Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, истины и науки. Антропосоциогенез (159289)

Посмотреть архив целиком

23



  1. ПОНЯТИЕ И СТ-РА ОБЩ. ФОРМАЦИИ. ФОРМАЦ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОР. ПРОЦЕССА


Три подхода к истории общества:

Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.

Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Формация фиксирует тип об-ва, то общее и сущ-ое, что присуще разным странам и народам с одинаковым уровнем развития. Наиболее существенными эл-ми в формации явл.:

-способ пр-ва;

-базис и надстройка

Кроме того

-формы соц. общности

Основа каждой формации - ПС, т.к. они – начальный момент становления соц.организма. Их саморазвитие обусловлено всеми изменениями, кот. происх. с его структ.составляющими. Целостность об-ва, своебр. связей, черт, его структ. Эл-ов опред. ступень его разв.

С-ма ПО – эк.базис об-ва. Процесс смены Сарой сис-мы ПО новой ведет к переходу от одной формации к другой. Это связано с тем, что именно сис-ма этих отношений, т.е.эк. базис придает формации х-р конкр истор типа об-ва. Основу членения истор.процесса можно видеть и в господств. форме ПО, кот.находит свое отражение в опред. форме собств. В рез-те истории чел-во предстаетв виде 3 формаций, каждая их которых имеет опред форму собственности: общинная, частная, общественная.

Не каждый народ проходит через все формации. В ист. челов-а смена формации ведет к более развитому типу общ-ва. Однако прогресс челов-а состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценностей цивилизации на каждом витке прогресса

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом плане).

Достоинства формац подхода:

-позв раскрыть диалкт общ жизн, выражающуюся в закономерностях истор. процесса

-позв выявить эти закономерности

- охарактеризовать ступени этого процесса в виде смены формаций

- выявить соц-эк сущность той или иной страны или народа

- выявить специфику этапа развития

- подойти к пониманию многообразию чел.истории

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.

Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических обобенностей и условий.


31. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОР. ПРОЦЕССА


Три подхода к истории общества:

Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.

Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности.

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.

Цивилизация (термин просветителей)-высокий разумный уровень развития общества. Цивилизация=культура (сообщество воспитанных и образованных людей, гражданские законы, моральные правила, жизнь зависит от общества, религиозное благочестие).

Цивилизация – религия (Тойнби) – Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская, Дальневосточная. Африка

Цивилизация – программа развития общества с целями, закрепленная в социальных институтах, материальном совершенстве. Цивилизация есть овеществление культуры, совокупность инструментов для развития общества.

Шпенглер – цивилизация – закат культуры. Духовная деятельность омертвляется и подавляется техническими альтернативами.

Энгельс: Цивилизация – историческая ступень развития. Цивилизации в этом контексте предшествуют дикость и варварство.

Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических особенностей и условий.

более Гибкий способ, чем формационный.

Цивилизационный метод не знает жестких детерминаций. Цивилизация – это движение, а не состояние. Отсутствует необходимость в навязывании формы цивилизации.

Технический прогресс не рассматривается как общественная ценность. Общ ценность – мораль поколений, предки, община, традиция.

В рез-те отнош.людей к предметам труда, между собой складываются технологические отношения.

Индивид – всего лишь член сообщества, не самостоятельная единица. Нет индивидуального выбора места жительства, карьерного пути.

Подходы:

-локальн-истор;

-истор.-стадиальн

-всем-истор

Каждый подход – своя классификация цивилизаций

Выделение в понятии ц. техн.-технол. базиса как опред. компонента позв-ет пок-ть существ. черты цив:

-цив. хар-ет соц.организации об-ва

-ц – соц организация об-ва со всеобщ связью индивидов и базисн. соц.образований

-цель ц – воспр-вои приумножение общ.пр-ва

Достоинства цив.подхода:

-позв. выделить конкр истор формы общ хоз-ва и понять их роль в разв. об-ва

-позв понять хар-е черты и тенденции развития разл соц и этн об-в

-позв обогаить предстваления о соц-псих облике конкр об-ва

-позв наращивать интеграц процессы в об-ве

32. СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ


Диалектико-материалистическое понимание истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно трудиться, производить материальные блага.

Итак, сущность материалистического понимания истории состоит в том, что:

1. Производство и вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

2.Исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер.

3. Главной движущей силой, преобразовывающие жизнь общества, являются народные массы.

4. Средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.


33. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ


Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека.

Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.

Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность).

Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:

1) Сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека.

2) Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.

3) Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.

4) Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).

5) Вместе с тем сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.

6) Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.

7) Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.

8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию.

9) Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Св-ва созн:

-универсальность – в с. могут быть отражены любые явления

-избирательность – с. избирает 1 эл-т своим объектом

-объктивность – отражает так, как надо

-целеполагание-прежде мыслить, чем думать

-активность;

-тв-во

В широком смысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.

