Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера (130607)

Посмотреть архив целиком


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский городской педагогический университет

Самарский филиал

Кафедра педагогической и прикладной психологии









Курсовая работа

Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера




Выполнила студентка IV курса

заочного отделения

психолого-педагогического ф-та

Фадеева Е.С.

Научный руководитель

ассистент кафедры Добровидова Н.А.




САМАРА 2008


Оглавление


Введение

1. Теоретические аспекты

1.1 Обзор литературных источников

1.2 Влияние цвета на человека

2. Практическая часть

2.1 Понятие проективные методики

2.2 Валидность и надежность теста ЦТО Люшера

2.3 Тест ЦТО Люшера

Заключение

Список использованных источников

Приложение № 1

Клинический (полный) цветовой тест Люшера

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Приложение № 2

Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда



Введение


Одним из методов исследования личности в современной психологии является цветовой тест Макса Люшера.

Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием.

Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов.

Существует "полный" тест Люшера (клинический), "малый" (восьмицветный). Клинический тест Люшера состоит из семи таблиц, на них - 73 цветных поля из 25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта. Сокращенный вариант клинического теста - восьмицветный тест, состоит из 8 цветов - 4 основных (синий, желтый, красный, зеленый) и 4 дополнительных (фиолетовый, коричневый, нейтральный серый, черный). Отражает важные стороны человеческой индивидуальности и обращает внимание на существование зон психологического и физического напряжения.

Во всем мире Тест Люшера успешно применяется для:

самодиагностики и коррекции своего психологического состояния;

анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни;

контроля динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований;

отбора кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий;

проведения судебно-психологических экспертиз;

анализа внутреннего состояния трудновоспитуемых подростков и [не] совершеннолетних преступников с целью направленной глубинной коррекции их поведения.

Предпочтение, отдаваемое одному цвету, и неприятие другого, имеют определенное значение: этот выбор точно отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение и эмоциональное состояние. Десятки тысяч опытов с цветовым тестом Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, почти по всему миру показали, что влияние цвета существует везде. [1]

Объект исследования: Цветовые психодиагностические методики личности.

Предмет исследования: тест ЦТО Люшера.

Гипотеза: тест ЦТО Люшера диагностирует не свойства личности, а ее состояния на момент диагностики.

Цель исследования: Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера.

Задачи исследования:

Обзор литературных источников по тесту ЦТО Люшера.

Влияние цвета на человека.

Валидность и надежность теста ЦТО Люшера

Тест ЦТО Люшера.

Подведение итогов выполненной работы.

Метод исследования: Тест ЦТО Люшера.


1. Теоретические аспекты


1.1 Обзор литературных источников


С момента появления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тест получал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих.

Автор теста - швейцарский психолог Макс Люшер (Max Luscher). Родился М. Люшер в Базеле (Швейцария) в 1923 году. Его отец, доктор математики А. Люшер, был сотрудником Леопольда Зонди. Тест создавался в 1947-49 годах (Максу Люшеру в это время было соответственно 24 - 26 лет). Первая публикация с описанием теста Люшера вышла в 1948 году. В 1949 году М. Люшер защитил докторскую диссертацию по философии и психологии. Очень быстро тест получает широкое распространение в странах западной Европы и в США. Макса Люшера приглашали читать курсы лекций в лучших университетах Европы. В 1966 году он вновь возвращается на постоянное место жительства в Швейцарию. В средине семидесятых прошлого столетия тест Люшера появился и в Советском Союзе. Сначала только в Ленинграде, Москве и Новосибирске [15].

В настоящее время преобладает осторожное отношение к цветовому тесту Люшера (ЦТЛ). Основным объектом критики является теоретическая часть методики. По мнению критиков ЦТЛ недостает "строгой научности". В этом упрекает М. Люшера R. Meili (1960), считающий, что необходимым условием использования ЦТЛ на практике является тщательная научная разработка его основ. J. De Leeuw (1957) оценил теорию Люшера, как "неприемлемую", но отметил, что эмпирические данные, полученные с помощью ЦТЛ в работах W. Furrer (1953) представляются ценными и интересными. C. M. Braun, J. L. Bosta (1979) однозначно жестко оценивают цветовой тест Люшера, как неадекватный диагностический инструмент [1].

В ряде других работ (C. Freuch, B. Alexander - 1972; M. A. Pollatschek - 1977; L. V. Corotto - 1980; B. J. Levy - 1984), наоборот, указывается на то, что с помощью цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы [1].

