Игра, как средство формирования коммуникативных способностей (129339)

Посмотреть архив целиком

Содержание


Введение

1 Педагогические возможности игры

1.1 Игра, ее виды и функции

1.2 Классификация игр

1.3 Использование игры в работе педагога с подростками

2 Коммуникативные способности

2.1 Общение. Его виды и функции

2.2 Особенности коммуникативной стороны общения

2.3 Развитие коммуникативных способностей в игре

3 Практическая часть

3.1 Диагностический этап

3.2 Практическо - деятельностный этап

3.3 Аналитический этап



Введение


Выбирая тему работы “Игра, как средство формирования коммуникативных способностей”, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.

На сегодняшний день, когда мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.

Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра.

Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.

По нашему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития коммуникативных способностей» именно на подростковом возрасте, который является переломным – это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия.

Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе.

В ходе работы над исследованием данной темы, мы структурировали ее так:

  • Объект: развитие коммуникативных способностей подростка.

  • Предмет: условие развития коммуникативных способностей.

  • Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных качеств подростка.

  • Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному развития коммуникативных способностей подростков с учетом следующих правил:

  1. Информированность (знание) педагога о индивидуальных способностях подростков.

  2. Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с подростками.

  3. При компетентности педагогов в данном вопросе.

  4. Учет интересов детей.

  • Задача:

  1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.

  2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у подростков

  3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей.

  4. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей.



1 Педагогические возможности игры


1.1 Игра. Ее виды и функции


Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование.

Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В.Плеханов, указавший на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.В.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая игра.

Предметная игра – детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Символическая игра – вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами: появляются предметные игры – подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов:

  • игра-исследование;

  • игра-конструирование;

  • ролевая игра;

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра – детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

  • коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;

  • самореализация в игре, как полигоне человеческой практики

  • игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  1. Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.

  2. Познавательные, воспитательные, развивающие.

  3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.

  4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.


Случайные файлы

Файл
16021.doc
задача 00.doc
188.rtf
18066.rtf
MACROEC1.DOC




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.