный в Россию Петром Леблон считался ранее автором окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План, составленный в 1716-1717 гг., объединил Марсово поле, Михайловский сад и часть участка Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки, где был построен дворец Екатерины .

В последние годы жизни Петра его летняя резиденция на невских берегах- это уже сложившийся архитектурный ансамбль.

В настоящее время мы можем любоваться только Летним дворцом Петра , а описания и изображения других архитектурных памятников сохранились лишь в архивных документах и графических материалах.

Второй Летний дворец располагался на берегу Лебяжьего канала против первого Летнего дворца. Этот дворец так же, как и первый, был выстроен в два этажа и довольно скромно декорирован. Здание в плане было несимметричным, а фасад его в центре обогащался террасой со спусками к воде. Автором проекта дворца считается архитектор Стефан Фонзвитен, но основные работы проводились М. Г. Земцовым, который закончил их в 1725 г.

Уже после смерти Петра в  г. на берегу Невы была построена “Зала для славных торжествований”. Замечательный памятник творчества архитектора М. Г. Земцова, это деревянное сооружение с пышным внешним и внутренним декоративным убранством и симметричным распределением архитектурных масс явилось прообразом дворцов середины Vв. Название сооружения говорит само за себя. Первым “славным торжествованием”, устроенным здесь, стала свадьба дочери Петра Анны Петровны с герцогом Голштинским.

На плане Летнего сада М. Г. Земцова показано еще одно сооружение- грот, занимавший часть берега Фонтанки. Начавшиеся при А.Шлютере в 1713 г. работы после его смерти были продолжены И.Маттарнови, Н. Микетти, Ж.- Б. Леблоном и М. Г. Земцовым. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа, мерцанием раковин, мелких вкраплений разноцветных камней, толченого стекла и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее пещеру, созданную самой природой. К сожалению, во второй половине Vв. грот был превращен в обычный павильон, а в 1777 г. во время наводнения почти полностью разрушен.

Во время этого наводнения были разрушены и фонтаны, украшавшие сад. К середине Vв. в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов. Петр был необычайно увлечен идеей создания целой системы фонтанов. Но особенно его занимала мечта о создании лабиринта на темы басен Эзопа, которая была осуществлена в 1720-х гг.

Строительство фонтанов продолжалось очень активно и после смерти Петра . Например, Екатерина в 1725г. в левом от грота “зеленом кабинете” приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В противоположном правом “кабинете” несколько позднее, в 1736-1738 гг. был устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра , бывшего гамбургского маклера Ла-Косты.

Знакомство с Летним садом петровского времени будет неполным, если не проследить, как же осваивались другие участки дворцово- паркового комплекса. Третий Летний сад, находившийся на месте нынешнего Михайловского, предназначался для резиденции Екатерины . Планировка его была очень проста. Здесь реже встречались затейливые декоративные сооружения. Самой большой “диковинкой” в “саду за маленькой речкой” был Летний дворец Екатерины , названный во многих документах “Золотые хоромы”. И действительно, по описи 1736 г. золото в его отделке преобладало. Это сооружение, архитектура которого типична для первых петербургских зданий, строилось одновременно с Летним дворцом Петра  но было разобрано во второй половине Vв.. Здание располагалось на берегу Мойки, может быть, на месте павильона Росси в Михайловском саду.


Случайные файлы

Файл
29146.rtf
80457.rtf
ref-18599.doc
58304.rtf
23079.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.