История экономических учений (176667)

Посмотреть архив целиком














Конспект по истории экономических учений


Зачем надо изучать историю экономической науки?


Для того, чтобы глубже понять логику и структуру современного экономического мышления (ведь современная экономическая теория состоит из нескольких теорий, которые отражают разные эпохи и культурные традиции, разные типы научного мышления).

Знание истории экономической науки позволяет сопоставлять суждения современников с уже имевшими место, давать им собственную адекватную оценку.

История экономической науки является частью сокровищницы мировой культуры, знание ее способствует более полному и реальному восприятию действительности.

История экономической науки может излагаться на основе двух подходов:

Релятивистский подход рассматривает экономические теории прошлого с точки зрения их исторической обусловленности;

Абсолютистский рассматривает развитие теории как непрерывный прогресс от ошибочных суждений к истине, в пределе - к абсолютной истине.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли (в древнем мире) к экономическим учениям (в античный период и средневековье) и далее - к экономической теории.


Возникновение экономической мысли


Древнейшими документами, фиксирующими экономические отношения, можно считать законы.

Древний Вавилон.

Законы царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н.э.) - рабовладельческие отношения, денежное обращение, долговые обязательства, арендная плата, оплата труда наемников.

Древняя Индия.

"Законы Ману" (VI в до н.э.) - права и отношения собственности, в более поздних трактатах - описание государственного и хозяйственного устройства, правила купли-продажи, найма работников, ценообразования.

Древний Китай.

Работы Конфуция (551-479 гг. до н.э.) - взгляды на физический и умственный труд, рабовладельческие отношения; трактат "Гуань-цзы" (IV-III вв. до н. э) - о торговле, налогах, земледелии и ремесле, о финансах;

учение Сюнь-цзы (313-238гг. до н.э.) - о налогообложении, против "непомерных поборов на заставах и рынках, тормозящих обмен".


Экономические учения мира античности


Древняя Греция.

Ксенофонт (430-355 гг. до н. э) - "О доходах", "Экономика" - дал старт научной экономике. Разделил экономику на отрасли (с/х, ремесленничество, торговля), впервые заговорил о целесообразности разделения труда.

Платон (427-347 гг. до н. э) развил представления о разделении труда, о специализации труда и об особенностях разных видов деятельности.

Аристотель (384-322 гг. до н. э) - "Политика", "Этика" - исследует экономич. процессы с целью обнаружения закономерностей. Основным направлением экономич. развития должна стать натурализация хозяйственной жизни (натуральное хозяйство как идеал - замкнутая хозяйственная система, применяется труд рабов, богатство - совокупность произведенного в этом хозяйстве, способ достижения богатства - захват новых территорий и рабов с последующей организацией их труда). Развитие обмена и торговля противоречат идеальному типу развития, хоть и являются неотъемлемой частью жизни. Аристотель глубоко проанализировал денежные процессы и явления. Именно благодаря разработке этой проблематике, которую сам Аристотель считал тупиковым направлением хозяйственного развития, его имя вошло в историю экономич. науки как одного из её основателей и первого ученого-экономиста.

Древний Рим.

Проблемам ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности уделяли внимание:

Варрон (116-27 гг. до н.э.) - "О сельском хозяйстве";

Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) - "О земледелии";

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.);

Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.) - "Естественная история";

Колумелла (I в. до н.э.) - "О сельском хозяйстве" - сельскохозяйственная энциклопедия древности.


Экономическая мысль в I тысячелетии н.э. Экономика и религия


Переход от рабовладельческого строя к феодальному, от языческой религии к монотеизму, от оправдания рабства к его осуждению. Революционных изменений не происходит. Наиболее сильное влияние на экономич. воззрения оказывает церковь. Заповеди трактуются как правила экономического поведения.

Библия свидетельствует о том, что экономические истины были известны людям еще в глубокой древности. В книгах Ветхого Завета содержатся советы, пожелания, напутствия экономического толка. В книге Неемии напрямую упоминается о податях и залоге. Можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой.

Евангелие (Новый Завет) сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоянии принципам стяжательства, голой наживе, хотя и не содержит систематизированных взглядов на собственно экономику. В книгах Нового Завета содержатся идеи близкие к социалистическим и даже коммунистическим.

В исламе тоже можно найти подтверждение тому, как религиозные верования воздействовали на экономич. принципы. Так, Мухаммед проповедовал дух умеренности, непоклонения богатству, милосердия; установил правила наследования имущества и распределения средств, поступающих в виде заката (это своеобразная форма налогообложения - обязательная милостыня).


Меркантилизм


Термин (от итал. mercante - торговец, купец) ввел англ. экономист Адам Смит. Это система экономич. взглядов, кот. была широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры. Представители меркантилизма - англ. Вильям Стаффорд и Томас Манн, фр. Антуан Монкретьен, шотл. Джон Ло, итал. Гаспар Скаруффи и Антонио Джевонези - рассматривали деньги (в то время это благородные металлы) как главный компонент материального благополучия. Источником богатства является внешняя торговля. Было введено понятие активного торгового баланса - превышение вывоза над ввозом. Кроме того, меркантилизм впервые определил управленческие функции государства экономической политикой, ведущей к обогащению нации, является протекционизм (поддержка отечественного купечества на внешних рынках, ограничения для иностранцев на рынке внутреннем).

