Мандельштам (там)

Посмотреть архив целиком

С Л У Ч А Й

М А Н Д Е Л Ь Ш Т А М А
















Куда нам пойти?Наша воля горька.

Где ты запоёшь?Где я рифмой раскинусь

Наш посвист,наш рокот распродан с лотка...

Как хочешь, распивочно или навынос?



Багрицкий



Пожалуй,нет больше такого поэта судьба которого была бы

так тесно связана с творчеством,как у Мандельштама.Судьба и

творчество,словно переплетённые змеи,проходят через всю его

жизнь,накладывая на всё свой отпечаток.И поэтому я так подробно

останавливаюсь на его биографии.

Осип Эмильевич Мандельштам родился в Петербурге 15

января 1891 года в семье мелкого коммерсанта,промышлявшего

продажей и обработкой кожи.

Мандельштам окончил Тенишевское училище,одну из лучших

петербургских школ.Каникулы он проводил в Павловске,в Финляндии,

в Прибалтике.Школа дала ему прочные знания,прежде всего-в

гуманитарных науках.

Уже в школьные годы у Осипа Мандельштама началось

увлечение поэзией,музыкой,театром.Расширению и углублению его

литературных интересов содействовал директор Тенишевского


- 2 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

училища В.В. Гиппиус,второстепенный поэт-символист,печатавшийся

под псевдонимом "Владимир Бестужев".Живя в Павловске,

Мандельштам посещал музыкальные вечера в привокзальном

концертном зале.В театре на него сильнейшее впечатление

произвела В.Ф.Комиссаржевская.

Годы 1907-1910 Мандельштам проводит на Западе.От времени

до времени бывая в Петербурге,где завязываются его первые связи

с литературной средой.Его занимают проблемы идеалистической

философии,и в 1909-1910 годах он эпизодически посещает в

Петербурге собрания Религиозно-филисофского общества.Он

увлекается идеями и творчеством писателей-символистов и

становится гостем, так называемой "башни" Вячеслава

Иванова,квартиры этого поэта и теоретика символизма,где

регулярно собирались литераторы,главным образом разделявшие с

хозяином дома его идейно-эстетические искания и убеждения.

В 1911 году Мандельштам поступает на

историко-филологический факультет Петербургского

университета,стремясь систематизировать свои знания. К этому

времени он прочно входит в литературную среду,- у него

появляются контакты с организованным Н.Гумилёвым "цехом поэтов",

складываются добрые отношения с позднесимволисткими

поэтами-Кузьминым,Сергеем Городецким.

Символизм как литературное течение вступил в ту пору в

полосу глубокого кризиса.От него отошли некоторые из крупнейших

поэтов (прежде всех и решительнее всех-Александр Блок),на него

велась атака со стороны группы писателей-футуристов,у него


- 3 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

появилась оппозиция в собственной среде,сложившаяся в группу

акмеистов вместе с Н.Гумилевым, А.Ахматовой, С.Городецким,

В.Нарбутом, Зениевичем и другими.Мандельштам стал сотрудником

таких изданий, как "завоёванный" акмеистами "Апполлон" и

акмеистический "Гиперборей",выступал в печати не только со

стихами,но и со статьями на литературные темы.

В 1913 вышла в свет первая книга Осипа Мандельштама

"Камень"(затем переизданная в 1916 и 1923 )Этот сборник сразу

поставил автора в ряды зрелых и значительных поэтов.Уже книга

"Камень" показала,что Мандельштам занял в акмеизме несколько

обособленное место,его отличие от большинства поэтов-акмеистов

приобрело социальную отчетливость в годы первой мировой войны и

после октября 1917 года.Вот пример одного из его

стихотворений,опубликованных в сборнике "Камень":

"Смутно-дышащими листьями

Чёрный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В темном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом

Умирающем моем

Наступающие сумерки

С догорающим лучом.

А над лесом вечереющим

Встала полная луна

Отчего так мало музыки

И такая тишина."


- 4 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

Вот такими грустно-меланхоличными настроениями пронизаны

многие стихотворения из сборника "Камень".В этом стихотворении

трудно найти смысл,но здесь есть настроение,очень точно

переданное автором.

