Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся (112200)

Посмотреть архив целиком

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова


Кафедра педагогики, психологии и логопедии









Курсовая работа


«Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся профессионального училища»












2008


Оглавление


Введение

1. Проблемы развития игровой деятельности у учащихся в современной психологической литературе

1.1 Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся

1.2 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения

1.3 Методические принципы организации и проведения ролевых игр

2. Ролевые игры, применяемые на уроках в профессиональном училище

2.1 Методика применения ролевой игры и роль преподавателя в развитии игровой деятельности учащихся профессионального училища

2.2 Методика исследования влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся

Заключение

Список литературы




Введение


Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ролевая игра (пресс–конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, учащиеся имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как «царство произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации» и происходит «иллюзорная реализация нереализуемых желаний». Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Такие игры необычайно оживляют урок как вид общения. В игре осуществляется психологическая адаптация учащихся друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, а прежде всего как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся.

Актуальность проведения ролевых игр на уроках объясняется тем, что – это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые черты поведения, с помощью учителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Роли, используемые в играх этого типа, могут быть самые различные: пешехода, инспектора ГИБДД, сотрудника, преподавателя и т.д.

Цель исследования – исследование влияния ролевых игр на психическое развитие учащихся на уроках профессионального училища.

Объектом исследования ролевая игра на уроках профессионального училища.

Предмет исследования – влияние ролевой игры на формирование развитие творческих способностей учащихся.

Вышеизложенные положения обусловили выбор темы исследовательской работы – «Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся профессионального училища»

Гипотеза исследования состоит в том, что, если применить игровую методику, основанную на ролевых играх, то это повысит психологическое развитие и коммуникативные умения учащихся.

В связи с этим перед нами встал ряд теоретических и практических задач:

  1. на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;

  2. установить, как часто используются игры в организации учебного процесса и насколько это эффективно.

Вышеуказанные задачи определили круг методов педагогического исследования:

    • беседа,

    • анкетирование,

    • наблюдение.

Теоретической основой настоящей работы являются психолого-педагогические, методические исследования по данной проблеме передовых преподавателей психологов.

Практическая ценность заключается в следующем:

1) применение материала: в работе с учащимися любого возраста и на всех уровнях обучения;

2) определение специфики развития навыка говорения и обучения устной речи в целом как обязательного момента на любом этапе.

Экспериментальной базой исследования явилось профессиональное лицей №96 и ПУ-31 г. Егорьевска Московской области. Объем выборочной совокупности – 100 человек.

Материал исследования изложен в следующей последовательности: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.




1. Проблемы развития игровой деятельности у учащихся в современной психолого-педагогической литературе


    1. Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся


Для решения целей гуманизации и обогащения развития учащихся перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки новых технологий, основанных на максимальном использовании всех значимых видов деятельности учащихся, на взаимодействии со взрослыми и сверстниками (Запорожец А.В., Яновская М.Г., Давыдов В.В., Анцыферова Л.И., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Менджерицкая Д.В., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. и др.).

Согласно теории Л.С. Выготского, наиболее существенной линией в развитии человека является становление его сознания, именно оно характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы. Процесс «очеловечивания» в литературе определяют, вслед за большинством отечественных социологов, как социализацию (Леонтьев А.Н.), в процессе которой осуществляется накопление и усвоение знаний, формирование умений, способностей, а также воспитание, т.е. формирование ценностной ориентации личности.

Одним из основных факторов развития личности является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает самое решающее влияние на изменение в его психических процессах и психологических особенностях. Ведущая деятельность является смыслообразующей для учащегося, в ее русле складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками, в связи с ее освоением у детей, возникают основные новообразования, характерные для соответствующего возраста ребенка (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Николаева З.Ф., Кольцова М.М., Кравцова Е.Е., Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Галигузова Л., Смирнова Е.О. и др.).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают, они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. В подростковом возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Она содержит в себе все тенденции развития; игра является источником развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера (Выготский Л.С.).

В дидактике, в настоящее время разрабатываются различные концепции игровой формы обучения, согласно которым в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности, развития эмоциональной сферы обучающихся признана имитационно-символическая игра, которая оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, наглядно-образного мышления, на формирование внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности, и определяет тем самым формирование всех основных психологических новообразований. В психолого-педагогической литературе не существует единого определения игры. В нашей работе мы ориентируемся на определение игры, данное Д.Б. Элькониным, как деятельности, «в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Также представляет интерес определение игры, данное с позиций культурологии Й. Хейзингом, как «некоей свободной деятельности, которая осознается как «ненастоящая», не связанная с обыденной деятельностью и, тем не менее, могущая полностью захватить играющего; которая не обуславливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружать себя тайной или подчеркивать свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной одеждой и обликом». Причем Й. Хейзинга считал, что человеческая культура не выросла из игры, а человечество овладевало культурой играя, игра пронизывала все сферы человеческой деятельности.

Существуют различные определения игры, в которых игра – ведущая деятельность; средство всестороннего воспитания; средство интеграции знаний; путь развития мышления и т.д. (Усова А.П. (1965), Выготский Л.С., Венгер Л.А., Венгер А.Л и др.).

Под игрой понимается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры (Поддъяков Н.Н., Михайленко Н.Я.).


Случайные файлы

Файл
25360.rtf
29075.rtf
177367.rtf
163162.rtf
1.DOC




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.