Серебряный век русской литературы (77767)

Посмотреть архив целиком

Лит-ра XIX-XX вв.

  • влияние Пушкина на Серебряный век – гуманное отношение к человеку:

    • Ахматова создаёт свою «пушкиниану» - исследования Пушкина;

    • Брюсов – 130 статей о Пушкине;

    • жизнь и творчество Блока – постоянный диалог с Пушкиным.

      • «жизнь» произведений (как и авторов) зависит от непрекращающейся их трактовки. Каждое поколение видит произведения по разному.

      • наиболее популярными и значительными были символистические журналы (Брюсов «Весы», «Золотое руно»);

      • главные темы начала XX в.:

        • время, начала века;

        • противостояние веков;

        • прозревание прекрасных далей;

        • ощущение итоговости;

        • пересмотр ценностей.

          • Мандельштам считал это время враждебным себе;

          • Ницше и Соловьёв – влиятельные лица на русскую философию;

          • Пересматривалось отношение к классическому наследию;

          • на первый план выходят Пушкин, Гоголь, Лермонтов;

          • обвинение поколения 60-ников;

«Воспитание в себе сверхчеловека через преодоление человека» /Ницше/

«Мне нет никакого дела до сверхчеловека, до народных масс» /Бальмонт/

«Я люблю Ницше» /Горький/

  • Основное, что было общим в философском, поэтическом, эстетическом, лингвистическом настроении России начала века, общий знаменатель, под который можно подвести и символизм, и футуризм, общественную жизнь – умонастроение утопии.

  • Процесс мифологизации и обращения к архетипам. Бинарность человека:

    • богоносец / богоборец;

    • Аполлон / Дионис;

    • дух / плоть;

    • быт / бытие;

    • массовое / индивидуальное начало.

«На рубеже веков возникает новое поэтическое Я, которое хочет вобрать в себя мир, сделать его собою и раствориться в нём» /Анненский/

      • Доминирующие течения:

        • символизм;

        • акмеизм;

        • футуризм.

          • Стили:

            • импрессионизм;

            • экспрессионизм;

            • орнаментальная проза;

            • юмористическая литература;

            • неокрестьянская лирика.


Сологуб

«Безвремёнщина – доминанта русской истории» /Соллогуб/

«Мелкий бес»

  • роман о вырождении и измельчании жизни;

  • ряд мифов носят индивидуальный хар-р, сочиненных самим Перидоновым;

    • мотивы огня:

    • огонь двойственен;

    • солнце – дракон;

    • солнце злое, губительное, но очищающее;

  • с семантикой огня связаны символы пыли и дыма;

  • мысль о бесконечном повторении круга;

  • как неуничтожима в мире реальность, так неуничтожимо и зло;

  • носитель зла – человек;

  • Перидонов – антиличность:

  • распад хар-ра и художественного образа;

  • постоянные мелкие пакости;

  • он не только ничтожество, но и мелко бесовская личность, которую боятся.

  • образная основа романа – быт, произрастающий инфернально;

  • Недотыкамка – привидение, преследующее главного героя:

  • [недо] – мир пошлый, недоделанный, полуживой, полумёртвый, полусумасшедший.


Соловьёв

  • каждые 3-5 лет пересматривал свою позицию, иногда менял её кардинально;

  • С. серьёзно повлиял на символистов философией всеединства;

  • фраза «Красота спасёт мир» - говорит о всеединстве любви, добра и красоты;

  • стадии жанра (по Соловьёву):

  • зародышевое единство всех элементов;

  • обособление и самовыявление элементов;

  • новое воссоединение элементов на свободной основе.

«Материальный мир – необходимое условие для существования мира духовного»

    • С. дал религиозную концепцию истории в периодическом развитии;

    • определил конечную цель исторического движения – достижения всеединства (бога-человека)

    • Соловьев придумывает псевдоним "Андрей Белый"

    • под влиянием религиозных раздумий Соловьёва произошло превращение Бориса Бугаева в Андрея Белого


Символизм

  • Символизм – познание внерассудочных форм, внепричинности;

[Брюсов // Священная жертва]

  • задача символистов:

  • выразить свои переживания, единственные доступные нашему сознанию;

  • познать во временном вечное.

  • символическое творчество – закономерное следствие реалистической школы;

[Лосев // О символе в реалистическом искусстве]


Бальмонт

  • реалисты – простые наблюдатели;

  • символисты – мыслители;

  • для новой поэзии свойственно многозначие;

  • аллегория всегда однозначна;

  • символ многозначен и каждый может добавить своё значение, исходя из своего кругозора;

«Символизм – взгляд вглубь» /А. Белый/


Ивáнов

  • пафос реалистического символизма в лозунге «От реальности к реальности реальнейшей», в его теургической попытке утвердить, познать, выявить в действительности иную, более действительную действительность .