Ранний меркантилизм возник до эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея "денежного баланса". Экономич. политика правительства в этот период носила ярко выраженный фискальный характер. Успешный сбор налогов мог быть обеспечен только за счет создания такой системы, при которой частным лицам было запрещено вывозить драгоценные металлы за пределы государства. Иностранные купцы обязаны были всю полученную выручку истратить на приобретение местных товаров, эмиссия денег была объявлена государственной монополией. Итог: обесценение денег, рост цен на товары, ослабление экономических позиций дворянства.

Поздний меркантилизм придерживался идеи торгового баланса. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Поэтому поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши, а также стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. Устанавливались высокие импортные пошлины, выплачивались экспортные премии, предоставлялись привилегии торговым компаниям.

Итог: конфронтация между странами, взаимные ограничения в торговле, упадок производств, ориентированных на внутренние рынки.

Уже в XVIIIв. логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потребностями хозяйственных систем в Европе. Многие понятия и принципы этой доктрины широко применяются в современной теории и практике.


Физиократы


Термин (власть природы) ввел Адам Смит. Основателем учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями - Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817), Жак Тюрго (1727-1781). Физиократы богатством считали не деньги, а "произведения земли"; источником богатства общества - сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность. Прирост богатства происходит за счет "чистого продукта" (это разница между продукцией сельского хозяйства и продукцией, использованной для ее производства в течение года). Идея невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни.

Франсуа Кенэ (1694-1774) - "Экономическая таблица" (1758) - таблица кругооборота благоресурсов. Кенэ делит общество на три основных класса - земледельцы, земельные собственники и "бесплодный класс" (не занятых в с/х). процесс распределения и перераспределения чистого продукта проходит следующие стадии:

земледельцы арендуют у собственников землю за деньги, выращивают урожай;

собственники скупают продукты у земледельцев и промышл. изделия у ремесленников;

фермеры закупают пром. товары у промышленников;

промышленники закупают с/х-товары у фермеров - > деньги на аренду земли.

Жак Тюрго (1727-1781) предпринял попытку практической реализации физиократической концепции. Он провел ряд реформ, направленных на снижение роли государства в экономической жизни Франции. Натуральные повинности заменили денежным налогом, сократили расходы государства, упразднили цеховые корпорации и гильдии, ввели налогообложение дворянского сословия (раньше не платили). Тюрго развил учение Кенэ в своей работе "Размышления о создании и распределении богатств" (1776). По Тюрго, чистый продукт может производиться не только в с/х, но и в промышленности; классовая структура общества более сложна - внутри каждого класса существует дифференциация. Кроме того, он заложил научную основу анализа з/п наемных рабочих; сформулировал "закон уменьшения земельного продукта", кот. В современной экономич. теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Хотя практика физиократов была неудачной, теоретический вклад этой школы трудно переоценить.


Классическая школа


Направление зародилось в XVII в. и расцвело в XVIII - нач. XIX вв. Классики поставили в центр исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Также они выработали представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. Источник богатства - сфера производства.

Уильям Петти (1623-1687) - первый представитель и прародитель классической школы, ему принадлежат научные разработки в области налогообложения и таможенных пошлин.

Адам Смит (1723-1790) - отец экономики - "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) - богатство нации воплощено в продукции, которую она потребляет. Соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения зависит от производительности труда (которая в свою очередь определяется разделением труда и уровнем накопления капитала) и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Чем это соотношение больше, тем выше уровень материального благополучия. Т.О. рост богатства зависит от уровня накопления капитала и способов его использования. Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования и политики невмешательства со стороны государства. Главное внимание уделял изучению закономерностей и условий роста объема производства.

Давид Риккардо (1772-1823) - "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817) - внес существенный вклад в разработку и уточнение различных специфических проблем экономической теории. Им была предложена теория "сравнительных издержек" (сравнительных преимуществ), которая стала теоретической основой политики свободной торговли (фритредерства). Суть: при отсутствии ограничений на внешнюю торговлю, экономика страны должна специализироваться на производстве менее затратных товаров - это приведет к эффективному использованию ресурсов и обеспечит более высокий объем производства.

Томас Мальтус (1766-1834) - "Опыт о законе народонаселения" (1798) - затрагивая демографические проблемы, пытался выявить закономерности изменения численности населения. Наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа через экономические процессы накладывает на род человеческий ограничения, которые регулируют рост численности.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) - "Принципы политической экономии" (1848) - в XIXв. энциклопедический учебник по экономической теории. Милль систематизировал работы предшественников с учетом нового уровня знаний, а также заложил основы ряда фундаментальных понятий и положений, высказал множество ценных идей.

Во второй половине XIX в. в экономической теории выделились два направления - направление экономического анализа, впоследствии получившее обобщенное название марксизма, и так называемая маржинальная теория, которая затем превратилась в крупнейшую неоклассическую школу.


