Основы психологии (130147)

Посмотреть архив целиком

  • СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ


    Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности. Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека. Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух. Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал. Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа. Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).

    На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое. Ярким представителем этого направления выступал Аристотель. Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные. Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения. Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух. Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.). Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж . Локк. Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии. Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения. Во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины: 1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний; 2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению; 3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов. Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон, который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов. Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения. Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций. Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы. Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика. Яркими представителями являются К. Левин, М. Вертгеймер, В. Келер и др. Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается. Среда определяется субъективным восприятием действующих в ней людей. Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены. Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм». Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное. Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека. Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики. Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др. Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

    Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь и другие.

    Л.С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.


    1. Методы психологических исследований


    Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов:

    а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны;

    б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение – применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено его сознанию. Переживая соответствующее явление, он как бы наблюдает за собой, за своими ощущениями, пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые ведут самонаблюдение по его заданию;

    в) свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект;

    г) стандартизованное наблюдение, напротив, ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей;

    д ) при включенном наблюдении исследователь сам выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым ведется наблюдение. Так, исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в эти отношения, одновременно не прекращая за ними наблюдать;

    е) стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

    Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где может дать наиболее полезные результаты.

    Опрос. Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои достоинства и недостатки.

    Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенный его инструмент - анкета.

    Тесты - это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов отличаются тем, что предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.

    Разновидность тестов: Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности 1 и надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые определенно можно судить об их психологических качествах. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.

    Эксперимент - самое надежное средство получения достоверной информации об изучаемых явлениях. Специфика психологического эксперимента состоит в том, что в нем продумано создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего. Б.Г.Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) организационные (в эту группу входят сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); 2) эмпирические (в эту группу входят обсервационные, экспериментальные, психодиагностические методы, праксиметрические и биографические методы); 3) обработки данных (количественные и качественные методы анализа); 4) интерпретационные методы (различные варианты генетического и структурного методов). Классификация Б.Г.Ананьева позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.


    1. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД


    Индивид - отдельный представитель человеческого рода. Личность - конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающийся каким-либо видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуальными психическими особенностями. Субъект - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (=> деятельность). Индивидуальность - неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду.

    Темперамент— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и собственно меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен. Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Флегматик: Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Холерик: Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Сангвиник: Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Меланхолик: Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями.

    Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси "соков" в организме человека. Основными "соками", от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал: желчь; кровь; черная желчь; холодная скользкая жидкость (лимфа). Так как все четыре "сока" смешаны в теле индивида в надлежащем отношении частей, то тип темперамента определяется превосходящим количеством одного из "соков". Если в смеси преобладает желчь, то индивид по типу темперамента будет холерик, если преобладает кровь - сангвиник, если преобладает черная желчь - меланхолик, а если преобладает флегма - флегматик. Название типов темпераментов сохранилось к настоящему времени в психологии, а учение Гиппократа-Галена получило название гуморальной теории темпераментов. Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела.

    В начале XX в. внимание исследователей привлекла зависимость проявления свойств темперамента от строения тела. Одним из исследователей, который разрабатывал конституциональную теорию индивидуальных отличий, был немецкий врач Э. Кречмер. Кречмер выделил четыре конституциональных типа: Лептосоматик (лептос - хрупкий, тонкий, сома - тело). Пикник (толстый). Атлетик (борьба). Диспластик (дис - плохо, пластик - сформированный).


    1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА


    Характер — это общее качество личности в целом, совокупность ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие; это каркас личности. В характере сосредоточиваются самые выраженные особенности личности. Все черты характера — это свойства личности; но свойства личности только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны, определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношения к окружающему. Большинство особенностей характера вообще не может быть сведено к типичным особенностям отдельных психических процессов. Именно к таким чертам характера относятся общительность, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скромность, хвастливость, вежливость, требовательность, аккуратность, небрежность, трудолюбие, осторожность, завистливость, хитрость, честность и т. д.

    Необходима классификация, описывающая отдельные типы характера, их закономерности и связи между собой. И такие классификации в психологии существуют. Одна из классификаций разделяет характеры по преобладанию воли, рассудка и эмоций, очевидно, что такая классификация очень ограниченна, поэтому вводились промежуточные типы характера, но этого было мало. Имеет место и классификация по степени самостоятельности личности: конформный и самостоятельный тип. Конформный тип людей легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются и выполняют все требования, но они не могут адаптироваться в условиях стресса. Самостоятельный тип людей всегда и на все имеет собственное мнение, самостоятелен в своих решениях, не теряясь в стрессовых ситуациях.

    Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Однако можно выделить и людей-амбовертов, у них есть в равной степени черты характера экстра — и интроверта.

    Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного.


    1. CПОСОБНОСТИ


    Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

    Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

    1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

    2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

    а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. б.)специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

    в) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

    г) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

    д) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

    Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

    Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).


  • Случайные файлы

    Файл
    112168.rtf
    17565.rtf
    74290.rtf
    95492.doc
    26542-1.rtf




    Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
    Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
    Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.