[Иванов // Поэт и чернь]

  • символ только тогда истинен, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении, когда он изрекает на своём сокровенном языке намёка и внушения нечто неизглаголимое, неадекватное внешнему слову;

  • символ многолик, многомысленен и всегда тёмен в последней глубине;

  • аллегория – учение; символ – ознаменование;

  • отчасти приблизиться к пониманию смысла и природы символа можно открыв его связь с народными мифологическими представлениями;

  • символы – переживания утерянного народной душой

  • поэт хочет быть одиноким и отрешённым, но его внутренняя свобода – причина возвращения и приобщения к родимой стихии.


Блок

  • материальный мир наполнен не только соответствиями мира понятийного, но и искаженными откликами, логичными подобиями истинных ценностей, что и создаёт многочисленные варианты злых личин /Блок/

  • мотив образа маски (Блок // Снежная маска);

  • для младо символистов характерна сакрализация творчества;


Розанов

  • философ

  • считает, что русская литература воспитала нигилизм и способствовала распаду семьи;

  • Татьяна (из «Онегина») – ложный идеал в становлении семьи;

  • идеал человека – в семье;

  • «Анна Каренина» и «Евгений Онегин» посвящены апофеозу бесплодной любви и страдальчеству в семье;

  • пол (м., ж.) гораздо более связан с Богом, нежели ум;

  • мужское и женское начала сакральны, высокодуховны и божественны;

  • духовный мир – мистическое общение со своим Богом;

  • главное в литературе не идеи, а отражение того, что в глубине человека, его души;

  • огромное значение придавал стилистическим и синтаксическим неточностям;

«Кто не любит человека в радости, тот не любит ни в чем» /Розанов/

  • Розанову свойственно многоголосье (~ полифония Достоевского);

  • вводит в литературу самое мелочное и мимолётное;

«Смысл не в вечном, смысл в мгновениях» /Розанов/

  • подсмеивался над символистами;

«Я бездарен, да тема моя талантлива»

  • у Розанова уникально литературное пространство;

  • у Розанова парадоксальность антиномического мышления;

  • мерцающая стилистика Розанова:

  • сочетание исповедального фона с мальчишеской задиристостью;

  • сочетание лиричности с обывательскими домашними разговорами;

  • сочетание мечтательности с циничностью и едкостью.

    • несовпадение стиля, предмета и темы повествования;

«Как только демократия начинает философствовать и морализаторствовать, она превращается в мошенничество»

«Апокалипсис нашего времени»

  • революция заставила пересмотреть его взгляды;

  • 10 выпусков «А.н.в.»;

  • цель – объяснить, что случилось с Россией, её крах;

  • виноваты нигилизм литературы, сатира Щедрина, смех Гоголя и т.д.

  • нельзя зло исцелить ещё большим злом (о революции);

«Русская литература – мерзость, гадость, стыд»

  • переход в социализм – переход в полный атеизм;

  • атеизм произошёл от нигилизма;


Акмеизм

  • текст у акмеистов – это и повествование о событиях и переживаниях, и повествование о принципах повествования

  • характерно автописание;

  • формирование собственной поэтической биографии;

  • читатель привлекается к сотворчеству.


Ахматова

  • считала, что написала 7 книг

  • связь поэзии Ахматовой с современной поэзией (традиции психологической прозы):

    • особая функция деталей;

    • предметность;

    • лаконизм;

    • «пушкинская» простота;

    • интимность тем (в основном любовь);

    • отсутствие «Я», присущего символистам;

    • отношения с миром ЯТЫ, ЯОН (ТЫ – чаще всего ближайшая реальность)

    • Ахматова ушла из символизма («преодолела символизм»);

    • поэтическая речь Ахматовой максимально упрощена;

    • Ахматова преобразует слова благодаря художественной детали и контексту;

    • Детали весьма бытовые и психологические;

«Деталь – косвенная символика эмоций Ахматовой» /Виноградов/


Анненский

  • поэт, переводчик, драматург, критик, педагог;

  • Анненский начинает выступать в печати в 80 гг. со статьями по филологии и педагогике в основном в «Журнале Министерства народного просвещения»;

  • Начиная с 90 гг. в журнале «Русская школа» появляются статьи А. о творчестве русских писателей: Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Майкова. В 90 - 900 же гг. начинают выходить его переводы трагедий Еврипида.

  • Первое опубликованное художественное произведение А. - трагедия «Меланиппа-философ» (1901), вторая трагедия «Царь Иксион» появляется в 1902 г., в 1904 г. А. под псевдонимом Ник. Т-о. выпускает первый стихотворный сборник, куда входят стихотворения разных лет и стихотворные переводы («Тихие песни »). В 1906 г. он печатает трагедию «Лаодамия» и издает сборник литературно-критических статей «Книга отражений». «Вторая книга отражений» была выпущена А. в 1909 г. В 1906 г. выходит первый том переведенных А. пьес Еврипида ( «Театр Еврипида» ) с вступительными статьями переводчика. Второй сборник лирики А. «Кипарисовый ларец» и трагедия «Фамира-кифарэд» были опубликованы уже посмертно. В 1923 г. сын поэта В. Кривич издает сборник «И. Анненский. Посмертные стихи», куда вошли все стихотворения, не печатавшиеся ранее.


Случайные файлы

Файл
28673-1.rtf
12872.rtf
141608.rtf
77702.doc
20763-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.