Подари праздник близким (123664)

Посмотреть архив целиком

19









ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОДАРИ БЛИЗКИМ ПРАЗДНИК!»



СОДЕРЖАНИЕ



Паспорт проекта

Актуальность проекта

1. Изучение истории художественной вышивки

2 . Материалы для вышивки

3. Цветовые сочетания нитей

4. Технология выполнения вышивки

5. Оформление вышивки

6. Презентация проекта

7. Экономическое обоснование проекта

Заключение

Список литературы

Приложения



ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Наименование проекта « Подари близким праздник

(вышитый подарок к Новому году)

Основные разработчики проекта студенты группы КМ-71:

Руководитель: Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин «Технология швейных изделий», «История костюма»

Цели проекта:

  • Воспитание художественной культуры:

  • Развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания изделий

Задачи проекта:

  • Привить любовь к вышивке;

  • Развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия;

  • Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;

Этапы реализации проекта

  1. Изучение истории художественной вышивки

  2. Изучение требований к материалам

  3. Изучение цветовых сочетаний нитей

  4. Изучение технологии выполнения вышивки

  5. Изучение выполнения вышивки

  6. Практическое выполнение изделий

  7. Участие в выставочной деятельности



АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


Вышивка - это не просто вид рукоделия, а искусство, которое наравне с другими видами искусства занимает свое почетное место в повседневном быте человека. Она не требует каких-то особых приспособлений, для нее необходимы только нитки, иголка и ткань для вышивки. Все это всегда было, и всегда есть в каждом доме, всегда под руками у каждой женщины.

Что заставляет конкретно вас взять кусок канвы, нитки и приступить к вышиванию? Возможно, кто-то признается, что увлечен процессом созидания, когда на твоих глазах происходит рождение Красоты. Другие расскажут о радости, приходящей с окончанием сложной работы, о повышении самооценки. А ведь радость — то чувство, которое так нам необходимо!

Приступая к вышиванию, задаетесь ли вы вопросом: разве мне нечем больше заняться? Почему мы всегда корим себя, отдавая свободное время для хобби? А давайте спросим себя: кого еще касается наше увлечение? Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка — лучшая иллюстрация к этому, ведь она позволяет нам вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку мы вкладываем частичку себя, благодаря чему она гораздо ценнее, нежели фабричное изделие. Одариваемый непременно оценит ваше внимание и заботу, поймет, что вы провели много времени за изготовлением подарка. Именно это и есть ваш звездный час! Такой подарок никогда не забудется, он всегда будет напоминать о вашем внимании. Поэтому, планируя свое свободное время, помните, что сделанный собственными руками подарок гораздо ценней, нежели покупной.





  1. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ


Вышивка – распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.

Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V ст. н. э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX ст.).

Данные археологических раскопок, свидетельства исторических летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания на территории, которую занимает Украина, берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда – начиная с незапамятных времен и до наших дней. В истории Украины отмечено, что элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду древние обитатели территории Украины – трипольские племена (эпоха позднего неолита и начало периода бронзы).

Исторический факт - вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот.

В истории известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI ст. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, – еще недавно так одевались украинские крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Историки и ученные считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, что на рубахе видна вышитая вставка.

Еще один исторический факт - арабский путешественник Ибн-Фадлан (X ст. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древнем Киеве: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками.

В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками.

Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, который пребывал в 1412 и 1421 гг. на территории Украины, вспоминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того исторического периода мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканный орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен. Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели-коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов. На своеобразие украинской вышивки обращают внимание прогрессивные круги общественности, ею начинает увлекаться широкая публика. На этом интересе спекулируют различного сорта ловкие дельцы, которые быстро начинают организовывать производство и продажу народных вышивок на больших ярмарках и за границей. При этом предпринимателей меньше всего интересует художественное совершенствование вышивок, что не могло не отразиться на качестве изделий: появляются различные подделки, соответствующие мещанским запросам, и др. Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей.


  1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫШИВКИ


Канва

Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей. Самый же распространенный вид ткани для вышивки крестом - канва Аида, фирмы Zweigart. Данный вид ткани хорош прежде всего тем, что имеет равномерную структуру, образующую отчетливые квадраты (ячейки) и отверстия в углах этих квадратов, облегчающие проведение иглы. Канва бывает крупная и мелкая в зависимости от количества ячеек (квадратов) на один дюйм, отсюда и номер канвы. Например, Аида 11 - это канва с 11-ю ячейками на 1 дюйм, Аида 14 - 14 ячеек на один дюйм (1 дюйм = 2,54 см). Чем мельче канва, тем элегантней крестик. Аида выпускается разных цветов и оттенков.


