Митрофан Беляев и Беляевский кружок (69397)

Посмотреть архив целиком











КУРСОВАЯ РАБОТА


ПО ТЕМЕ


"МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ БЕЛЯЕВ И БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК"


Автор -



Руководитель -










Москва 1996













О Г Л А В Л Е Н И Е


Введение..............................................

Часть первая..........................................

Часть вторая..........................................

Заключение............................................

Источники.............................................













Введение



Тема "Митрофан Петрович Беляев и Беляевский кружок"

заинтересовала меня прежде всего тем, что она дает широкий

простор для изучения музыкальной жизни конца XIX века. Кроме

того, собирая материал по этой теме, я многое узнала о

личности М.П.Беляева, которая являет собой наиболее яркий,

как мне кажется, пример меценатства (наряду с А.А

Бахрушиным, С.И.Мамонтовым, П.М.Третьяковым). Очень полно

качества личности Беляева описаны его современниками -

М.М.Курбановым, В.В.Стасовым, В.А.Золотаревым, И.Витолем.

Нередко я могла встретить сравнение Беляевского кружка с еще

одним влиятельным музыкальным объединением конца прошлого

века - "Могучей кучкой" во главе с М.А.Балакиревым. К

сожалению, у современных исследователей деятельности Беляева

отводится меньше места. Его, в частности, обвиняют в узости

интересов (Большая музыкальная энциклопедия), что, на мой

взгляд, совершенно несправедливо. На Беляевских вечерах

исполнялась далеко не только отечественная музыка, музыканты

Беляевского кружка были теснейшим образом связаны как с

представителями других музыкальных групп, так и с

зарубежными композиторами (в частности, с Ф.Листом).

Одной из первых работ об известном меценате была книга

В.В.Стасова, замечательного критика, которая так и

называется: "Митрофан Петрович Беляев".

Он сравнил то, чем занимался описываемый мною деятель с

подвижничеством Павла Михайловича Третьякова. Как тонкий

ценитель и знаток искусства, он умело раскрыл общие черты в

направлении деятельности того и другого. Оба они ценили

р у с с к о е искусство в первую очередь, оба были

альтруистами в своем деле - способствовали сохранению и

обогащению отечественной культуры, не задумываясь о денежной

стороне своих, безусловно, незаменимых и неоценимых

поступков. Стасов подчеркивал идейное и творческое

бескорыстие Беляева, для которого прибыль или нажива не

составляет ровным счетом никакого интереса и который полон

заботы только об одном: заботы о принесении пользы искусству

и виднейшим его представителям.

Очень интересной и познавательной, необходимой для

подтверждения важности проводимых Беляевым мероприятий, мне

кажется публикация в книге Стасова программ Русских

Симфонических Концертов.

Михаил Курбанов - приятель Беляева и один из членов

кружка - очень четко представил все направления деятельности

Беляева - от музыкального издательства и до учреждения им в

1884 году Глинкинских премий. Все работы Курбанова,

посвященные деятельности Беляева, отличаются теплым

отношением к нему, являют собой пример крепкой и искренней

дружбы.

Наиценнейшими фактами полна переписка Митрофана

Петровича с А.Н.Скрябиным, его другом и предметом его

покровительства, с тем же В.В.Стасовым. Много полезной

информации о музыкальной жизни того периода я почерпнула из

воспоминаний Н.А.Римского-Корсакова. Они показывают

музыкальную жизнь изнутри и расширяют представление о

размахе творчества героя моего повествования.

Книга В.Я.Трайнина, посвященная Беляеву и его кружку,

также дала мне возможность найти немало информации. Эта,

самая крупная из найденных мною работ, содержит всего 127

страниц, включая ту же программу Симфонических Концертов и

перечень премий имени Глинки, что еще раз подтверждает,

насколько неизучена тема, выбранная мной.

Обращаясь к теме музыкального кружка конца XIX века,

который возглавлял Митрофан Петрович Беляев, я, в первую

очередь,вспомнила замечательный его портрет в Русском музее

в Санкт-Петербурге, принадлежащий перу его современника

И.Е.Репина. Этот портрет заставляет восхищатьсякаждого, кто

в него в смотрится. "Поза, выражение характера, мысли, силы

и бодрости в этом портрете неподражаемы" /7/. Трудно описать

его лучше, чем это сделал Стасов - признанный знаток

искусства. Хочу только добавить: портрет, в течение жизни

являвшийся собственностью Митрофана Петровича, был завещан

им Русскому музею на вечное хранение.