Утопический социализм и коммунизм


Социалистические и коммунистические идеи зрели в обществе, начиная с XVI века. Но наиболее благодатная почва для них сложилась к концу XVIII - началу XIX вв., когда в полной мере проявились неблаговидные черты сложившейся капиталистической системы: накопление капитала в руках немногих, углубление частной собственности, поляризация богатства, бедственное положение пролетариев.

Многие ученые выступили за утопические общественно-политические и экономические системы, основанные на принципах коллективизма, справедливости, равенства, братства.

Утопизм возник еще в XV веке. Томас Мор написал "Утопию", содержащую описание идеального строя. Томмазо Кампанелла (1568-1639) вообразил "Город Солнца", в котором была идеальная община. Габриель Бонно де Мабли (1709-1785) заговорил о социальной справедливости, считая основным экономическим злом крупное земледелие. Жан-Жак Руссо (1712-1778) - отстаивал право народа на насильственное устранение несправедливости в своем сочинении "Рассуждения о начале и основаниях неравенства…". Швейцарец Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) видел в политической экономии науку о совершенствовании социального механизма ради счастья людей; ввел новое понимание термина "пролетариат" как неимущего, угнетенного слоя работников.

Утопический социализм. Предрекая гибель капиталистической системы, социалисты настаивали на необходимости изменения общественной системы во имя создания новой общественной формации (НОФ). Основные идеи: высокая защищенность людей в коллективе, равенство, братство, централизованное руководство, планирование, мировое равновесие. Социалисты предлагали ликвидировать рыночную систему, заменив её тотальным государственным планированием.

Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) - НОФ - индустриализм, буржуазия и пролетарии образуют единый класс; обязательный труд, единство науки и производства, научное планирование хозяйства, распределение общественного продукта.

Шарль Фурье (1772-1837) - НОФ - гармония, первичной ячейкой будущего общества видел "фалангу", в кот. объединены промышленное и с/х производство; умственный и физический труд не противопоставляются.

Роберт Оуэн (1771-1858) - НОФ - коммунизм, предлагал создать самоуправляющиеся "поселки общности и сотрудничества", лишенные классов, эксплуатации, частной собственности и т.п. Построение системы мирным путем, посредством распространения идей равенства и социальной справедливости.

Коммунизм (научный социализм).

Карл Маркс (1818-1883) - выработал собственную систему взглядов на теоретическую экономику (политическую экономию). Опираясь в основном на классическую школу, он, тем не менее, существенно изменил многие её положения. Вряд ли имеет конкурентов среди экономистов-теоретиков. Разработал ряд специальных теоретических вопросов, характерных для экономики того периода - теории экономического цикла, доходов, заработной платы, простого и расширенного производства, земельной ренты.

Наиболее полно его теория изложена в "Капитале" (1867,1885,1894). Затраты труда, определяющие величину стоимости, являются не индивидуальными, а общественно необходимыми, т.е. равными тому количеству часов рабочего времени, кот. требуется в среднем для производства товара при данном уровне развития производства. Т.О. лишь наемная рабочая сила (пролетариат) производит стоимость. Излишек стоимости (прибавочная стоимость) присваивается собственником капитала - предпринимателем, капиталистом - так идет процесс постепенного накопления капитала, который собственно является результатом присвоения плодов чужого труда. При принятии решений капиталист руководствуется максимизацией величины прибавочной стоимости. Тот, кто извлекает максимально возможную прибавочную стоимость, эксплуатируя наемный труд, выживает в мире бизнеса, остальные теряют свои конкурентные позиции. Т.О. и пролетариат, и капиталисты - заложники системы. Процесс функционирования капиталистической экономики ведет к краху всей системы.

Останется лишь путем социальной революции в мировом масштабе ликвидировать систему частной собственности как главную помеху развитию, перейти к общественному регулированию хозяйственной жизни на основе принципов равноправия всех людей и справедливости.

Идеи Маркса были дополнены и несколько переработаны Фридрихом Энгельсом (1820-1895) и В.И. Лениным (1870-1924). Эта теория получила название коммунизма, или марксизма-ленинизма. Марксом и Энгельсом был написан "Манифест коммунистической партии" (1948) - отмена частной собственности на землю и средства производства, введение коллективной собственности, централизация денег, капитала, транспорта в руках общества, одинаковая обязанность труда для всех, планирование экономики.

Разработка теории марксизма впоследствии велась В.И. Лениным, кот. исходил из того, что капитализм в XX веке перешел в монополистическую фазу. Монополизм приводит к паразитированию предпринимателей монополистов, тормозит технический прогресс, приводит к обобществлению капитала на деле, хотя находится в частных руках. Т.е. все предпосылки для коммунистического общества уже созданы. Но, т.к страны развиты неравномерно, социалистическая революция не может произойти в них одновременно, поэтому необходимо для начала совершить революцию в отдельно взятой стране (России).

Продолжатель ленинских идей И.В. Сталин, по всей видимости, окончательно порвал с идеей мировой революции, переформулировал проблему на поэтапное создание коммунистического общества в масштабах отдельного гос-ва с опорой на собственные силы.


Случайные файлы

Файл
94736.rtf
163246.rtf
116241.rtf
118730.rtf
36134.rtf