Анализ литературно-художественного произведения (27433-1)

Посмотреть архив целиком

Анализ литературно-художественного произведения


При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

  1. тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

  1. проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

  1. пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

  1. Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

  1. Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

  1. Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.





Схема анализа литературно-художественного произведения.


  1. История создания.

  1. Тематика.

  1. Проблематика.

  1. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

  1. Жанровое своеобразие.

  1. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

  1. Центральные персонажи.

  1. Сюжет и особенности строения конфликта.

  1. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

  1. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

  1. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

  1. Место произведения в творчестве писателя.

  1. Место произведения в истории русской и мировой литературы.




Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.



А. Место писателя в развитии русской литературы.


Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.


  1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.


В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.



Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.


Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

  1. Социальное и материальное положение.

  1. Внешний облик.

  1. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

  1. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

  1. Авторское отношение к персонажу.

  1. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.



План разбора лирического стихотворения.



  1. Дата написания.

  1. Реально-биографический и фактический комментарий.

  1. Жанровое своеобразие.

  1. Идейное содержание:

  1. Ведущая тема.

  1. Основная мысль.

  1. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

  1. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

  1. Преобладание общественных или личных интонаций.

  1. Структура стихотворения:

  1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

  1. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

  1. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

  1. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

  1. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

  1. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

  1. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.




Как вести краткую запись о прочитанных книгах.


  1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

  1. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

  1. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

  1. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

  1. Краткий план содержания.


Случайные файлы

Файл
45951.rtf
3068.rtf
0.doc
129182.rtf
53422.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.