Исследования L. Steide при проверке теста на валидность в случае цветовой слепоты показали, что инстинктивная реакция на цвет в терминах контраста делает Люшер-тест валидным даже в случае цветовой слепоты [20]. Проверку действенности теста Люшера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, т.е., что частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание [7].

Исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н.К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки на основе данного теста - методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А.М. Эткинд, 1980). Исследования Н.Н. Пуховского (1995) посвящены психометрической разработке цветового теста Люшера (8-цветный вариант). По мнению этого исследователя, тест "запускает" нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния [16].

В основном, с теоретическими основами ЦТЛ несогласны представители ортодоксального бихевиоризма и ряда близких ему направлений в психологии, ставящие во главу своих концепций фактор научения. Для них уже неприемлемо первое и главное положение Люшера о независимости психологического значения цвета для человека от научения. Признать это, означало бы перечеркнуть собственные теоретические положения. Вторым моментом является особый, метафорический язык описания Люшера. Он воспринимается как "несерьезный" и "ненаучный". Подобная оценка отражает господство в представлениях критиков Люшера "объективной", механистической точки зрения на психику, проявляющейся в вере, что психику можно описать понятиями и категориями того же типа, что используются в естественных науках. Но только объективный подход к психике, как смогли убедиться в этом многие психологи, не позволяет понять психическую деятельность "изнутри", проникнуть в ее "святая святых" - субъективный мир человека [1].

В настоящее время цветовой тест Макса Люшера находит широкое применение в психологической практике по всему миру. И, несмотря на наличие некоторых недостатков, и критики в адрес данной методики, он является одним из наиболее удобных и часто используемых методов в исследовании личности.


1.2 Влияние цвета на человека


"По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции (Goldstein, K., 1942; Birren, 1961; Яньшин, 1996).

Согласно обзору Ф. Биррена (Birren, 1961), наиболее ранние суждения о влиянии цвета на различные системы организма и состояние человека в целом связаны с учением об ауре и возможностью контакта между аурами больного и целителя. Следуя Парацельсу, суть лечения состояла в том, что врач сосредоточивал свое внимание на представлении определенного цвета, что должно было повлиять на цвет ауры и физическое состояние пациента. В общем плане темно-синий предполагал охлаждение и успокоение, а красный и желтый - укрепляющее и возбуждающее действие. Еще категоричнее звучит утверждение цветотерапевтов Бэби-Брук и Эмбэра: "Лечение с помощью цвета, вероятно, было первым типом терапии, использованной человеком" (Babey-Brooke, Amber, 1979).

Позже (в XVII-XVIII вв) влияние цвета стало прописываться некоторыми врачами для лечения путем освещения частей тела или ран. В частности, Хесси (Hessey, 1949) говорил следующее о влиянии цветов на организм и нервную систему человека: красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя охлаждающе.

Синий сокращает артерии, вызывая повышение кровяного давления, "тонизируя кровь", также анестезирует и имеет хороший эффект при заболеваниях кожи.

Зеленый снижает давление и действует успокаивающе и гипнотически на нервную систему. Его хорошо применять в случаях нервного возбуждения.

Оранжевый может рассматриваться как стимулирующий и несколько поднимающий кровяное давление. Желтый является психическим стимулятором.

Пурпурный цвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий эффект синего (Birren, 1961).

Ф. Биррен приводит результаты экспериментов по воздействию цветов видимого спектра на растения и животных (К. Menju, M. Natume, S. Mizutani; F. Ellinger). Наилучший эффект на рост растений оказывает красно-оранжевая часть спектра. Красный также ускоряет рост слепых утят, усиливает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление кроликов (Birren, 1961). Эти эффекты наблюдались вне зависимости от того, облучалось ли все тело или только определенные его части. Синий оказывал противоположный эффект" [19].

"Влияние цвета на психологическое и физиологическое состояние - лишь один аспект сложных взаимосвязей цвета и человека. Другой аспект этих взаимосвязей, внимание на который обращается значительно реже, состоит в столь же закономерном влиянии психического состояния на восприятие цветовой гаммы (колорита) окружающего мира.

