Тема Революции в Творчестве Блока (doclad)

Посмотреть архив целиком

Краткая биография.


Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по


матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.


Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета .


Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы


будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово


(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе


и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и


научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала


тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок


закончил историко-философский факультет Петербургского университета ,еще


будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный


эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картин


В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала


«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии ,


  • Он сказал : «Как вам не стыдно , молодой человек , когда в университете бог


знает что творится !» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это


было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших


похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .


Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется .


Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают


её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными


поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое


искуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный и








плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять ;


«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются .


Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,


Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий


Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка


и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового


направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».


Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не


Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально


Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и


Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и


Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,


Необычного, глобально- значительного.


Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,


другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,


в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,


философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии


Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически


Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только


художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.


Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их


в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал







Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной


Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от


стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.


В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно


так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое


значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей


молодой женой состоялась их личная встреча.


Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка


познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим.


Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных


его приверженцев.


Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его


Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких


любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения


создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не


торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году


появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник


Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не


как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом.


Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,


Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой


молодого в то время течения – символизма.


Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,





что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и


отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую


идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея


Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия


связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только


календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном


(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на


рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.


Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные


переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт


сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним


поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-


с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.


Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные


мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,


напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.


Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой


символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на


завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером


неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.


Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о Таинственной,


Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.


Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических





произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.


Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята


традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в


“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате


и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет


никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием


неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.


Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот


фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются


в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте


сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится на


голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая


политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,


однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-


как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .


Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного


с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном


стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без возврата» .


Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов , изображающих


город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его фабрично-


заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического


трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.