Комическое и способы его реализации в пьесах Виктора Антоновича Дьяченко (74125)

Посмотреть архив целиком

Министерство образования и науки РФ

Елабужский государственный педагогический университет

Факультет русской филологии и журналистики

Кафедра русского языка








Курсовая работа

Комическое и способы его реализации в пьесах Виктора Антоновича Дьяченко




Выполнила студентка

611 группы

Илюхина Эльвира Николаевна

Научный руководитель

К.ф.н. доцент Деготьков А.А.







ЕЛАБУГА 2010 г.


Содержание


Введение

1. Теоретический аспект исследования

2. Практический аспект исследования

2.1 Речевые характеристики героев пьес Виктора Антоновича Дьяченко

2.2 Говорящие имена в произведениях Виктора Антоновича Дьяченко

2.3 Своеобразие произведений В.А. Дьяченко

2.4 Проблематика произведений Виктора Антоновича Дьяченко

Заключение

Библиографический список

Приложение




Введение


Актуальность исследования

Тема нашей работы звучит как "Комическое и способы его реализации в пьесах Виктора Антоновича Дьяченко". Выбор данной темы обусловлен рядом факторов: во-первых, изучение ее весьма интересно в литературоведческом аспекте, во - вторых, изучение комического на современном этапе развития невозможно без изучение предшествующего опыта литературного языка.

Целью нашей работы: Выявить комическое и способы его реализации в пьесах В.А. Дьяченко.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Произвести при помощи метода сплошной выборки отбор наиболее ярких примеров комического в произведениях данного автора.

2. Проанализировать полученные данные.

3. Классифицировать языковые средства, а так же подразделить их на группы для дальнейшего исследования.

4. Описать языковые средства с точки зрения особенностей и целесообразности их использования.

Объектом нашего исследования является система языковых средств комического и пути их реализации в произведениях Виктора Антоновича Дьяченко.

Предметом исследования стали особенности использования языковых средств создания комического в произведениях Виктора Антоновича Дьяченко.

Научная новизна заключается в исследование творчества забытого автора, а так же попытка возвращения утраченного наследия автора в литературу для дальнейшего исследования.

Задачи нынешнего исследования заключаются в исследовании средств реализации разных категорий комического и литературоведческом анализе произведений Виктора Антоновича Дьяченко.

Первой задачей является изучение теоретической базы данной проблемы. Следующей задачей является отбор наиболее ярких и показательных примеров, на основе которых и будет строиться дальнейшая работа по исследованию средств создания комического. Заключительной задачей будет являться систематизация полученных путем анализа сведений.

При написании данной работы нами были использованы следующие методы:

  1. Метод сплошной выборки, при подборе иллюстраций к практическому материалу.

  2. Метод лингвистического анализа, при классификации и анализе полученных данных.

  3. Количественный метод был применен нами для определения частоты использования определенного средства выразительности и подсчета количества выявленных средств выразительности.

  4. Сравнительно-сопоставительный метод имеет место как в теоретической, так и в практической частях работы.

  5. Контекстологический анализ (развернутый, использован при анализе слов в рамках предложения; расширенный - при анализе средств в объеме сверхфразовых единиц).

Теоретическая значимость заключается в том, что данная работа является вкладом в разработку проблематики использования языковых средств выразительности и изучения их применения при создании произведений определенного жанра.

Практическая значимость. Исследование имеет широкую сферу применения. Данная работа может быть использована при последующем исследовании языковых средств на современном этапе их развития. Полученные данные могут применяться на уроках русского языка в разделе лексика, примеры языковых средств - иллюстрации средств выразительности на уроках литературы. Возможно применение материала в качестве подспорья при создании курсов для вузов, на филологических факультетах при лингвистическом и литературоведческом анализе текста. В курсе предмета история русской литератур в разделе драматическое искусство XIX века. Работа может быть интересна так же широкому кругу читателей.