Л.А. Шварц (Шварц, 1948; Кравков, 1945), проследила изменения цветовой чувствительности в зависимости от индуцированного экспериментатором эмоционального состояния испытуемых. В ее экспериментах при воспоминаниях о приятном у испытуемых улучшалась чувствительность к теплой части спектра и ухудшалась к холодной, и наоборот. Согласно более современным данным Э.Т. Д.орофеевой (1970), при повышении чувствительности к красному налицо преобладание стенических (радость, гневливость), при понижении - астенических (тоскливость, страх) эмоций. Там, где повышена чувствительность к синему, - отрицательный знак эмоций (тоска, душевный дискомфорт), где понижена - положительный (радость, благодушие). Низкая чувствительность к зеленому связана с повышением внутреннего напряжения (гневливость, раздражительность, душевный дискомфорт). Когда чувствительность к красному наибольшая, а к синему наименьшая, мы видим "радостное, солнечное настроение", а там, где соотношение обратное, - "печаль, тоскливость, грусть".

Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, - приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно, то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что то же самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции" [19].

В работах, направленных на исследование семантического поля цветовых предпочтений (Ч.Е. Осгуд, Л. Сивик, О.В. Сафуанова), изучался в основном вербальный аспект цветовых ассоциаций и транскультуральные особенности цветовосприятия.

Многие авторы, и в первую очередь сам М. Люшер, исходят из существования сложной иерархизированной семантической структуры цвета. Нижний "этаж" представлен физиологическими реакциями, затем идут характеристики эмоционального состояния и эмоции; верхние уровни представлены потребностями, основными установками и жизненным стилем личности. В этой системе по сути цвета играют ту же роль, что и в традиционной цветовой символизации (Тернер, 1983): они являются неконвенциональными естественными символами обобщенных категорий действительности, изоморфно соответствуя различным ее аспектам [19].

Г.Е. Бреслав считает, что мы ошибаемся, когда рассматриваем цвет как свойство материала. Он утверждает, что в природе цвета нет, что цвет - "одна из особенностей восприятия человека: наш глаз по-разному ощущает потоки света с разными физическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами не испускают световые лучи, а видны потому, что падающий на них свет рассеивается и попадает в наши глаза. Цвет - это ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку его глаза" [10].

П.В. Яньшин утверждает, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом человека, что "цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенно особенные отношения с человеческой душевной организацией". Понять это "нечто" невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться [11].

Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой - дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой [1].

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

1. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

2. Желтый - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

3. Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.

4. Синий - замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др. [по данным Г. Фрилинга и К. Ауэра - 1973; Л.Н. Мироновой - 1984; И.В. Андрианова и Г.И. Демидова - 1991 г]

Наличие многочисленного числа фактов о взаимосвязи цвета и психики; взаимосвязи цвета и психической деятельности человека, имеет большое практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики, либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.


2. Практическая часть


2.1 Понятие проективные методики


Проективные методики (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик впервые использовано Л. Франком (1935) [3, с.250].

Полное исследование Л. Франка, опубликовано в 1948 г. (Frank, 1948). Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности.

Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт.

Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, "формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида". Каждое иное действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют "проективной гипотезой" [2, с.290 - 291].

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а, прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

отсутствие ограничений в выборе ответа;

отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "ошибочных" [2, с.291].

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик:

Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков);

Конструктивные. Предлагается оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его;

Интерпретативные. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции - хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с "героем" рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений (ТАТ - тематический апперцептивный тест, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);

Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама, проективная игра);

Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации (анализ почерка, особенностей речевого общения) [2, с.291 - 293, 14].

Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему (дом-дерево-человек, несуществующее животное, кинетический рисунок семьи);

Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательный, предпочитаемый им стимулы (тест Люшера);

Аддитивные. В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи [2, с.294; 5].

Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных "субъективных отклонений", личностных "интерпретаций" [14]. Они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связанно с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании [6, с.290].

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит Г. Мюррею (Murray, 1935). Положение Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается, как естественная тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации, является наиболее ранним приложением понятия проекции к психологическому исследования. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованию личности, не формировалась [3, с.250; 2, с.290].

В начале 40-х гг. "проективное движение" в западной психологии набирает значительную силу. В советской психодиагностике первые упоминания о проективных методиках появились в конце 60-х гг.

Проективные методики становятся едва ли не самыми популярными в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Ныне они занимают лидирующие положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики. Свидетельство тому - специальные научные институты и общества, созданные во многих странах мира; посвященные исключительно проективным методикам (периодические издания и монографии; регулярно проводимые международные конгрессы). Проективные методики удачно дополняют существующие психометрические методики, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.


