Символика в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (сон Татьяны) (вариант 2) (11766-1)

Посмотреть архив целиком

Символика в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (сон Татьяны) (вариант 2)

Резчикова И. В.

Символы сновидения являются частью непознанного языка человеческого подсознания. В этом причина таинственности их значения. В литературном произведении этот язык определяет автор, создавая контекст-ключ к разгадке символического значения сна. В "Евгении Онегине" таким контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика, на которую опираются все обряды святочного гадания, в том числе и вещий сон. Контекст определяет также функция обрядового сна 1) раскрывать внутренний мир сновидца (Татьяны) и того, на кого он гадает (Онегина); 2) открывать будущее в судьбе этих людей. Так как символ является главной составляющей сна, рассмотрим структуру его лексического значения. Символ, как знак, имеет своё означающее и своё означаемое. Означающее символа - конкретный чувственный образ, имеющий непосредственную связь с экстралингвистической реальностью. К примеру, огонь - символ души - может быть представлен не только как абстрактное пламя, но и как свеча, искры, костер, пожар, очаг в доме и пр. Означаемое - некое значение, преимущественно абстрактное. Кроме того, означаемое часто представляет собой многозначную структуру. Например, огонь - символ 1) жизни и плодородия; 2) души (в том числе и усопшего); 3) страстей, испытываемых душой человека; 4) зрения как уподобление дарящему свет небесному огню - солнцу. Особенность символа заключается в том, что контекст редко снимает данную многозначность, так что сосуществует несколько параллельных символических значений, создавая "бесконечную смысловую перспективу". Между означающим и означаемым устанавливается семантическое отношение, или "связка". Важнейшим условием связки является изоморфизм означаемого и означающего: структура чувственного образа (означающего) определяет логику построения символического значения (означаемого). Следовательно, семантическое отношение в одинаковой степени распространяется как на все целое, так и на отдельные компоненты, формируя "бесконечный ряд единичных проявлений той общности, из которой состоит символ. Вот почему в толковании символа значимым будет не только сам предмет, но и его детали, а также отношения между ними. Например, в словаре Х. Э. Керлота дом - символ тела человека. При этом фасад дома - внешний облик человека, крыша и верхние этажи - голова и разум, подвал - бессознательное начало и инстинкты. Семантическое отношение между означающим и означаемым распространяется не только на части целого, но и всё, что прямо или косвенно имеет отношение к означающему, включая не только естественную связь между предметами в реальной действительности, но и образное употребление слова. Например, солнце, молния и звезды в народном сознании ассоциировались с небесным огнем, поэтому все значения, присущие огню как символу, закрепляются и за данными словами. Если означающее - субъект или объект, участвующий в каком-либо действии, явлении, состоянии, то семантическое отношение распространяется и на действие. Например, об огне: если горит ровным ярким пламенем, то предвещает здоровье и счастье (огонь - символ жизни и чувства), а если слабо или затухает - то болезнь или даже смерть. На основе символизации действия рождаются приметы. Так, если у жениха и невесты погаснет под венцом свеча - к несчастью в семейной жизни или даже к смерти одного из них.

Таким образом, важнейшей особенностью символа является его способность порождать все новые и новые символические значения. Символ - порождающая модель, которая распространяет исходное семантическое отношение не только на всю систему, но и на отдельные её элементы, а также на все, что прямо или косвенно имеет к ней отношение. В этом источник многозначности символа.

Символический сюжет - сон Татьяны Лариной - следует рассматривать как один сложный символ, представляющий собой систему чувственных образов (означающее), выбор и соотношение которых значимо. Наша задача - определить означаемое в рамках установленного автором и народной традицией контекста.

Очевидно, что система чувственных образов изоморфна структуре значения сна. Принципом организации системы чувственных образов является пространственно-временной континуум. Сон Татьяны - некая символическая действительность, созданная на основе ряда опорных символов: снег, лес, ручей, мост, медведь, избушка, Онегин. Они подобраны таким образом, что образуют пространство и сюжет сна: Татьяна, перейдя через мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижину Онегина. Остановимся на толковании опорных символов.

Один из важнейших символов сна - "зима" и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой 'холодный': "снег", "сугроб", "лед", "метель". Согласно сюжету сновидения, Татьяна идет сначала по "снеговой поляне", затем по "жердочкам, склеённым льдиной", переходит протекающий в сугробах ручей, "не скованный зимой", и попадает в заснеженный лес, где "дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены". Первое значение данных символов - 'смерть'. Если в народных представлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами - снегом, льдом, метелью - с печалью и смертью. Например, в народной загадке о земле и снеге: "Ни хилела, ни болела, а саван надела". Или о снеге: "Увидел мать, умер опять". Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, которая катится с вершины горы: "Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая…Младой певец нашел безвременный конец". Смерть друга не оставляет Онегина и во сне: "…на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит". Как модель, это семантическое отношение является источником символизации сюжетных перипетий и деталей сна.

Быть скованным льдом - значит быть скреплённым смертью. По сюжету сна Татьяна переходит ручей по мостику: "Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток…". Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны действительно "скреплены смертью", т.е. под ними похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились Ручья соседственной долины", "и слышен говор ключевой, - Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых". В связи с этим "гибельный" означает "предвещающий гибель".

Снег не просто деталь сна, это принцип организации пространства, поэтому оказаться в заснеженном лесу - значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом - лес. Лес символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти души праведных. Деревья - души усопших (вспомним традиционное сравнение человека с деревом в русских народных песнях, загадках, сказках). Кроме того, смерть ассоциировалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном, что нашло отражение, например, в выражении "спать вечным сном" или пословице "сон смерти брат". Не удивительно, что, уснув, Татьяна попала сразу в царство мертвых.

Если лес - царство душ, то хозяин леса - хозяин царства душ. Издревле хозяином леса считался медведь, которого называли и "лесником", и "лесным чертом", и "лешим", и "лесным архимандритом". Медведь - хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых. Ручей, через который Татьяна проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Считалось, что души умерших, чтобы попасть в загробный мир, должны были сначала переправиться через океан, реку или ручей. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикой мостка, предсказывающего смерть Ленского. Гибель поэта разлучило Татьяну и Онегина: "еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…". Вот почему "как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей…".

Если первое значение символов "зима", "снег", "сугроб", "метель" вносит в толкование сновидения тему смерти, то второе значение, наоборот, - тему брака. Снег - символ плодородия. Считалось, что снег, как и дождь, дарит земле и человеку силу плодородия. Поэтому белый снежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты: "Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (женишком)". По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.

Тему брака продолжают и следующие два символа - мост через ручей и медведь. Перейти девушке через ручей - значит выйти замуж. Об этом древнем мотиве сна Татьяны писал А.А. Потебня в статье "Переправа через воду как представления о браке". В этой статье упоминается древнее святочное гадание на жениха: "Делают из прутиков мостики и кладут его под подушку во время сна, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина - будущий жених Татьяны, то есть генерал. Значение 'медведь-жених' издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С. Пушкин подчеркивает, что медведь был "косматый", "большой взъерошенный". В записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии: "Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество". В одной из подблюдных песен: "Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем".


Случайные файлы

Файл
electrodyn.doc
152803.rtf
555.doc
80353.doc
задача 82.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.