Шпаргалка по истории (30425-1)

Посмотреть архив целиком

Шпаргалка по истории


1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби.

Формационная теория:

3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист.) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии:

  1. переход от присв. пр-ва к производящ.

  2. отделение ремесла от с\х

  3. начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с

  4. появл-е письм-ти

  5. появл-е моногамной семьи

  6. формиров-е предпосылок обр-я г-ва

обозначается прим-но 5 тыс л.н.

Осн- критерии для выдел-я цив-ции:

  1. спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я)

  2. социально-классовая структура об-ва.

Недостатки:

  1. не выражен личностный аспект в историч. Процессе

  2. не все страны подходят под эту теорию

  3. всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен

  4. абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т.к. смена обществ.-эк. формаций происходит путем рев-ции

Достоинства:

  1. хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века

  2. хорошо выражены отношения классов

б) цивилизационный подход.

Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития.

1 путь для России: возврат к авторит системе

2 путь: объединение народа и г-ва

3 путь: исчезновение русской цив-ции.

Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин.

Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:

1.примитивное об-во

2.цивилизация

Примитивные об-ва:

  • короткий срок существования

  • небольшая территория и небольшое колво насел-я

  • существуют в стационарном состоянии

  • характерно сходство обычаев и традиций

  • небольшое разделение труда

  • примитивные языческие верования

  • отсутствие классов и г-ва.

Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки:

  • обширная терр-рия

  • имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ

  • большое кол-во людей

  • находятся в постоянном развитии

  • большое разделение труда

  • наличие мировой религии

  • наличие гос-ва и классов

Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет.

Критерии выделения цив-ции:

  1. природная среда обитания

  2. система ведения хоз-ва

  3. соц орг-ция

  4. религия и духовн ценности

  5. полит индивидуальность

Классификация цив-ций:

  1. Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др.

  2. Цив-ции-спутники: Тибетская

  3. Неразвившиеся

  4. Застывшие: Спартанская, Эскимосская.

Этапы развития:

  1. генезиса и роста

  2. расцвет

  3. надлом

  4. разложение

Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов.

Причины исчезновения:

  1. неверный ответ на вызов

  2. творческое меньшинство идет на поводу общества

  3. творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа.

Позитивные моменты цив подхода:

  1. ц.п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии

  2. открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы

  3. позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва

  4. учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва

недостатки:

  1. расплывчатость выделения критериев

  2. трудно определить ментальность и дух развития чел-ка

Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву.



3. Типы общественного развития. (типы чел об-в)

Признаки выделения типов чел. Об-в.

  1. общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития

  2. взаимопереплетение культур

  3. наличие сферы общих интересов и общих задач с т.з. перспектив развития

1.Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение.

Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни.

Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций.

Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа:

  1. глубокое знание законов природы

  2. нет разрушения природы и среды обитания

2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно.

Экономич. Структура:

  1. основу эк жизни сост аграрный тип развития

  2. господтво нат хоз-ва

  3. общинный коллект труд (формы ч/с не выражены)

  4. гос-во явл верховным собственником всех земель

Полит структура:

  1. характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в

  2. личный интерес был подчинен обществ интересу

  3. управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны

  4. обезличенность госуд машины

соц структура:

  1. строгая иерархия слоев

  2. существуют только вертикальные связи


Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка.

3.Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции)

Суть: быстрое поступательное развитие.

Экономич структура:

  1. ярко выражен изначально индустр тип

  2. интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х

Политич структура:

  1. рано появляется новая форма гос власти в виде демократии

  2. разумное сочетание личных и обществ интересов

  3. наличие развитых, независимых от власти горизонт связей

Соц-классовая структура:

  1. множество прослоек

  2. возможен переход от одной соц группы к другой

Дух жизнь и ментальность:

  1. эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами

  2. антропоцентрический хар-р культуры и ментальности

  3. инновационный хар-р мышления

  4. духовная свобода человека

Противоречия:

  1. высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во

  2. возведение европ ценностей в абсолют

  3. научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей

  4. постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления

радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам



4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования.

1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности

2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт

3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира.

Исходные позиции для анализа Русск цив-ции:

  1. Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью

  2. Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития

Осн факторы становления Р цив-ции

  1. природно-географич и климатич

  2. этнич фактор

  3. духовный фактор

Этапы развития:

  1. Доисторический (2 тыс лет до н.э. - 9 в)

  2. Киевская Русь 9-13 вв

  3. Московская Русь 14-17 вв

  4. Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г

  5. Демократич правовая Россия 1985 - ????


6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

  1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)

  2. Антинорманская

  3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

  1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

  2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т

  3. 1-е киевск князья были варягами

  4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

  1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан

  2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

  3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.


Случайные файлы

Файл
31126-1.rtf
042-0039.doc
72504-1.rtf
25558-1.rtf
61240.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.