2.2 Валидность и надежность теста ЦТО Люшера


Согласно М. Люшеру отношение испытуемого к цвету определяется его эмоционально-мотивационными свойствами. В противовес этой точке зрения ряд исследователей (Блейхер В.М., Крук И.В., Урванцев Л. П) считает, что на выбор цвета могут влиять самые разнообразные факторы (от особенностей стимула до индивидуально-типологических характеристик испытуемого). В работе (Базыма Б.А. 1985), с помощью метода многомерного шкалирования было обнаружено, что ведущее влияние на цветовые предпочтения оказывают 2 фактора: эмоциональная оценка цвета, как определенной неразложимой целостности, и осознаваемая или неосознаваемая эмоциональная оценка ассоциаций, вызываемых цветом [22].

Цветовой тест построен на разработанной профессором Люшером функциональной психологии. В тесте Люшера "Структура" или основное значение цвета остается постоянным. Эта структура определяется как "объективное значение" цвета. Темно-синий цвет означает, например, "покой", безразлично, нравится он кому-либо или нет. Напротив, "функцией" профессор Люшер обозначил "субъективную позицию относительно цвета", которая различна у различных людей. Один может находить определенный цвет приятным, другому он может казаться скучным, третий может относиться к нему индифферентно, тогда как четвертому этот цвет может показаться абсолютно отвратительным [7].

Чрезвычайно существенным представляется вывод Б.А. Базымы [1] о том, что анализ цветопредпочтения следует проводить с учетом той роли, которую играет цвет для данного испытуемого в данном эксперименте. Действительно, одним респондентом цвет воспринимается просто как субъективно приятный сенсорный раздражитель (что и предусмотрено инструкцией), другим - как символ чего-либо, у третьего цвет стимулирует предметно-конкретную ассоциацию и пр. Инструкция часто (по крайней мере, в клинике это обычное явление) "нечаянно" нарушается испытуемым, и тест Люшера обращается в ЦТО, т.е. выявляет не какие-то глубинные психические залежи, а опосредованную цветом и ранжированную по актуальности иерархию отношений испытуемого к конкретным объектам (о чем зачастую не задумывается испытуемый и не узнаёт экспериментатор). Возможно, тест Люшера - это и есть ЦТО, это всегда тест отношений к чему-либо, но в одних случаях объект осознается, а в других - нет. И лишь последний случай составляет собственно люшеровскую процедуру, которая по своей сути является частным, идеальным вариантом ЦТО - цвета ранжируются исключительно по зрительным симпатиям и ничему больше, а стоящие за ними объекты остаются вне осознания [20].

"Мини-опрос в среде коллег - медицинских психологов, показал, что из тех, кто постоянно пользуется методикой, практически никто не заполняет канонические протоколы, не строит "кубы" полного варианта и т.д. Внимание обращается на попарное расположение основных и дополнительных цветов (стоящих, прежде всего, в первых и последних позициях), на уровень тревожности, на общий характер и устойчивость ряда. "Провокационный" вопрос о том, к чему тест Люшера более чувствителен - к актуальному эмоциональному состоянию или к устойчивым личностным особенностям - вызвал разделение экспертных оценок примерно поровну (примечательно, что компромиссных ответов типа "чувствителен и к тому, и к другому" практически не было). Наконец, в ситуации, когда возникает противоречие между результатами цветового теста и собственной эмпатической интуицией экспериментатора, предпочтение всегда отдается последней, особенно в тех не столь уж редких случаях, когда и остальные психодиагностические данные расходятся с результатами пробы Люшера.

В самом деле, то, что казалось таким логичным при чтении лучших образцов литературы, зачастую оказывается бесполезным в ситуации реального обследования, когда, например, при биполярным расстройстве и депрессивный, и маниакальный больной демонстрируют один и тот же "светофорный" выбор - 3, 4 и 2 на первых позициях (что, кроме прочего, составляет идеальную "рабочую группу" и должно свидетельствовать о прекрасной работоспособности), причем первый из респондентов честно признается, что ему "абсолютно все равно" и он выбирает цвета именно "как светофор, лишь бы что-то выбрать".

Следует, разумеется, учитывать клинический диагноз и психический статус пациента. Но в том и проблема, что одной из главных задач патопсихолога остается дифференциальная диагностика, а в этом смысле тест Люшера собственной валидностью, по-видимому, не обладает и может рассматриваться только как вспомогательный инструмент.д.ругими словами, для того, чтобы проводить цветовую диагностику при конкретном психическом заболевании, надо заранее быть уверенным в том, что имеешь дело именно с этой болезнью" [13].

