Анализ произведения И.А.Бунина (по рассказу «Несрочная весна») (6855-1)

Посмотреть архив целиком

Анализ произведения И.А.Бунина (по рассказу «Несрочная весна»)

Русь, куда несешься ты?

Дай ответ…

Тема России поднималась Буниным в его произведениях не раз. Но рассказы, написанные после 1917 года значительно отличаются от более ранних. Бунин с его политическим консерватизмом не мог принять революцию 1917 года. Для него все было кончено с великой Россией после этого события.

Во многих своих послереволюционных произведениях Бунин ставит вопрос о дальнейшей судьбе России, размышляет о переменах, произошедших в ней. Одним из таких рассказов является «Несрочная весна».

Повествование в нем ведется от лица автора. Бунин сам высказывает свои мысли и анализирует события, произошедшие с ним. Произведение начинается с того, что повествователь отправляется в деревню, отдохнуть от «противной» Москвы. И сразу в нвчале рассказа автор показывает окружающую действительность: «на площадях … сброд самой низкой черни, … на вокзалах опять есть и буфеты, и залы разных классов, но все это еще до сих пор сараи, загаженные совершенно безнадежно». Перед читателем сразу возникает темная и мрачная картина всего происходящего. Показывая все это, Бунин хочет сказать, что перемены, произошедшие в России, не привели к лучшему, не дали обещанных результатов, а наоборот привели к отрицательным последствиям. Это писатель показывает на примере пассажиров поезда.

«Напротив меня сидел русый мужик, большой, самоуверенный. Сперва он курил и все плевал на пол, … потом достал бутылку с молоком и стал пить затяжными глотками, отрываясь только затем, чтобы не задохнуться. А допив, тоже откинулся назад, привалился к стене и тоже захрапел, и меня буквально стало сводить с ума зловоние, поплывшее от него.» «А в сенях оказался знакомый, которого я не видел уже года четыре: … бывший профессор, бывший богатый человек. Едва узнал его: совсем старик и что-то вроде странника по святым местам. Не брит сто лет, серые волосы лежат по плечам, в руке дорожный мешок, на полу у ног другой.»

И эти люди – будущее России? Что они смогут сделать для своей Родины? Ничего. Хотя профессор и хочет создать новую «эпоху в науке», но я думаю, что его задумки так и останутся при нем. «И через полчаса создатель эпохи сошел на своем глухом полустанке – и заковылял, заковылял со своим мешком по зеленой березовой просеке…»

Очень часто в произведениях Бунина звучит мотив обреченности, на читателя находит чувство тоски, грусти, одиночества. На примере пассажиров поезда и в особенности профессора автор хочет показать обреченность России и ее народа, безрезультативность реформ.

Автор-повествователь, уехавший из Москвы, попал в «зажиточный поселок, мирный, благообразный». Этот поселок жил своей тихой и размеренной жизнью, совершенно не зависев от многолюдного и суетного внешнего мира. «И по вечерам мне чувствовалось не то что старина, древность, а прямо вечность». Старинная княжеская усадьба с «церковью, построенной знаменитым итальянцем», с «огромными каменными воротами» зачаровала героя. Спокойствие, вечность и красоту он увидел в глухой и безлюдной подмосковной усадьбе. «Если бы ты знал, как мой взгляд отвык не только от прекрасных вещей, но даже просто от чистоты!»

«За стенами пел, гудел летний ветер, все тот же, тот же, что и двести, сто лет тому назад. И я был один, совершенной один не только в этом светлом и мертвом храме, но как будто и во всем мире. Кто же мог быть со мною, с одним из уцелевших истинно чудом среди целого сонма погибших, среди такого великого и быстрого крушенья Державы Российской, равного которому не знает человеческая история».

«К прошлому возврата нет, говорит Бунин, новое царит уже крепко, входит в колею, в будни». Его связь с окружающим миром постепенно рвется, он отрекается от действительности, его идеал – «яркая и разительно живая жизнь», та которая была когда-то в усадьбе и которая теперь умерла.

Что ж, пусть минувшее исчезло сном летучим,

Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,

И обаянием могучим

Исполнен для души моей.

Эти строки Баратынского Бунин относит к России. Да, она для него погибла, но он не может полностью забыть и оторваться от нее. Автор говорит, что есть еще люди, которые не погибли подобно тысяче прочих, они пришли в себя и живут как все. «Но проходит ли даром человеку смерть, хотя бы временная! А главное, как переменился, как сказочно переменился даже самый белый свет за то время, которое мы, чудом уцелевшие, пребывали в могиле?» И даже те люди, которые ожили, не могут жить полноценной жизнью, потому что они одиноки, очень одиноки.

«И росло, росло наваждение: нет, прежний мир, к котором был причастен я некогда, не есть для меня мир мертвых, он для меня воскресает все более, становится единственной и все более радостной, уже никому не доступной обителью моей души!»

Бунин выжил, он не погиб, как все прочие, но Россия для него стала чем-то чужим и далеким. «Да я чудом уцелел, не погиб, как тысячи прочих, убиенных, замученных, пропавших без вести, застрелившихся, повесившихся…»

Писатель задается вопросами: «Для чего столько жертв? Ради чего погибло столько невинных людей?» «Запустение, окружающее нас, неописуемо, развалинам и могилам нет конца и счета: что осталось нам…?» «Весна», которую так сильно хотели приблизить, наступит в России еще не скоро, а пока «великая Держава Российская» умерла, и когда она оживет никто не знает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Случайные файлы

Файл
8248-1.rtf
Условие.docx
136266.doc
71343-1.rtf
36858.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.