Взляды Леонова в романе «Русский лес» (74363-1)

Посмотреть архив целиком

Взляды Леонова в романе «Русский лес»

Введение

Леонид Максимович Леонов (1899-1994) представляет уникальное явление в истории русской и мировой литературы. Его творчество отличает жанровое разнообразие. Этот талантливый художник слова и мыслитель проявил себя как прозаик и публицист, драматург и литературный критик. В своих романах и повестях, рассказах и сказках, драмах и киносценариях, в публицистических и критических статьях он рисует жизнь русского народа, показывает особенности его быта, нравов, культуры, его отношение к окружающему миру, его достижения и неудачи.

В творчестве писателя нашли отражения и такие глобальные по своему масштабу события, как Великая Октябрьская социалистическая революция и Вторая мировая война, а также такое явление XX века, как научно-техническая революция и проблема сохранения природных богатств для будущего поколения. Наибольший интерес вызывает романное творчество писателя. По мнению литературных критиков, романы Леонова – «энциклопедия русской жизни» двадцатого столетия, где достаточно полно и четко отражена собственная позиция художника слова, дана оценка общественно-политического и культурного движения в стране, отмечены противоречивые жизненные процессы, концентрированны научные оценки прошлого, настоящего и будущего человечества; отражены взаимодействия классов и сословий; воссоздана жизнь народа в ее различных проявлениях; нарисованы герои и антигерои, отразившие Леоновскую жизненную позицию и его критерии нравственности и гуманизма.

Роман «Русский лес» по праву считается одним из лучших в послевоенной русской литературе. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества. Главная тема романа – тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия – спор ученых – лесоводов Вихрова и Грацианского о судьбе русского леса.

В сознании писателя тема леса вызревала давно и долго. Процесс создания книги у Леонова – длительный и непрерывный. Здесь сыграла свою роль и давняя юношеская привязанность Л. Леонова к русскому лесному северу, и постоянный интерес к естествознанию, и ответственность гражданина за судьбу своей Родины и всего человечества. На замысел романа повлияли поездки писателя по стране, многочисленные встречи с работниками лесного хозяйства, изучение специальной литературы: Леоновым были изучены «лесной журнал» за сто лет, классика лесной литературы, современные лесоводнические теории. Уже тогда Леонид Максимович надеялся на кардинальные перемены в судьбе русского леса в современном мире.

Леонова смело можно отнести к писателям пейзажистам. Любимая тема его творчества – природа, поэтому пейзаж – неотъемлемая часть его произведений.

Весьма важным в литературоведении, на наш взгляд является выяснение роли пейзажа в романе «русский лес» Изучению этого вопроса посвящена данная дипломная работа.

По теме исследования имеется большое количество научной литературы, т.к. это произведение привлекало внимание литературоведов и сразу после выхода его в свет, и на данном временном этапе.

М. Лобанов посвятил этому произведению монографию Роман Л. Леонова «Русский лес», которая была издана в 1958 году. В своем труде он исследует центральную сюжетную линию «Вихров – Грацианский», говорит об этичности людей из народа, символичности образов, рассуждает о связи героев с природой, останавливается на вопросах художественного мастерства Леонова, его развитом чувстве современности.

В 1989 году в печати появляется другой литературный труд «Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова». Его автор А. Петишиев здесь исследователь отмечает особенности поэтического видения мира Леоновым, его литературные традиции во вклад в изучение проблемы «Человек и современный мир».

В этом же году в издательстве Саратовского университета появилась монография «Мысли слово Леонида Леонова» В. Хрулева, где автор раскрывает существенные грани миропонимания Л. Леонова. И отражение их в поэтике прозы, отмечая философическую направленность, диалектичность художественного мышления, концепцию человека и мира, которой придерживается писатель.

Исследованию творчества Леонида Леонова и его романа «Русский лес» посвящено много литературно-критических статей. Остановимся на некоторых из них. Привлекает внимание статья Т. М. Вахитовой «Русский лес» и развитие прозы 60- 70 годов, где Леоноведом рассматривается не только философский аспект романа, подведен итог литературоведческих исследований, но и говорится о символичности образов, а также о влиянии «русского леса» на развитие природы.