Ч А С Т Ь П Е Р В А Я



"В Германии, Англии, во Фран-

ции - во всех этих государствах есть

подоходный налог; в России он еще не

введен. Желая платить дань родине, я

выбрал ту форму, которая мне более

всего симпатична."


Митрофан Петрович Беляев.




1


Митрофан Петрович Беляев родился в Петербурге 10

февраля 1836 года. Он был сыном Петра Абрамовича Беляева,

известного лесопромышленника, купца первой гильдии. В 1856

году его отец был возведен в почетное гражданство. Среди

предков Беляева по материнской линии были обрусевшие шведы.

По мере того, как сыновья (а Беляев был 1 из 3 детей в

семье) подрастали, отец вовлекал их в свои предприятия,

сначала как приказчиков , позже - как компаньонов.

Преподавание в том заведении, где учился Беляев,

проводилось в основном на немецком, но изучались и другие

языки: общая программа предусматривала обучение с уклоном,

близким к курсу коммерческих училищ. Успешно окончив курс

учения в 1851 году, Беляев по семейной традиции начал свою

карьеру в качестве приказчика. Первоначальный оклад его

составлял всего лишь 15 рублей в месяц.

Выполняя поручения фирмы, полгода он проработал в

Лондоне, совершал деловые путешествия по Англии и Шотландии.

Зная 3 языка, он приобщался к культурной жизни каждой

страны, бывал на концертах, посещал картинные галереи,

выставки, музеи, приобретал книги для пополнения личной

библиотеки.

В 1866 году Митрофан Петрович с согласия и при помощи

главы фирмы основал свой собственный лесопромышленный

завод.До 1884 года он был его собственником. (Завод был

основан совместно с Николаем Павловичем Беляевым, двоюродным

братом Митрофана Петровича в Кемском уезде Архангельской

губернии).

Бережно храня приверженность патриархальному укладу,

семья Беляевых не чуралась и современных интересов. В юном

Митрофане поддерживалось влечение к музыке - в раннем

возрасте он стал обучаться игре на скрипке под руководством

А. Э. Гюльпена - скрипача и дирижера императорского балета.

Мальчик пристрастился к игре. Видя это, Петр Абрамович

предложил сыну всецело посвятить себя музыке.

В реформаторском училище, где поощрялось музицирование,

Митрофан Петрович принимал участие в квартетных ансамблях.

Он исполнял там партии второй скрипки и альта. Альт и

остался основным инструментом, на котором играл Митрофан

Петрович.

После окончания училища Беляев поступил в любительский

симфонический оркестр петербургского немецкого клуба. Клубом

этим в то время руководил популярный дирижер Людвиг

Вильгельм Маурер (1787 - 1878).

В 80-х годах оркестр, к сожалению, прекратил свое

существование, и музыканты стали собираться в зале гостиницы

"Демут", расположенной на Мойке. Председателем кружка в то

время был некто Покотилло.

В программу образовавшегося таким образом нового

ансамбля входили произведения западных инструменталистов.

Также исполнялись и сочинения русских композиторов.

В репертуаре, в частности,были Четвертая Симфония

Бетховена, его увертюры, его же первая месса до-мажор, а

также Моцарт, Мендельсон, Шуберт. Позже - Рахманинов,

Глинка, увертюра Балакирева. Вокально-хоровые и сольные

произведения: "Слава" (в первый раз), женский хор из

"Псковитянки" Римского-Корсакова (в исправленном виде - в

первый раз), хор из "Эдипа", хор калик перехожих из "Бориса

Годунова", "Гопак" для оркестра - Мусоргского, хор слепцов

из "Снегурочки" П.И.Чайковского. "Песню о блохе" пела

известная в то время солистка Д.М.Леонова, ей аккомпанировал


Случайные файлы

Файл
182046.rtf
work.doc
55649.rtf
94680.rtf
147484.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.