Громадная роль в теории бс принадлежит ЗФ. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое "может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам" Фрейд, подобно своим великим предшественникам Лейбницу и Канту, строит свою систему анализа - психоанализ в целом - на одном только отрицательном понятии, понятии бессознательного, понимая таковое как психика минус сознание.

Само бессознательное Фрейд также подвергает аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным (БСЗ, или "Оно", или "Id").



34. ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ. ОТРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ


Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С др. стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Отpaжение кaк генетичеcкaя пpедпоcылкa cознaния

Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения:

неживая природа:

а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка

б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

живая природа:

а) отражение активно; б)оно всегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения

а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.

Формы отражения: Раздражимость – первичная форма саморегул. живой природы. Лежит в основе всех уровней. Здесь реакция орг-ма проявл. целиком за счет энергии самого организма. Чувствительность – более высокая форма. Проявл. простейшие рефлексы и ощущения псих формы отражения. Рефлекс – законом реакция орг-ма на внешнее раздражение (осущ-ся с задержкой). Нейрофизиол – орг-м активно исп-ет свою внутр программу, строит свое поведение. Психика – необх приспс-е животн. к среде и главный рез-т мозга.

Ощущение>Воспритие>Представление



35. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ


Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. (пример со слепо глухонемым ребенком) Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов, телесной организации, хотя зависит – пол, возраст, национальность, физическое самочувствие/, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметных действий. Тем не менее, нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание (речь идет о бессознательном).

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон:тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека,его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании.

Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель:С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения.



36. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ИХ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ


О.С. - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в кот. общество не только осознает себя и свое общ. бытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, кот. начинает свое преломление в поступательном развитии об-ва и его бытия. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. бытие - фундамент. закономерности общ. созн-я - вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни.

Индивидуальное созн-продукт деятельности отд.индивида в предметном мире.(Это не значит, что в становлении инд.с. не должны учитываться матер. и дух. ф-ры)

Общ и инд с. не сводимы друг друга:

-о.с. не есть сумма инд.с.

-о.с. вбирает в себя не каждое инд созн.

Общ и инд. с. отличаются друг от друга носителем, ролью, способом существования, временными рамками, степенью обобщенности

Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1) по предмету отражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями, гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в форме понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я, сопоставляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F, прежде всего, выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука - познават. и практич. F, моральн. созн. - основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям. По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) регулир. чел. отн-й: Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.


  1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ


Проявляющиеся в связи общ.с. и общ.бытия

1) абс.независимость общ.с. от общ.бытия как проявления безусловн. ценности общ.сознания

2) абс. зависимость общ.созн от общ бытия, определяющаяся соответствием содержания общ.с. общ. бытию;

3) относ. зависимость о.с. от общ бытия, обусловленная наличием границ возможного выбора

4) относительная независимость общ. с. от общ. бытия, определенная промежутками в границах возможного выбора

5) абс. незави-ь о.б. от о.с., вытекающая существоваия общ.б до и вне о.с.

6) абс. зави-ь о.б. от о.с., обусловленная пределами, в кот цель как закономерность определяет способ и характер действий человека

7) относ. независимость о.б. от о.с., определенная невозможностью нарушения о.с. законов о.б.

8) относ. зависимость о.б. от о.с., обуславливающаяся возм-ю воздейств о.с. в пределах объект законов о.б.

Характеризующие связь с явлениями дух.порядка

1) обусловленность уровня развтия о.с. уровнем разв. дух культуры, но зависимость от ест-науч, общих, гуман знаний

2) постоянное возрастание роли общ.с. в дух. жизни об-ва, превращающее его в важнейший ф-р дух. развития людей

Собственно внутренние закономерности

1) преемственность в ходе смены представлений взглядов, теорий, идей в истор. разв. об-ва

2) опережение общ.с. реального процесса жизни или отставания от него

3) неравномерность развития о.с. (уровней,сфер, форм)

4) взаимосвязь различных уровней, сфер,форм общ.с.

5) активность воздейстивя о.с. на процессы жизнедеятельности об-ва


39. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, ИРРАЦИОНАЛИЗМ)


Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное (эмпирическое) и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

Кроме того, существует еще и иррациональное познание.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она -предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта.

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

Рациональное познание занимается идеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, в очевидность рационального рассмотрения.

Недостатки рационализма – в недоверии к опытным фактах и переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза. Ничем не обогащается и кристаллизовывается. Познание должно соприкасаться с практикой.

Рационализм проявляется в психологии (отсутствие бессознательного, иррационального), искусстве (реализм, немистическая картина мира, рациональный характер творчества), этике (рациональные стороны поведения, страх уголовного наказания).

Иррационализм (Бергсон, Дильтей, Ницше) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт... Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре слусая, слепой воле (иррациональностью в частности является экзистенциализм).


Случайные файлы

Файл
83210.rtf
34888.rtf
27483-1.rtf
240-1752.DOC
30091-1.rtf