В статье «Вокруг «Русского леса» Л. Леонова» В А. Ковалев один из известнейших Леоноведов, рассуждает об огромном влиянии романа на развитие лесоводственной науки и вообще на положение в лесных делах. В статье В.П. Крылова «О некоторых сюжетно-композиционных особенностях «русского леса» Леонова» рассматриваются отдельные особенности структура романа «русский лес» как романо-драмма. Основанием для такой постановки вопроса автору статьи служат реально присущие романам Леонова жанровая синтетичность и многогранность, позволяющие вести исследования их художественные структуры под разными углами зрения. И интересна статья академика ВАСХНИЛ Н.П. Анучина, где опытный ученый лесовод рассуждает о влиянии романа «русский лес» на судьбу русского леса, вспоминает свои встречи с Леонидом Максимовичем, некоторые черты деятельности писателя в период создания «Русского леса». Очень известным леоноведом по праву считают Н.А. Грозного. В статье «К характеристике художественного своеобразия творчества Леонова» она обзорно рассматривает тематику произведения Леонида Максимовича, символические образы, их философская насыщенность, а также говорит о Леонове – художнике. Здесь предпринята попытка очертить контуры идейно-эстетических исканий писателя, обозначить же важнейшие компоненты, которые обеспечивают единство и неповторимость его творческого мира. Необходимо отметить, что о творчестве Л.Леонова издано несколько научных сборников.

Сборник научных статей «Мировое значение творчества Леонида Леонова» издан в 1981 году. В этой книге писатели и критики, всесторонне анализируется творчество Леонида Леонова, раскрывают его интернациональное значение, показывают роль выдающегося художника в развитии отечественной и мировой литературы XX века, характеризуют восприятие произведений Леонова, за рубежом.

Над творчеством этого известного писателя уже много лет работают преподавательский и аспирантский состав Бирского государственного педагогического института. Результатом этой работы стали сборники научных статей остановимся на некоторых из них. «Леонид Леонов. Грани творчества» - попытка открыть писателя с новых сторон. Исследователи проанализировали леоновские произведения с новых временных высот и методологических позиций. Авторы рассмотрели и осмыслили идеально-тематическое содержание отдельных художественных текстов, главные конфликты и образы произведений, их поэтическое богатство. В 1987 году Бирским Педагогическим Институтом был издан сборник научных трудов «Стили и жанры русской литературы XX века», куда включены работы преподавателей аспирантов института. Три статьи из этой книги посвящены творчеству Л. Леонова: « на ветрах истории» Петишев А.А. «Крестьянская тема в творчестве Л.Леонова 20-х годов». Петишева В.А. «Фольклорные мотивы и образы в романе Л.Леонова «Вор»» Батурина Н.В.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе «пейзаж как средство обращения действительности и литературный прием раскрытия человеческих характеров» рассматривается литературоведческий аспект понятия «пейзаж» а также функции картин природы, выступающие в книге для воссоздания реального мира и характеристики действующих лиц, передачи их психологии. Теоретический материал применяется к анализу использования пейзажа в русской литературе и роли перечисленных выше функций описания природы в «Русском лесе».

Во второй главе «Вопросы взаимоотношений человека и природы в романе «Русский лес»» рассматриваются философические, этические, эстетические, нравственные вопросы взаимоотношений человека и окружающей среды, поднятые Л.Леоновым в своем фундаментальном произведении, а также анализируется функция пейзажа, когда природа выступает в качестве главного героя книги, с которым связан один из основных конфликтов романа.

Основные положения дипломной работы были изложены на научно - теоретической конференции аспирантов и студентов БГПИ (2002г.) и в статье «вопросы взаимопонимания человека и природы в романе Л. Леонова «Русский лес»» (В соавторстве с А.А. Петишевым. Сдана в печать в сборник БГПИ).

При работе над дипломной работой мы ставили перед собой задачи:

Прочесть заново и рассмотреть с новых современных позиций «Русский лес» Л. Леонова.

Изучить идейно – художественные функции картин природы в произведении.

Выявить место и роль природных описаний в художественной системе Л. Леонова, определить философическую значимость «Русского леса».

Показать возможности романа в процессе духовного, нравственного, патриотического, экологического воспитания человека, используя философские размышления Л. Леонова, на основе методической разработке фрагментов урока, предложенного для проведения в 11 классе общеобразовательной школы.

Каждая глава имеет выводы.

Работа завершается списком литературы из 58 источников, где названы исследования теоретиков литературы и научно критические пособия по творчеству Л. Леонова.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.