Камнерезное дело на Алтае. Горная Колывань (64381)

Посмотреть архив целиком

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Алтайская государственная академия культуры и искусств

Факультет художественного творчества

Кафедра социально-культурного туризма



Камнерезное дело на Алтае. Горная Колывань.

Курсовая работа




Выполнила студентка

2 курса заочного отделения

группы ОУСТ

________________/подпись/


Научный руководитель:


__________________/подпись/

Работа защищена: Рекомендовано к защите

«___»________2008 г. «___»__________2008 г.

Оценка ____________

И.О. Зав. кафедрой:


______________/подпись/




Барнаул, 2008


Содержание


Введение

1.1.Сущность камнерезного искусства.

1.2. История открытия и изучение месторождений поделочных камней Алтая.

1.3. Камнерезное дело в Колывани.

2. Центр культуры на основе памятников камнерезного искусства Алтая.

2.1. Колыванская камнерезная фабрика.

2.2. Особенности колыванских изделий и их роль сегодня.

Заключение

Список литературы


Введение


На рубеже XX-XXI веков, камень уверенно вошел в рынок, причем во внутренний. В основном это, конечно, строительный камень, используемый для облицовки. Великолепные мозаики, фонтаны, монументальные композиции, как для интерьеров, так и для городских улиц и парков, изготавливаются на производствах по шаблонам, не имеющих ничего общего с ресурсосберегающими технологиями и, тем более с камнерезным искусством. Камнерезные работы (пластика из камней-самоцветов) также высоко ценится, как и 100 и 200 лет назад.

Художественная обработка камня в России – своеобразная и интересная область искусства. Алтай – один из центров русского камнерезного искусства, конца XVIII – первой половины XIX веков, периода наивысшего его развития. Время подлинного рассвета художественной обработки камня, время, когда колыванскими мастерами были созданы шедевры, по сей день нигде и никем не превзойденные. Это непосредственно связано с высокими достижениями всего русского искусства, в первую очередь, с расцветом архитектуры и декоративных искусств того времени.

  1. Сущность камнерезного искусства


В словаре русского языка В.И. Даль пишет: «Камень – всякая твердая нековкая и нераспускающая в воде горная порода в виде сплошной массы и отдельных кусков». С тех пор прошло более столетия, а это определение не претерпело каких либо изменений. Однако у каждого человека свое представление о камне. Если архитектор, строитель и каменотес понимают под этим словом материал, то минеролог – горные породы и минералы. Для художника, работающего с камнем, - это не только прекрасный поделочный минерал, но и частица земной красоты, неиссякаемый источник поэзии. Камень будит воображение, подсказывая художнику подчас самые неожиданные пластические и колористические решения.

Даже невзрачные бросовые камушки могут сослужить художнику неоценимую службу. Веками лежала на берегах Бородаевского озера, находящегося на русском Севере, окатанная водами мелкая галька. Но вот пришел на эти берега художник Дионисий и сразу же понял, какое богатство разбросало под ногами. Из этой гальки иконописец смог получить краски имеющие около ста пятидесяти цветовых оттенков. Порой художник нагибается для того, чтобы поднять лежащий у ног обычный песчаник, в надежде на то, что под его резцом этот невзрачный на первый взгляд, камень обретет новую жизнь. Именно из простого камня были созданы в прошлом выдающиеся произведения искусства, пережившие века. Увидев однажды в российской глубинке мельничные жернова, К. Паустовский написал такие слова: «Высеченные из розового песчаника жернова переносили мою мысль к временам Эллады. Несколько лет спустя я увидел статую египетской царицы Нефертити , высеченную из такого же камня как и жернова. Я был поражен женственностью и нежностью, которая заключалась в этом грубом песчанике. Гениальный ваятель извлек из сердцевины камня дивную голову трепетной и ласковой молодой женщины и подарил ее векам, подарил ее нам, своим далеким потомкам, так же, как и он взыскующим нетленной красоты».

Для первобытного человека изделия из камня имели настолько жизненно важное значение, что древнейший период истории человечества ученые назвали каменным веком. Из камня первобытный мастер изготавливал первые орудия труда, хотя они были довольно грубыми. В них прежде всего учитывалось практическое назначение. Позже, научившись шлифовать и полировать камень, человек стал придавать им более изысканную форму. Появилась возможность делать изделия более тонкими и острыми. Первые навыки скульптурной обработки камня древний человек приобрел при изготовлении примитивных культовых фигурок.