Уже около 50 лет известно, что выбор двух цветов - черного и желтого - является ярко выраженным индикатором суицидальных тенденций, что рассматривается как агрессивность по отношению к себе. Если же эти два цвета выбираются как полярные или если предпочтение отдается черному, а желтый полностью игнорируется, то это является показателем агрессии по отношению к другим. Это очень важный статистический показатель для правонарушителей (исследования в психиатрической клинике при Бергенском университете, Норвегия). На медицинском отделении Йельского университета было доказано (Остин (Austin), 1980), что из всех использованных тестов цветовой тест Люшера был единственным, который предоставил статистически верную корреляцию (т.е. взаимосвязь) физиологических и психологических факторов [21].

Валидность и надежность теста ЦТО Люшера вызывает спорные мнения. Так в патопсихологии тест дает противоречивые результаты и самостоятельно использоваться не может. Например, при биполярном аффективном расстройстве - испытуемый может выбрать цвета - красный, желтый и зеленый, на первых позициях, при маниакальной фазе, но это не будет свидетельствовать о его состоянии в целом [7].

Тест Люшера можно применять и он дает хорошие результаты при отборе кадров, для оценки состоянии личности на данный момент, индивидуализации мер психологической коррекции и психотерапии и многое другое, но все же следует с осторожностью рассматривать результаты и лучше проводить дополнительные методики по исследованию личности, т.к цветовой тест Люшера очень легко обойти. Для этого следует запомнить последовательность из 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, фиолетовый, серый, черный).


2.3 Тест ЦТО Люшера


Данный тест относится к проективным методикам, к группе тестов импрессивных.

Методика основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

синий - "Эмоциональная глубина", является концентрическим, гетерономным, объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим; символизирует - покой, удовлетворение, нежность, любовь и склонность;

cине-зеленый - "Волевое усилие", является концентрическим, автономным, оборонительным, предохранительным, владеющим, настойчивым; символизирует - самоутверждение, самоуверенность, терпение, самооценка;

оранжево-красный - "Ударная сила воли", является эксцентрическим, автономным, наступательным, моторным, завоевательным, влияющим; символизирует - желание, возбуждение, агрессивность;

светло-желтый - "Живость чувств", является эксцентрическим, гетерономным, ожидающим, способствующим расцвету, надеющимся, ищущим; символизирует - изменение, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций [4, с.93; 14].

"Дополнительные цвета:

фиолетовый;

коричневый;

черный;

нулевой (серый).

Модификация цвета - фиолетовый, коричневый, черный и серый (5, 6, 7 и 8) - относятся к другой категории. Если соблюдать точность, то черный и серый вообще не цвета: черный - это отрицание цвета, а серый в тесте абсолютно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет - это смесь синего и красного, коричневый смешивается из оранжево-красного и черного и выглядит темной, относительно безжизненной краской. Предпочтение, отдаваемое одной из модификаций цвета: черному, серому или коричневому, в большинстве случаев указывает на нарушение. Они символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям" [4, с.93].

Инструкция по проведению теста. Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 минуты опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаем восемь позиций:

первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая - предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.


+ + х х = = - -

3 4 1 0 2 5 6 7


Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

"Интерпретация результатов тестирования:

Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Когда, например, № 1 и 2 (синий и зеленый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность "вовнутрь". Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность "вовне". Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности "вовне" (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления "вовнутрь", автономности, упрямства стремлению "вовне", зависимости от среды.

Если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.


А А А

1 6 0


В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиций) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.


!!!!!!

А А А

2 1 4


Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком (!); если цвет в 7-й позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом, может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:


!!!!!!!

С С С

+ + +

6 0 7


Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, считается, что чем больше знаков "!", тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком -). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний" [4, с.95 - 99].


Заключение


Из проделанной работы можно сделать вывод, что ЦТО тест Люшера до сих пор находит широкое приминение в психологической практике.

За все годы существования тест ЦТО Люшера подвергался как критики и несогласии многих авторов (Блейхер В.М., Крук И.В., Урванцев Л. П), так и одобрение (Базыма Б. А) в его валидности и надежности. Множество авторов (Л.Н. Миронова (1984), Шварц, 1948; Кравков, 1945, П.В. Яньшин, 1996 и др.) подтверждается влияние цвета на организ человека в целом.

Влияние цвета на детей и взрослых осуществляется по-разному. Так нервная система здорового ребенка объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о "цветовой депривации", которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. В этой связи, можно предположить, что "ночные страхи" детей младшего школьного возраста, при которых ребенок не может заснуть в темной комнате из-за страха перед ее чернотой и требует приоткрыть дверь или зажечь свет, связаны, кроме всего прочего, и с "цветовой (световой) депривацией". Страх ребенка, тем самым, отражает фрустрацию, возможно, обостренной потребности в цветовом воздействии на его ЦНС.