В предоктябрьские годы у Мандельштама появляются новые

знакомства.Он обменивается стихами с Мариной

Цветаевой,сотрудничает с Ларисой Рейснер в журнале "Рудин",в

1915 году встречается в Крыму с Максимилианом

Волошиным.Затем,летом 1917 года,снова приезжает в Крым,в Алушту.

В 1918 году поэт живет то в Москве,то в Петрограде.В 1918 году

он вновь в Крыму,потом в Тифлисе,куда он приехал ненадолго и

куда приезжал снова и снова.

В конце 1920 года Мандельштам поселился в Петрограде.где

получил комнату в Доме искусств,потом Дом учёных

и.т.д.Н.Чуковский свидетельствует:"...у него никогда не было не

только имущества, но и постоянной оседлости-он вел бродячий

образ жизни.Он приезжал с женой в какой-нибудь город,жил там

несколько месяцев у своих поклонников,любителей поэзии ,до тех

пор,пока не надоедало,и ехал в кокое-нибудь другое место.Так

живал он в Тбилиси,в Ереване,в Ростове, в Перми."

Двадцатые годы для Мандельштама были временем

интенсивной и разнообразной творческой работы.Были созданы новые

стихи,вышли новые поэтические

сборники-"Tristia"(1922),объединнивший стихи 1916-1920

годов,"Вторая книга"(1923),куда вошли произведения 1916 -1922

годов,"Стихотворения"(1928)-книга избранной лирики за время с


- 5 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

1908 по 1925 год.Поэт продолжал публиковать статьи о литературе,

и его выбранные критические статьи с 1910 по 1924 год составили

сборник "О поэзии"(1928.Были изданы две книги прозы-повесть"Шум

времени"(1925) и "Египетская марка"(1928).

Много времени и сил отдал Мандельштам переводческой

работе.Отлично владея француским,немецким,английским языками,он

брался-нередко в целях заработка-за переводы прозаических

произведений современных зарубежных писателей.Так были

сделаны,зачастую продиктованы на пишушую машинку, переводы

французов - Ж.Ромена "Обормоты", Ж,Дюамеля "Письма к моему другу

Патагонцу",немцев А,Даудистеля "Жертва",Ф.Геллера"Тысяча вторая

ночь",американца У,Синклера "Машина" и другие.С большим и

любовным вниманием работал поэт над переводами из Вальтер

Скотта.

"Скудный луч .холодной мукою..."Это стихотворение было

написано Мандельштамом в 1911году.Автор как бы вводит нас в

своеобразный , поэтический мир тонких , сложных ассоциаций ,

воплощенных художественным словом.Стихотворения Мандельштама

отличает яркая образность. В данном стихотворении душа,окутанная

печалью, ассоциируется у М, с "колокольней отуманенной" ,с

которой кто-то "снял колокола".Автор как бы погружает читателя в

мир чувств,образов.Потрясает сравнение собственной печали с

"птицей серою".Вот где проявляется мастерство

писателя!Мандельштам стремится передать неуловимые,чуть

заметные,движения человеческой души:

" ...Полуявь и полусон.


- 6 -

Судьба человека в тоталитарном государстве:Случай Мандельштама

Забытьё неутолённое

Дум туманный перезвон..."

Мастерство писателя-поэта проявляется в том,что

мы,читатели,ощущаем и видим то ,о чем поэт пишет.

И стоит осиротелая

И немая вышина

Как пустая башня белая,

Где туман и тишина.


Мандельштам очень точно подбирает эпитеты:"скудный

луч,птицу серую, птица раненая и.т.п...."Мои слова потверждает

стих"На перламутровый челнок..."Мандельштам сравнивает

однообразные движения человеческих рук с "приливами и отливами",

а ладонь-с "раковиной", которая"... то гаснет, к теням тяготея ,

то в розовый уйдет огонь ..."В своих стихах о любви Мандельштам

очищает это чувство от той скверны, что наносим мы порой на

него,и показывает нам всю его красоту,заманчивость,прелесть.

... Там - я любить не мог

Здесь - я любить боюсь ...

Осенью 1933 года Осмп Мандельштам написал небольшое


Случайные файлы

Файл
132662.rtf
24681-1.rtf
106827.rtf
23962-1.rtf
56184.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.