Всё, что может понадобиться (Модели к-ры эпохи Просвещения)

Посмотреть архив целиком






XX. Модели культуры Нового времени:

модификации эпохи Просвещения.



1. Просвещение - новый этап в развитии новоевропейской

культуры

На рубеже ХVII-ХVIII веков в эволюции новоевропейского

сознания наступил очень важный перелом. Все предшествующее

столетие прошло под знаком интенсивной и разносторонней ду-

ховной работы, направленной на создание принципиально новой

по сравнению со средневековьем и Ренессансом системы цен-

ностей. Эта работа, главное содержание которой раскрыто в

предыдущем разделе, к концу ХVII века в основном заверши-

лась. Таким образом, определились важнейшие ценностные ус-

тановки новоевропейского мышления, сложилось его своеобра-

зие. Период становления новоевропейского культурного образ-

ца подходил к концу, и перед культурой открывались широчай-

шие перспективы реализации этого образца. Именно осознание

того, что период рефлексии, период критического пересмотра

оснований культуры и поиска новых ориентиров близок к за-

вершению, что настает время деятельного осуществления идей,

вынашивавшихся в течение всего предыдущего века, стало на-

чалом принципиально нового этапа в истории культуры Европы.

В процессе формирования основных ценностей Нового Време-

ни каждый тип культурной деятельности получил обоснование

своей автономии и самодостаточности. Эта работа по осмысле-

нию оснований культуры велась преимущественно в теоретичес-

ких формах и была делом сравнительно ограниченного круга

людей, занятых интеллектуальным трудом. Теперь перед запад-

ной культурой вставала другая задача - реализовать создан-

ную ею систему ценностей, сделать ее нормативной, распрост-

ранить на все сферы жизни. Именно этой прикладной установ-

кой, стремлением к распространению и применению на практике

главных мировоззренческих открытий ХVII века определяется

своеобразие нового культурного движения, ставшего преобла-

дающим в Западной Европе в ХVIII столетии и получившего на-

именование Просвещения.

Образно говоря, для новоевропейского сознания это был

переход от юности к зрелости, от самоопределения к активно-

му самоутверждению, что очень точно уловил и удачно сформу-

лировал в статье "Ответ на вопрос : Что такое просвеще-

ние?"(1784) Иммануил Кант. Определяя Просвещение как "выход

человека из состояния несовершеннолетия, в котором он нахо-

дится по собственной вине", Кант поясняет : "Несовершенно-

летие есть неспособность пользоваться своим рассудком без

руководства со стороны кого-либо другого. ...Имей мужество

пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следова-

тельно, девиз просвещения". По мысли Канта, все предшеству-

ющее столетие было для западноевропейского человека време-

нем формирования "своего собственного рассудка", своеобраз-

ных способов осмысления мира; начало же просвещения связано

с переходом к самостоятельному и осознанному использованию

этих способов. В этом смысле эпохой Просвещения можно наз-

вать весь европейский ХVIII век в целом .

2. Становление просветительского движения..

Новая ориентация западноевропейской культуры сложилась

не сразу, а условия ее формирования в разных странах Европы

сильно отличались друг от друга. Первые признаки переориен-

тации западного мышления на просветительские задачи появля-

ются уже в конце ХVII века в культуре Англии. Английский

(исторически наиболее ранний) вариант Просвещения, формиро-

вание которого связано прежде всего с именами философа

Дж.Локка (1632-1704), писателя-моралиста А.Шефтсбери

(1671-1713) и поэта А.Попа (1688-1744), был только первым

наброском просветительской программы. Основы просветитель-

ского миропонимания были сформулированы здесь в самом общем

виде. В начале следующего столетия под непосредственным

влиянием английского Просвещения просветительская традиция

формируется сначала в Германии, где ее родоначальниками

стали философ и математик Г.В.Лейбниц (1646-1716) и его

ученик и популяризатор Х.Вольф (1679-1754), а затем и во

Франции. Немецкое Просвещение развивалось медленно и приоб-

рело более или менее определенные формы только в шестидеся-

тые-восьмидесятые годы века в творчестве Г.Э.Лессинга

(1729-1781), И.Г.Гердера (1744-1803), Ф.Шиллера (1759-1805)

и И.В.Гете (1749-1832). Во Франции же, напротив, просвети-

тельское движение в течение всего ХVIII века развивалось

стремительно и бурно. Именно Франция, явившая миру наиболее

яркие и законченные образцы просветительского мировоззре-

ния, стала в ХVIII веке признанным и бесспорным лидером в

духовной жизни Европы . Проза и публицистика Ш.Монтескье

(1689-1755), Вольтер (1694-1778), Д.Дидро (1713-1784) и

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), философские трактаты К.А.Гельвеция

(1715-1771), П.Гольбаха (1723-1789), Ж.Ламетри (1709-1751),

произведения других ведущих деятелей французского Просвеще-

ния повсюду становились предметом живейшего интереса и

ожесточенных дискуссий. В середине века под воздействием

идей, взросших на французской почве, просветительская прог-

рамма нашла сторонников и приверженцев в России, Испании,

Италии, странах Восточной Европы. В каждой из этих стран

также был выработан свой вариант Просвещения. Таким обра-

зом, Просвещение приобрело характер общеевропейского куль-

турного явления.