У взрослых цветовые симпатии в большей мере зависят от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д. Цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности.

Тест Люшера основан на положении о том, что субъективный смысл цветов для всех людей является одинаковым. Однако это допущение не всегда соответствует действительности. Могут существовать межиндивидуальные различия в цветовых ассоциациях. Цвет, который для одного человека выражает потребность в успехе, для другого может быть символом потребности в разрушении, а для третьего может быть связан с теплом и покоем. Да, статистически взаимосвязь между цветом и потребностью существует, однако, в каждом конкретном случае такая связь может и не совпадать с общепопуляционной нормой. Да и само понятие общепопуляционной нормы недостаточно определено. Не исключено, например, существование межкультурных различий в цветовой символике человеческих потребностей. А если так, то результаты диагностики потребностей, мотивации и эмоционального состояния любого конкретного человека нуждаются в проверке. При использовании теста Люшера в индивидуальной консультации такая проверка не составляет труда. Исследовательские задачи с помощью теста Люшера также решаются неплохо, так как межиндивидуальные различия при статистической обработке нивелируются. Однако, применение теста Люшера как самостоятельной методики в практике психологической экспертизы, при профессиональном отборе или для решения задачи оценки персонала совершенно неприемлемо.

Опыты показывают, что через 1-2 месяца люди раскладывают ЦТЛ совершенно иначе - это свидетельствует о том, что тест больше направлен на диагностику эмоционального состояния, которое переменчиво, а не на диагностику долговременных черт личности. Эмоциональное состояние человека может существенно меняться в зависимости от ситуации. Однако если мы используем Люшера для тестирования одного человека многократно в течение достаточно продолжительного времени, то мы можем обнаружить ряд повторяющихся от ситуации к ситуации особенностей. Кроме того, мы можем выяснить, что люди существенно различаются по тому, остаются ли у них постоянными цветовые раскладки при повторных замерах, или они меняются. В том случае, если цветовые предпочтения у человека сохраняются в большинстве ситуаций, мы можем сделать выводы об индивидуальных особенностях его личности, более или менее постоянных чертах. Если же раскладки часто меняются, то мы можем предположить, что человек характеризуется эмоциональной неустойчивостью, непостоянством настроения, существенной зависимостью его поведения от переживаний.

Тест дает хорошие результаты совместно с другими методиками, более полно и качественно отражая личностные особенности человека.

В свою очередь, тест широко применяется до сих пор, и это, обосновывает необходимость дальнейшего развития и совершенствования цветовой психодиагностики в целом.


Список использованных источников


  1. Базыма Б.А. Цвет и психика: Моногр. / Харьк. гос. акад. культуры. - Х: ХДАК, 2001. - 172с., ил. - книга в электронном виде.

  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века"). стр.285 - 287, 290 - 294, 320 - 321.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - 528 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). стр.165 - 166, 250 - 252.

  4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом "БАХРАМ-М", 2008. - 672 с. стр.92 - 109.

  5. Носс И.Н. Психодиагностика. - Москва: Изд-во "КСП+", 1999. - книга в электронном виде.

  6. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2006. - 652 с.: ил. стр.64 - 65, 289 - 291.

  7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. - Мн.: Харвест, 1999. - 448 с.: ил. - (Библиотека практической психологии). - книга в электронном виде.

  8. М. Люшер. Цвет вашего характера. РИПОЛ классик.М., 1997. - 240 с. - книга в электронном виде.

  9. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО „МОДЭК", 1995. - 176 с. - книга в электронном виде.

  10. Бреслав Г.Е. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000. - 214 с.

  11. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996.

  12. http://psyfactor. org/lib/colorpsy7. htm#Струк - Цвет и психика (продолжение) Цветовой тест Люшера. Б.А. Базыма.

  13. http://www.neuch.ru/referat/46562.html - К вопросу о валидности теста Люшера.

  14. file: // /C: / DOCUME~1 / Admin / LOCALS~1 / Temp / Rar$EX24.546 / ct/ct5p2.html - Основные цвета и модификация цвета. Систематика восьми цветов.

  15. http://azps.ru/tests/2/lusher.html - Психологические тесты. Метод цветовых выборов.

  16. http://www.psycheya.ru/lib/emoc_lb. htm - Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности.

  17. http://www.psycorr. com/Psich/lusher. htm - Восьмицветный психоаналитический тест М. Люшера.

  18. http://www.childpsy.ru/index. php/view/diagn/? item=3650&cat=13&full=ys - Восьмицветный тест Люшера.

