Роль писем героев в романе Пушкина Капитанская дочка (13514-1)

Посмотреть архив целиком

Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка"

Эпистолярный жанр, жанр письма на Руси оформился еще в XVI веке ("Переписка Ивана Грозного с князем Курбским (Серебряным)"). Копия, безусловно, как это доказывают найденные археологами письменные свидетельства, "письмописание", как одно из средств коммуникации, существовало и намного раньше.

С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает своей актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но порой даже вводится на страницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах, что, конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, в частности o Руссо (ведь роман "Юлия, или Новая Элоиза" был написан в виде писем). И это нововведение, конечно, помогало как в общей характеристике персонажа, как в раскрытии авторского отношения к нему и всему происходящему, так и развитию действия в общей концепции произведения.

Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге становится своеобразной проверкой для героя. "Ум" и "сердце", "чувства" и "разум" обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций. Весь роман Пушкина "Капитанская дочка" написан в виде большого письма, послания, "записок" - так определяет их сам Пушкин, - написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам.

Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя). Но начнем не с этого. Как же влияют письма на развитие действия? .Какова их художественная роль в структуре романа? Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения - полностью раскрыть эпоху, но с другой - само название ("Капитанская дочка") обнаруживает еще один план произведения - показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти "плана" взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, "вносящие" живую струю в роман.

Так, есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева - "раскольник", "злодей", "самозванец"), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм ("собрал", "произвел", "разорил", "учиня", "произведя"), и вывод (приказ отразить, а то и истребить "указанного злодея"). Но это письмо поднимает не только исторические, но. и бытовые и философские вопросы. Так, например, приписка "по секрету" обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: "Как ты думаешь, чем это кончится?"

Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов). Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.

Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева). В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения - согласие ума и сердца. "...похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова", - говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова ("Ум с сердцем не в ладу").

То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова "живой" и "не живой" жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта). Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении.

Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно "хронологии" романа. Все "блестящие надежды" Петруши "рушатся", ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения. Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с "ежовыми рукавицами").

Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы - проблему "отцов" и "детей", "мудрости и неопытности"... Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам ("сейчас" или "никогда"). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина). С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. "Сын мой Петр!" - начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как "Сын мой Камень!" (ведь Петр в переводе с греческого - "камень"), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. "Стыдно тебе, старый пес!", "пошлю свиней пасти!" - пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом ("Хорошо ли его залечили?"), так и о духовном здоровье ("Что из тебя будет?") сына. В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. "Грамота" его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и "восстановить" ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости.

И вот... в крепости появляется уже знакомый по письму "злодей" Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список "разграбленного добра" и последующий "припадок великодушия" не позволяет расценивать его лишь как тирана и << кровопийцу "... Отпущенный Пугачевым Гринев, приезжая в Оренбург, не находит поддержки со стороны чиновников, и лишь письмо Маши побуждает его пойти против бездеятельной политики "осторожности" и "благоразумия". Важна роль этого письма и в раскрытии ее образа. Смирение пред Богом ("Богу было угодно", "молю Бога!") и девическая гордость ("легче умереть, чем выйти замуж за такого человека") сочетаются в ней. Большое значение играет письмо в развитии сюжета и раскрытии других характеров (открывается благородство Гринева, великодушие Пугачева и подлости Швабрина; Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринева). И вот... в "самую минуту", когда будущая жизнь только стала представляться Петруше, "неожиданная гроза поразила" его... Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину, об аресте Петра.

Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в именье Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича. Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу. Но она пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручить его ей. И совершенно случайно встретясь с царицей, передает ей письмо, что исправляет все положение. Это и есть развязка всего романа, именно на этом заканчиваются записи Гринева.

Подведем итоги: письма героев не только помогают развитию сюжета, композиции, но и раскрывают характеры героев, их мысли и чувства. Кстати, речь героев индивидуализирована даже в письмах, что создает живую характеристику их образов, помогает лучше понять их действия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Случайные файлы

Файл
isdn.doc
179999.rtf
doclad.doc
70191.rtf
138414.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.