Льняное (хлопковое) полотно

Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом. По такой ткани обычно вышивают через две нити. Льняные ткани выпускаются с переплетением 18, 25, 28, 32, 36, 40 нитей на 1 дюйм. Льняные ткани также имеют свои названия в зависимости от количества переплетений на 1 дюйм. Cashel имеет 28 нитей на один дюйм и приравнивается к Аиде 14 (при вышивании через 2 нити). Вышивка производится нитью в два или три сложения. Belfast – ткань с переплетением 32 нити на дюйм. Приравнивается к Аиде 16 (при вышивании через 2 нити), вышивается нитью в два сложения. Edinburgh имеет 36 нитей на дюйм и приравнивается к Аиде 18 (при вышивании через 2 нити), вышивается нитью в одно или два сложения. Благодаря своей плотной структуре лен хорошо подходит для вышивок, где остается много незашитого фона.

Накладная канва (waste canvas)

Эта канва используется для вышивания по тканям, не имеющим равномерную структуру. Обычно это предметы одежды из трикотажного полотна. Такая канва грубее, чем обычная, и имеет разметку по 10 клеток, синей нитью. Канва приметывается сверху, делается вышивка, канва удаляется.

Пластиковая канва

Эта канва используется для создания объемной вышивки. Она подразделяется на plastic canvas – классическая пластиковая канва - и vinyl weave – виниловая канва, более гибкая, чем классическая пластиковая канва. Как виниловая, так и обычная пластиковая канва выпускаются разных цветов и с разным количеством крестиков на один дюйм.


Cтрамин

Это крупная, жесткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине.


Перфорированная бумага

Не самая распространенная основа для вышивки в России, на Западе же перфорированная бумага (Perforated Paper) более популярна. В настоящее время перфорированная бумага выпускается в основном 14 клеток на один дюйм, вышивать на ней следует в 1-2 нитки, т.к. если брать большее количество ниток, бумага может порваться. Для вышивки на такой бумаге не стоит брать схемы со слишком большим количеством цветов. Нитки лучше брать помягче, например, с добавлением шелка.





Шелковые ткани

Вышивать крестом можно также и по шелковым тканям. Хотя такой материал для вышивки очень специфичен. Обычно его используют для создания вставок в броши, кулоны и в других миниатюрных изделиях. Количество нитей у шелка варьируется от 24 до 112 на один дюйм, благодаря чему вышивка получается очень мелкой. Так же, как и при работе с перфорированной бумагой, для вышивки на шелке лучше брать схемы с небольшим количеством цветов, необходимо избегать протяжек и ¼, ¾ крестика.


Пяльцы и станки

Для того, чтобы ткань во время вышивки была туго натянута, используют пяльцы.

Деревянные и пластмассовые пяльцы

Это круглые пяльцы, состоящие из двух обручей, чуть отличных по диаметру, с пластмассовым или металлическим винтом. Диаметр пялец колеблется от 10 до 30 см. Использование таких пялец довольно простое: ткань накладывается сверху на меньший обруч, сверху накладывается больший обруч, ткань натягивают, а винт закручивают наполовину, затем ткань натягивается еще раз, и винт закручивается до упора. В процессе вышивания натяжение ткани может ослабляться, поэтому ее следует подтягивать. Вся вышивка может не уместиться в пяльцы, поэтому их нужно по мере необходимости передвигать. Чем больше вышивка, тем больший диаметр пялец необходимо использовать.


Пяльцы–рамки (flexi-hoop)

Данный вид пялец также относится к двухобручевым, внутренний обруч сделан из пластмассы, внешний из резинового материала. Они бывают круглой и овальной формы. Однако у таких пялец отсутствует винт, есть лишь кольцо для подвешивания на стену, крепление же ткани производится за счет свойств материала, из которого сделан внешний обруч. Такие пяльцы очень хорошо держат ткань, поэтому их не рекомендуется передвигать во время вышивки, их обычно подбирают под размер вышивки, затем вышивку стирают и вставляют обратно в пяльцы, т.е. они по окончании работы выполняют функцию рамки.

Пяльцы бывают настольными и напольными, что позволяет освободить вторую руку во время вышивки. Обычно подставки под пяльцы продаются отдельно.

Прямоугольные пяльцы с зажимами для фиксации ткани. Такая конструкция позволяет не мять и не деформировать ткань.

Однако использование пялец для вышивки больших работ неудобно, т.к. работа мнется, а крестики заламываются. В таких случаях лучше всего использовать прямоугольную раму или станок. Рама состоит из двух планок по бокам и валиков сверху и снизу, вся эта конструкция закреплена болтами, в случае необходимости ее можно легко разобрать.

На валики обычно накручивается жесткая ткань, к которой и пришивается канва.

Такую прямоугольную раму так же, как и пяльцы, можно закрепить на напольную или настольную подставку.