Культура Древнего Востока (12030-1)

Посмотреть архив целиком

Культура Древнего Востока

Контрольную работу по предмету «Культурология» выполнила студентка 2-го курса заочного отделения, группы «А-2»Петрасюк Оксана

Донецкий экономико-гуманитарный институт

Донецк – 2002

Культура Передней Азии (Шумеро-Вавилонская культура)

Шумеро-аккадская культура.

В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Как писал С.Н.Крамер, «история начинается в Шумере». 6, с.105

Именно в Шумере на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Древнейшая на земле письменность – это шумерская клинопись.1 Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет свое начало от рисунков. А старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. 3, с.28-29 Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относятся к середине IV тысячелети до н.э. 3, с.29

Письменность в форме клинописи требовала многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Она служила целям государственного и культурного характера. Документы государственного характера самым детальным образом регламентировали хозяйственную жизнь, правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми. 6, с.105

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам. 3, с.29 Их сценарии сводились к следующему: боги создали этот мир и порядок, заплатив за это своей жизнью и кровью.

Для иллюстрации, как пример, приведу содержание шумерского мифа об Атра-хасисе о происхождении людей. В нем описывается собрание богов, на котором было решено создать человека, чтобы избавить богов от печальной необходимости трудиться ради поддержания собственного существования.

«Когда боги, (как) люди,

Свершали труд, влачили бремя, -

Бремя богов великим (было),

Тяжек труд, многочисленны беды:

Семь Аннунаков великих

Труд свершать заставляли Игигов».

Изнуренные тяжким трудом, боги-игиги взбунтовались, «в огонь орудия свои побросали» и явились толпой к воротам храма Энлиля – владыки земли. Встревоженный Энлиль призывает царя богов Ану, Энки, а также, по-видимому, Нинутру, Эннугу и богиню Нинту… В конце концов Нинту и Энки берутся создать человека, но для этого, говорит Энки, нужно убить одного из богов, чтобы очистить остальных и замешать на крови убитого глину.

В собрание ответили: «Так да будет!»

Ануннаки великие, вершащие судьбы.

В день первый, седьмой и пятнадцатый

Совершили омовение (Энки).

(Бога) Ве-ила, имеющего разум,

В собранье своем они убили»

4, с.117-118

В благодарность люди должны жертвовать богам и исполнять установленные ими законы. Но что конкретно означало для людей выполнение «договора», заключенного между богами и людьми при создании мира и самих людей? Обычно речь шла о соблюдении законов, а также отчислении весьма значительных налогов (главным образом в натуральной форме – зерно, пиво, оружие, рабочая сила), идущих на содержание царского двора, армии и храмов богов. Но воспринимались эти налоги как жертва, как способ, совершенно необходимый, чтобы поддержать мир и порядок, чтобы боги выполняли свое назначение, без которого нет ни мира, ни порядка, ни самой жизни людей. Если же по какой-либо причине миропорядок нарушался, то это воспринималось как гнев богов и грозило гибелью всего. Поэтому нарушенный порядок стремились восстановить любой ценой, чего бы это не стоило. Из этих усилий, как это ни странно, рождались элементы науки, права, астрономии, искусства. 4, с.120

Культурные достижения шумеров велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров. 3, с.28

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предания о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль. 3, с.29

Вавилонская культура.

Наследнице шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. 3, с.30 При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны. 3, с.30

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. 3, с.30 Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги – бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. 3, с.30-31

В Вавилоне каждый человек имел «личного бога» и «личную богиню», а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть удачливым, счастливым, процветать». Личный бог считал вавилонянин, принимает участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу. 4, с.126

Мой бог, господин мой, создавший мне «имя»,

Хранящий мне жизнь, дающий потомство…

Суди же мне жизнь судьбою,

Продли мне дни, жизнь даруй мне.

4, с.126

Из этого вавилонского текста видно, что личный бог дает потомство. И действительно, как пишет И.Клочков, участвуя во всех делах человека, личный бог, конечно же, не мог оставить его одного в ответственный момент зачатия потомства. «Из известного нам и месопотамских династиях видно, что у отца и сына были неизменно те же боги и богини. Из поколения в поколение бог переходит из тела отца в тело сына». 4, с.127 Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой. Вот одно старовавилонское письмо, адресованное личному богу:


Случайные файлы

Файл
145215.rtf
92488.rtf
57939.rtf
17044-1.rtf
47704.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.