Политика и личность (118829)

Посмотреть архив целиком

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему '' ПОЛИТИКА И ЛИЧНОСТЬ»

по дисциплине «Политология»














КИЕВ 2011


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Концепции взаимоотношений личности и государства

2 Личность как объект и субъект политики

3 Политическое поведение личности Условия политической социализации личности

Заключение

Литература



ВВЕДЕНИЕ


В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей Человек является не только объектом но и субъектом политики ее творцом и исполнителем когда вовлекается в политико-властные отношения в процесс принятия решений и управления Социальные группы слои классы массовые движения партии общественные организации государственные структуры несомненно играют важную роль в политике являются ее субъектами однако сами эти группы и организации также состоят из личностей

Именно взаимодействие личностей их интересов, в конечном счете определяет содержание политического процесса Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест

Учения по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству место человека в политической жизни появляются уже в древности


  1. Концепции взаимоотношений личности и государства


Концепцию государства, которая называется патерналистской, разработал Конфуций. Государство по мысли Конфуция представляет собой большую патриархальную семью в которой вся власть принадлежит правителю-отцу Остальные граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество и младших - простой люд Младшие должны беспрекословно подчиняться старшим которые в свою очередь призваны заботиться о благе народа В патерналистской концепции индивид выступает не полноправным гражданином субъектом политики а лишь ее объектом исполнителем воли старших

В политической концепции Платона обосновывается тоталитарная трактовка личности Теоретически обосновывая идеальное государство Платон подчеркивает безусловное верховенство государства над индивидуумом Руководимое мудрым монархом царем или аристократией - небольшим социальным слоем наиболее разумных и благородных людей государство призвано утверждать единомыслие и коллективизм регламентировать всю жизнедеятельность человека строго соблюдать исполнение им законов и норм общества следить за правильностью мыслей и верований человека По Платону выходит что в земной жизни человек словно марионетка, покорен и управляем божественными законами.

Противоположны взгляды Аристотеля считавшего человека существом политическим и по своей природе, и в силу его естественной потребности жить в обществе Аристотель считал что государство основано на взаимодействии свободных и равных граждан в отличие от семьи где существует подчинение детей отцу рабов – господину.

Существуют и иные концепции в основе которых лежит уверенность во властной суверенности личности убежденность что ее самореализация - не в государстве не в жертвовании ради власти Ведь назначение государства - гарантировать свободу личности Приоритет и решающая роль в обществе принадлежит человеку Люди-граждане сильнее государства - такую позицию занимали еще стоики в Древней Греции Философ Эпиктет считал что тиран властвует только над теми кто боится его дорожит материальными благами - имуществом здоровьем жизнью - больше нежели свободой и разумом Тирана поддерживает не столько полиция и тюрьмы сколько неспособность людей быть верными себе под воздействием внешнего давления

Исходя из диалектики двух типов власти - естественной иррациональной стихийной, базирующейся на грубой силе, и государственной - разумной организующей и упорядоченной возвышающей общество над биологичностью человека, философ Макиавелли считал что укрепление государства и его власти воплощающей все разумное в человеке является важным фактором и для укрепления государства и его власти все средства хороши.

Идеи о суверенности личности по отношению к государству развили мыслители Нового времени. Государство власть призваны обеспечить состояние вполне соответствующее природе человека а отсюда требуется усовершенствование политической структуры общества. Проблема состоит в том отмечал Жан-Жак Руссо чтобы найти форму общества защищающего жизнь и имущество каждого и в котором каждый объединившись со всеми остается сам себе хозяином

Ценность государства говорил Джон Стюарт Милль английский философ определяется ценностью его граждан Добродетель государства состоит в стремлении сделать своих подданных добрыми и просвещенными Государство должно с одной стороны способствовать всеобщему духовному развитию общества а с другой - организовать уже существующее моральное и интеллектуальное богатство Единственное правление которое может полностью удовлетворить все острые потребности социального государства - это то правление в котором участвуют все люди; любое участие даже малейшая общественная функция полезно; участие должно быть увеличено настолько насколько позволяет общество Именно такова философия гражданского общества и политической свободы Она исходит из того что подчиненность индивидов государству власти есть средство ограничения негативной свободы и всемерного развития свободы политической Разумная власть направлена на реализацию разумных сторон человеческой природы

Тем не менее, личную свободу в той или иной форме ограничивают свойственные государству порядок и организация

Философ Карл Ясперс отмечал что абсолютной политической как и любой иной социальной свободы, быть не может Политическая свобода человека начинается тогда когда вступают в действие принятые в государстве законы

Современные демократии базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности общества и государства В индустриально развитых демократических государствах имеется некоторое различие в подходах к взаимоотношению человека и власти но не ставится под сомнение признание статуса личности любого человека как источника власти первичного и главного субъекта политики Либерализм утвердил абсолютную ценность человеческой личности, и изначальное «от рождения», равенство всех людей а также неотчуждаемые права человека такие, как право на жизнь свободу собственность Классики либерализма считали что государство создается на основе общего согласия консенсуса, и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека Источником власти выступает индивид а государство - результат договора соглашения свободных людей Оно подконтрольно и подотчетно народу, и вправе выполнять лишь те функции которыми его наделяют граждане Продолжатели либеральных идей – неоконсерваторы - выступают за максимальную разгрузку государства его отказ от социальных функций возврат к рыночному саморегулированию не только в экономике но всюду где возможно Нынешний социальный либерализм по-другому рассматривает взаимоотношения личности и государства, которому отводится уже не роль «ночного сторожа», а ряд социальных функций. Разрабатываются теории, в которых сочетаются традиционные либеральные ценности и идеи коллективизма равенства К ним прежде всего относятся социал-демократическая идеология и христианское учение Возникло понятие «социального государства» способного осуществлять современную социальную политику: заботиться о правах человека социальном обеспечении трудоустройстве охране здоровья и тд Государство должно вмешиваться в экономическую социальную сферу чтобы обеспечивать гражданские и политические свободы граждан снижать имущественное неравенство разрешать социально-классовые конфликты поддерживать слабых Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага поддержания и улучшения качества жизни людей

В то же время в современном мире сохранились патерналистские взгляды, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах с малограмотным крестьянским населением в авторитарных и тоталитарных государствах. Так, в СССР признавались только права, дарованные, предоставленные гражданину государством. Человек рассматривался не как равный с государством партнер, а как собственность государства, полностью зависимое от него лицо, “винтик” партийно-государственного механизма Политика была ориентирована не на конкретных людей а на трудящихся рабочий класс а судьба отдельного человека не в последнюю очередь зависела от его социально-классового положения До сих пор часть населения нашей страны особенно старшее поколение все еще воспринимает президента как главу семьи как “батьку” который может не только пожурить поругать но и помочь а себя - как маленького покорного властям человека

В основе современных западных элитарных концепций соотношения человека и государства лежит необходимость наличия компетентной власти меньшинства над большинством как условия нормального функционирования социума Сам же человек - пассивный объект управления он должен подчиняться повиноваться элите из-за ее большей компетентности Ряд политологов (Р.Даль В.Корнхаузер Й.Шумпетер) рассматривают возрастающее участие граждан в политике как противоречащее природе личности провозглашая принцип: “политика для политиков”


Случайные файлы

Файл
149223.doc
66460.rtf
DEPLA.DOC
69189.rtf
16160.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.