Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова (9462-1)

Посмотреть архив целиком

Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова

Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь... Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины.

А Григорьев

Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он не может найти ничего положительного в крестьянской жизни из-за “глухого и вечного гула подавленных страданий”:

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор

В томящий летний зной защита и прохлада.

Поэт понимает, что народ сам не может выбрать правильный путь борьбы за счастье и справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы, несправедливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло. И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической форме. В стихотворении “В дороге” он опирается на собственную основу, немыслимую для поэтического произведения, показывает характерную крестьянскую речь: “слышь ты”; “зна-мо-де”; “девка”... Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько привык жить в рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в добре, так и в зле. Но трагедия народа не только в этом непонимании.

В стихотворении “Забытая деревня” поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни. В менталитете русского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность.

Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, “Школьник”, в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком:

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездонна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай,

Сколько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит “скорбь народная”. Поэт показывает презрение вельмож к народу: “Гони! Наш не любит оборванной черни!” Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить этого барина.

С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки:

И со славой умрешь!

Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания:

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин — главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных. Самый типичный портрет русского крестьянина — это Яким Нагой:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот, у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука кора древесная,

А волосы песок.

Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Зап-латово, Дырявино, Разутово, Знобишино, — характеризуют условия жизни в них.

В поисках счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.

В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Случайные файлы

Файл
4575-1.rtf
130031.rtf
57138.rtf
19401-1.rtf
7215-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.