В древности камень был одним из самых распространенных строительных материалов. Из дикого камня люди возводили крепостные сооружения, строили жилища, им мостили дороги, улицы и площади средневековых городов. Во многих странах мира получила развитие глиптика – миниатюрная резьба по камню. Из твердых камней, мастера вырезали изящные рельефы-гелемы.

Научившись распиливать и полировать и цветные камни, человек открыл удивительный многокрасочный мир яшмы, малахита, агата, мрамора…

Тонкие пластинки камней стали со временем применять для отделки декоративного убранства дворцов и богатых особняков, украшая ими вазы, столы, светильники, ширмы, а также стены и колонны.

Русские мастера разработали оригинальную технику облицовки изделий каменными пластинками, получившую название русской мозаики. Этим способом изготавливались вазы, столы, колонны и многое другое. Из драгоценных камней и самоцветов ювелиры создавали подлинные шедевры камнерезного искусства. Многочисленные приемы обработки камня, разработанные многими поколениями старых мастеров, успешно применяют в своем творчестве и современные художники [6].

Таким образом, камнерезное искусство в конце XVIII века стало одним из самых значительных видов русского декоративно-прикладного искусства, органически связанных с архитектурой. Значение русского камнерезного искусства не ограничивается его воздействием на художественную обработку камня, оно значительно шире: оно может оказывать влияние на другие виды искусства и на принципы решения современного общественного интерьера. Особенность камнерезного искусства состоит в том, что оно сложилось в результате взаимодействия искусства, науки и производства.


1.2.История открытия и изучений месторождений поделочных камней Алтая


Первые сведения о находке на Алтае поделочных камней относится к 1730-1740 гг., когда в процессе поисков серебро-свинцовых и медных руд людьми действительного статского советника А.Н. Демидова на территории «Ведомства Колыванских заводов» были отмечены цветные мраморы, яшмы и опал. В 1744 г. Из Петербурга на Алтай была отправлена особая комиссия для проверки сведений о содержании в алтайских медных и медно-свинцовых рудах золота и серебра. Возглавлявшего эту комиссию бригадира А.В. Баэра при выезде из Барнаула (24 января 1745 г.) на колыванский завод сопровождал кранильщик Опарышев. Из поездки на Алтай Баэр привез в Петербург наряду с рудными штуфами и образцы поделочных камней, вызвавших интерес и получивших одобрение Императорского Двора.

21 января 1786 г. Вышел указ Екатерины II, который обусловил интенсивные поиски поделочных камней на Алтае и в последствии развитие камнерезной промышленности. В конце XVIII века были открыты все важнейшие месторождения поделочных камней Алтая, принесшие ему мировую славу: Коргонское, Ревневское, Белорецкое и Гольцовское. Всего в конце XVIII – начале XIX вв. на Алтае было выявлено порядка 350 месторождений и проявлений цветных камней, составивших достаточную сырьевую базу развивающейся камнерезной промышленности.

Благодаря успешным поискам цветных камней на Алтае была открыта Колыванская шлифовальная фабрика в п. Колывань на месте закрытого в 1800 г. Колыванского серебро-медеплавильного завода. Открытие ее стимулировало дальнейшие поиски цветных камней. В эксплуатацию было вовлечено порядка 20-30 месторождений. В «Описи употреблявшихся гранильной фабрикой с 1786 по 1833 гг. цветных камней для изделий» перечисляется 50 их разновидностей.

Первыми публикациями, положившими начало научному описанию поделочных камней Алтая, являются работы И.Ф. Германа и П.И. Шанина. Академик И.Ф. Герман в 1788 г. В книге «Перечень видов камней…» наряду с другими сведениями приводит указания на находки яшм, аквамарина, халцедона. В 1805 г. Вышел его труд, в котором дается описание 110 образцов алтайских яшм, порфиров и порфиритов с указанием их местонахождений, цвета, способности принимать полировку.

В XIX в. Алтай изучали многочисленные экспедиции, организованные Академией Наук правительственными ведомствами, университетами, канцелярией Колывано-Воскресенских заводов (позднее – Правлением Алтайского горного округа), имевшие большое значение для познания Алтая, в том числе его геологического строения, но относительно поделочных камней крупных открытий не последовало.

В 1902 г. Вышла книга Н.С. Гуляева и П.А. Ивачева «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае», в связи со столетием ее существования. В ней описываются первые экспедиции по поискам цветных камней. Приводится описание изделий, изготовленных на фабрике из алтайских камней за столетний период. Отмечается их успех на всемирных выставках.


Случайные файлы

Файл
135795.rtf
92507.rtf
160439.rtf
6035-1.rtf
4550-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.