Степень исследованности проблемы. Средства и приемы комического привлекали к себе внимание уже в античную эпоху. Наш исследование заключается не в прослеживании истории изучения этих вопросов, а в анализе произведений автора периода 60-х девятнадцатого столетия. В своей статье "О теории художественной речи" В.В. Виноградов, рассматривая одновременно средства и приемы комического, останавливается главным образом на таких средствах, как "принцип" неожиданного совмещения слов и выражений с различающимися значениями, острая метафора, основанная на ироническом сравнении образов, образное сравнение и сопоставление, ирония, основанная на связывании слов с противоречащими значениями, комические каламбуры, синонимия слов с противоположными значениями, мастерское соединение авторской речи и образа и т.д. В книге А.И. Ефимова "Язык сатиры Салтыкова-Щедрина" подробно анализируется лексический состав произведений писателя, мастерство в обращении с художественным словом. В этой работе впервые всесторонне обсуждаются такие вопросы, как публицистическая лексика и фразеология в языке писателя, профессиональная терминология, лексика и фразеология, научно-технического характера, использование автором просторечных слов старославянизмов и беллетристических элементов, его новаторство в области фразеологии. В этом ценном труде отмечается использование Салтыковым-Щедриным различных лексических групп, однако в работе не ставится цель изучить особенности употребления лексического и фразеологического материала в языке сатиры.

Юрий Борисович Борев является теоретиком данной проблемы. Его исследования посвящены определению понятий "средство" и "прием". Он вводит понятие "комическое средство" ("средство") в своей работе посвященной анализу последней главе книги В.Фролова "О советской комедии. Остановился на технике комического - на способах и средствах создания лирической и сатирической комедии, на приемах разоблачения типами себя и друг друга, на гротеске и т.д.

Структура работы. Данная работа состоит из Введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

В введении обосновывается актуальность, объект, предмет исследования, методологическая база, научная, теоретическая новизна, практическая значимость, приводится структура работы.

1 глава Теоретический аспект исследования. В данном разделе рассматриваются и обосновываются теоретические аспекты курсовой работы, приводятся точки зрения авторитетных ученых на систему языковых средств и их использования в целях создания сатирических произведений. Теоретической базой исследования стали работы Виноградова В.В. "О теории художественной речи", Ю.Б. Борева "О комическом".

  1. Рассмотрение фундаментальных работ по данному вопросу

  2. Теоретические основы в изучении средств выразительности сатиры и юмора.

  3. Выводы.

2 глава Практический аспект курсовой работы. Данный аспект нашей работы полностью посвящен исследованию категории комического и художественному своеобразию произведений Виктора Антоновича Дьяченко. В нем рассматриваются такие средства как использование говорящих имен, фразеологических единиц, просторечий. Классифицируются и анализируются примеры использования вышеперечисленных средств.

  1. Анализ средств создания сатиры и юмора в произведениях В.А. Дьяченко.

  2. Систематизация полученных результатов.

  3. Выводы.

Заключение. В данном разделе нашей работы подводятся итоги проделанной работы. Выявляются основные средства комического произведений Виктора Антоновича, выявляется прагматика и особенности использования каждого из них.

Библиографический список содержит 10 пунктов.

Приложение содержит биографию автора, а так же практический материал, который был использован в качестве анализируемого.



1. Теоретический аспект исследования


Проявление научной и художественной мысли начинается со слов. В силу своего универсального характера и широты функциональных возможностей слово обладает способностью называть, носить информацию, обобщать, быть выразителем различных чувств и отношений между говорящим и слушающим. Язык "не есть мертвое произведение, он всегда активен", "это вечно возрождающаяся сила" (Гумбольдт). Деятельность языка проявляется в слове - в системе его значений, во взаимной связи его употребления с общеязыковым значением. Вот почему писатели должны с неослабевающим вниманием относиться к общенародному языку, изучать его богатые возможности, быть способными выбирать наиболее точные и подходящие средства для выражения той или иной мысли, объединять в качестве первичных элементов творчества языковые единицы с максимальной эмоционально-экспрессивной нагрузкой и использовать их выразительные возможности. А.Фадеев, отмечая сложность писательского труда, писал: "Перед писателем огромное море слов, понятий: для выражения любой мысли, образа напрашиваются десять, пятнадцать, двадцать слов. Но как отобрать те, которые с предельной правдивостью выразили бы именно то, что ты видишь, что ты хочешь сказать?". "Под "комическим" подразумеваются как естественные события, объекты и возникающие между ними отношения, так и определенный вид творчества, суть которого сводится к сознательному конструированию некой системы явлений или понятий, а также системы слов с целью вызывать эффект комического". Наиболее значительным показателем и результатом естественной комической ситуации является смех, спектр которого распространяется от беззлобно-добродушного подтрунивания до беспощадного бичевания. Ирония - средство невозмутимой холодной критики. Важнейший элемент художественного языка - слово занимает особое место в системе языковых знаков. Способы создания комического:


Случайные файлы

Файл
117446.rtf
85901.rtf
1629-1.rtf
87777.doc
114426.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.