Шпаргалка по философии (159314)

Посмотреть архив целиком

1. Древнекитайская философия

В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода, земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов (забота, страх, гнев, радость, созерцательность). 2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является причиной всех изменений) есть величайшее существо, первоприч всего бытия, к которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь (прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй (невозмутимое согласие).


2. Древнегреческая философия

Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Общие черты: - Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э. - Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира. - Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое - Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы. Милетская школа – 1ая натуралистическая. Фалес: первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь, которые способны двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенноеграниц. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земныестихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человекпроизошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен. Итого милетской школе: - она являлась рационализацией мифа - характеризовалась пантеизмом (Бог = природа) - человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д) - хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой - философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны - все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.


Пифагор. Гераклит. Пифагор. - Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение подобного. Гераклит. - развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется». - написал труд «О природе»- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и являетсяогнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух , воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом. - Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей сущ гармония. Борьба противоположностей – источник создания мира.


4. Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон. Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицание чувственного познания. Ксенофан. - первовещество – земля. - Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога. - Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью. Параменид. - Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину. - Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.Зенон. – диалектика - 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает. - чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас обманывает! - Разум – оружие достижения истины.


5. Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор. Демокрит

. - признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино. - Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри нах в вечном движении. - Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка! - Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное. - Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания желаний и умеренного образа жизни. Анаксагор. - Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе. Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные эл-ты соединились в вещи, все вещи образуются из уже существующих вещей. - «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается с ней.


6. Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только красиво говорить, а умение убедить.- Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное св-во материи –изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма). Всякая вещь состоит из противоречивостей.- Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно
было бы познать.- У софистов также соц-политич вопросы: считали важнейшими законы природы. Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека. СОКРАТ.- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье =добродетель, зло = незнание добра.- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина– знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в против овессофистам!)- Использовал метод индукции (выведение общего из частного).


7. Древнегреческая философия. Платон. Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом –Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой.- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, тоесть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!! - Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона.Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, тоесть крестьяне, просто жители).- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания,олигархия.


8. Древнегреческая философия. Аристотель. Бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!! (а у Платона??)- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост,питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все тоже + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально
содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия илогика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение, умозаключение, определение, док-во…- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть(все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.


Случайные файлы

Файл
186914.rtf
129222.rtf
95109.rtf
KRIM.DOC
121543.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.