  19. http://magazine. mospsy.ru/nomer2/color01. shtml - Цвет как фактор психической регуляции В. Яньшин. Московский психологический журнал №2, март 2004.

  20. http://fima-psuchopadt. livejournal. com/706138.html - Цветовой тест Макса Люшера.

  21. http://www.profigroup. by/sup/5_2005/486/ - "Настоящий" Люшер.

  22. http://www.colorpsy. boom.ru/Sd. htm - К вопросу об эмоциональных основных индивидуальных цветовых предпочтений в норме и при патологии. Базыма Б.А. Вестник ХГУ., №337, 1989, с.15-18.


Приложение № 1


Клинический (полный) цветовой тест Люшера


Полный вариант ЦТЛ - "Клинический цветовой тест" состоит из 7-ми цветовых таблиц:

1. "серого цвета"

2. "8-ми цветов"

3. "4-х основных цветов"

4. "синего цвета"

5. "зеленого цвета"

6. "красного цвета"

7. "желтого цвета"

В таблицу "серого цвета" входят - средне серый (0; он аналогичен серому из 8-ми цветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2; аналогичен 7 из таблицы 8-ми цветов), светло-серый (3) и белый (4).

Таблица 2 полного варианта аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта теста Люшера.

Таблица 3: темно-синий (I1), сине-зеленый (D2), красно-желтый (O3) и желто-красный (Р4). Каждый цвет представлен в таблице по 3 раза (как и цвета последующих таблиц) с целью по парного сравнения цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м "основным" тонам таблицы 2.

Таблица 4: темно-синий (I1), зелено-синий (D2), сине-красный (O3), голубой (Р4). В этой таблице темно-синий цвет (I1), аналогичен темно-синему в таблицах 2 и 3. Использование одного и того же цвета ("основного") в нескольких таблицах ЦТЛ позволяет, с точки зрения Люшера, более глубоко изучить отношение к нему испытуемого.

Таблица 5: коричнево-зеленый (I1), сине-зеленый (D2), зеленый (O3) и желто-зеленый (Р4). Здесь, в третий раз присутствует сине-зеленый (D2).

Таблица 6: коричневый (I1), красно-коричневый (D2), красно-желтый (O3), оранжевый (Р4). Первый из этих цветов аналогичен 6 из таблицы 2, а красно-желтый (O3) появляется в 3-й раз.

Таблица 7: светло-коричневый (I1), зелено-желтый (D2), оранжевый с большей долей красного (O3) и желто-красный (Р4). В последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красный цвет (Р4).

Цвета ЦТЛ, начиная с таблицы 4, относятся к определенным "цветовым колонкам". Их четыре - по числу "основных" цветов. В "синею" колонку (I1) входят цвета, обозначенные I1, в "зеленую" (D2) - D2; "красную" (O3) - O3; "желтую" (P4) - Р4.


Интерпретация цветных пар по Люшеру


Позиции "+ +". Первый цвет синий:

+1 +2 (синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1 +3 (синий и красный) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1+ 5 (синий и фиолетовый) - небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+1+ 6 (синий и коричневый) - чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.

+1 +7 (синий и черный) - негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый:

+2 +1 (зеленый и синий) - позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

+2 +3 (зеленый и красный) - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

+2 +5 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) - чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) - деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) - деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) - негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) - негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый:

+4 +1 (желтый и синий) - настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

+4 +3 (желтый и красный) - несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.

+4 +5 (желтый и фиолетовый) - небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе.

+4+7 (желтый и черный) - весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4 +0 (желтый и серый) - негативное угнетенное состояние, стремление выйти из неприятной ситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый:

+5 +1 (фиолетовый и синий) - неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) - настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) - негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый:

+6 +1 (коричневый и синий) - напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) - активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) - утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений ("мне все равно").

+6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство, неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) - негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) - весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

Первый цвет черный:

+7 +1 (черный и синий) - весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем ("оставили бы в покое").

+7 +2 (черный и зеленый) - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7 +3 (черный и красный) - сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

+7 +4 (черный и желтый) - весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

+7 +5 (черный и фиолетовый) - напряженность, мечты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) - возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) - чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый:

+0 +1 (серый и синий) - негативное состояние, желание спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, повышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

+0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

+0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство беспокойства, настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) - весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0 +7 (серый и черный) - весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Позиции " - ". Первый цвет серый:

0-1 (серый и синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

0 - 2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

0 - 3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.