Несмотря на известные различия в условиях формирования и

развития национальных просветительских традиций, их объеди-

няли единство мировоззренческой установки и общность задач.

Это осознавали и сами просветители, рассматривавшие свою

деятельность как имеющую интернациональное значение и ак-

тивно вступавшие в диалог с единомышленниками в других

странах.

3. Основные черты культуры Просвещения

Характерные особенности нового историко-культурного типа

непосредственно вытекают из породившей Просвещение переори-

ентации на прикладные задачи. Прежде всего следует указать

на изначально деятельный характер просветительской позиции.

В отличие от европейской культуры ХVII века, занятой поис-

ками самообоснования, культура эпохи Просвещения выводит на

первый план задачу активного претворения в жизнь нового ми-

ровосприятия. Важно отметить, что просветительская актив-

ность по определению экстенсивна; ведь само понятие

"просвещение" не предполагает создания каких-либо новых

ценностей, но обозначает усилия по распространению и приме-

нению уже выработанной системы представлений. Это, конечно,

не значит, что представители Просвещения вовсе не занима-

лось теоретическими изысканиями; однако вся их теоретичес-

кая деятельность так или иначе связывалась с задачей прис-

пособления основных понятий новоевропейского мышления к

применению на практике, задачей превращения их в инструмент

воздействия на действительность.

Именно это преобладание в творчестве просветителей прик-

ладной установки обусловило принципиальную внутреннюю про-

тиворечивость и парадоксальность всей культуры западноевро-

пейского Просвещения в целом. С переориентацией новоевро-

пейской культуры на превращение выработанных ею ценностей в

общезначимые нормы выявилось главное противоречие новоевро-

пейского сознания. Так как различные способы осмысления ми-

ра стали пониматься как независимые друг от друга, то,

вступая в свои права, каждый из них - наука, искусство, ре-

лигия и т.д. - стремился на собственных основаниях постро-

ить всеохватывающую картину мира и, следовательно, так или

иначе старался вовлечь в свою сферу и подчинить себе все

остальные. Это взаимопроникновение различных способов ос-

мысления мира составляет важнейшую особенность европейской

культуры ХVIII века.

Вместе с тем, поскольку внутренние основания различных

сфер культуры трудно согласовывались друг с другом, то в

рамках Просвещения неизбежным становился и конфликт между

ними. Внутренняя конфликтность культуры Просвещения сильно

отразилась на самой атмосфере эпохи, проникнутой духом

идейной борьбы и полемики. Столкновение различных мировозз-

рений, противоборство различных моделей мышления происходит

здесь не только в науке, философии, политической мысли, но

и в художественной жизни, а порой даже в повседневном оби-

ходе. Характерно, что зачастую в ходе этих полемических

сражений каждая из противоборствующих сторон, стремясь, так

сказать, поразить врага его же оружием, перенимала от свое-

го противника несвойственные ей черты. Тем самым постепенно

подтачивался и главный принцип новоевропейского мышления -

принцип автономии и самодостаточности.

Несмотря на стремление каждого из выработанных новоевро-

пейским сознанием способов осмысления мира занять главенс-

твующее положение в системе культуры и осуществить синтез

всех культурных значений на своих основаниях, полное погло-

щение какой-либо одной сферой других все-таки оставалось

невозможным. Поэтому для многих явлений западной культуры

этого периода характерен эклектизм, механическое соединение

разнородных элементов. В культуре Просвещения можно встре-

тить самые неожиданные сочетания и комбинации различных ти-

пов мышления; в ней порой соединяется несоединимое. Отсюда

главная трудность в понимании особенностей просветительско-

го мышления : вполне последовательное на первый взгляд ,

оно оказывается на деле сотканным из парадоксов. Эта прин-

ципиальная парадоксальность, в большинстве случаев даже не

осознаваемая самими европейскими просветителями, является

неотъемлемым свойством Просвещения как целостного истори-

ко-культурного явления. Поэтому при изучении Просвещения

прежде всего следует вскрывать смысл тех парадоксов, кото-


Случайные файлы

Файл
42521.rtf
103951.rtf
57598.rtf
74444-1.rtf
100260.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.