0 - 4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.

0 - 5 (серый и фиолетовый) - небольшое контролируемое возбуждение.

0 - 6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

0 - 7 (серый и черный) - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий:

1 - 2 (синий и зеленый) - сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

1 - 3 (синий и красный) - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

1 - 4 (синий и желтый) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

1 - 5 (синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

1 - 6 (синий и коричневый) - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

1 - 7 (синий и черный) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

1 - 0 (синий и серый) - несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый:

2 - 1 (зеленый и синий) - угнетенное состояние, неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.

2 - 3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

2 - 4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.

2 - 5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

2 - 6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к признанию.

2 - 7 (зеленый и черный) - состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

2 - 0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.

Первый цвет красный:

3 - 1 (красный и синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.

3 - 2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

3 - 4 (красный и желтый) - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

3 - 5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

3 - 6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

3 - 7 (красный и черный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.

3 - 0 (красный и серый) - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

Первый цвет желтый:

4 - 1 (желтый и синий) - чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

4 - 2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

4 - 3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.

4 - 5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.

4 - 7 (желтый и черный) - напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

4 - 0 (желтый и серый) - напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый:

5 - 1 (фиолетовый и синий) - чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.

5 - 2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

5 - 3 (фиолетовый и красный) - стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необдуманных действиях.

5 - 4 (фиолетовый и желтый) - настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

5 - 6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

5 - 7 (фиолетовый и черный) - напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.

5 - 0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый:

6 - 1 (коричневый и синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

6 - 2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

6 - 3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

6 - 4 (коричневый и желтый) - напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

6 - 5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувственной гармонии.

6-7 (коричневый и черный) - стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

6 - 0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей.

Первый цвет черный:

7 - 1 (черный и синий) - состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.

7 - 2 (черный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

7 - 3 (черный и красный) - стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

7 - 4 (черный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

7 - 5 (черный и фиолетовый) - поиски идеализированной ситуации.

7 - 6 (черный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

7 - 0 (черный и серый) - стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый:

0 - 1 (серый и синий) - некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

0 - 2 (серый и зеленый) - негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

0 - 3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

0 - 4 (серый и желтый) - чувства тревожности, неуверенности.

0 - 5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

0 - 6 (серый и коричневый) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

0 - 7 (серый и черный) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

М. Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты" [4, с.99 - 109].


Позиция 1,2

Позиция 7, 8

0 4 хх

0 1 хх

0 6 хх

0 2 ххх

0 7 ххх

0 3 хх

1 7 хх

0 4 хх

2 7 хх

1 2 ххх

3 7 хх

1 3 ххх

4 0 хх

1 4 ххх

4 6 хх

2 0 хх

4 7 хх

2 1 ххх

6 0 хх

2 3 ххх

6 4 хх

2 4 ххх

6 7 ххх

3 0 хх

7 0 ххх

3 1 ххх

7 1 хх

3 2 ххх

7 2 хх

3 4 ххх

7 3 хх

3 5 хх

7 4 хх

4 1 ххх

7 5 хх

4 2 ххх

7 6 хх

4 3 ххх


5 3 хх


6 3 хх


7 3 хх


Подробное описание методики можно найти в книги Базыма Б.А. Цвет и психика.


Приложение № 2


Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда


Проективная методика "Цветовой тест отношений" (ЦТО), является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд - 1985).

Теоретической основой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева структуры отношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания.

Методической основой цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе, отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.

В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица цветового теста Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Процедура тестирования достаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета. ЦТО имеет краткий и полный вариант проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций.

Стандартная процедура проведения цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.

1. Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение. В каждом конкретном случае их список может варьировать. Чаще всего, в него входят - "я сам", члены семьи, сотрудники по работе, "прошлое", "настоящее" и "будущее", "болезнь" и "врач", если обследуется больной, ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.

2. Этап тестирования. Возможны два его варианта: диагностический и исследовательский. В первом случае, испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Во втором, - испытуемому необходимо проранжировать все цвета 8-ми цветовой таблицы по степени соответствия, содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям.

3. После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-ми цветовой таблицы в порядке предпочтения, начиная с самого "красивого, приятного для глаза" и кончая "самым некрасивым, неприятным".

4. Этап интерпретации результатов. Он основывается на двух процедурах:

А) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4 - 5 места) - нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места - негативное, конфликтное отношение.

Б) Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношений личности.



Случайные файлы

Файл
29000.rtf
18469.rtf
10062.rtf
73025.rtf
31445.rtf