Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры (56639)

Посмотреть архив целиком

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова

Кафедра теории и истории права и государства.








Курсовая работа

По дисциплине “История государства и права зарубежных стран”

"Афинское государство в 8-4 вв. до н.э. "




Студентки 1 курса

Группы юр-04-01-23

Шиговой Ю.В.

Научный руководитель

Доцент, кандидат исторических наук,

Елмаков К.А.






Ульяновск 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике 4

1.1. Афины в 8-7 вв. до н.э. 4

1.2. Реформы Солона, Писистрата, Клисфена, Эфиальта, Перикла 8

1.3. Греческий полис как социально-политический организм 10

Глава 2. Афинская демократия. 12

2.1. Народное собрание в Афинах 14

2.2. Совет 500 и Ареопаг 16

2.3. Выборные должностные лица 17

Глава 3. Социальная структура греческого общества (на примере Афин) 21

Глава 4. Афинская морская держава 26

4.1. Первый афинский морской союз 26

Глава 5. Упадок Греции и подчинение ее Македонией в 4 веке до н.э. 27

5.1. Войны между греческими городами-государствами 27

5.2. Разорение крестьян и ремесленников 27

5.3. Обострение классовой борьбы 28

5.4. Усиление Македонии 29

5.5. Установление власти Македонии над Грецией 29

Заключение 30

Список используемой литературы 32



Введение


История Древней Греции, а в частности Афинского государства, является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. Данная тема интересна тем, что история Афинского государства изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова в долине Аттики.

За период истории афинского государства граждане Афин создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.



Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике


1.1. Афины в 8-7 вв. до н.э.


Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.

Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и в отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом. В древнейший период Афин, первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены в источниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процесса формирования полисов вообще.

Аттика была населена уже во времена неолита, в микенское время на ее территории образовалось одно из древнейших царств, которое прекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце 2 тысячелетия до н.э. Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племенным перемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса. Из всех этих элементов в начале 1 тысячелетия до н.э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько самостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин. Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов.

В 9-8 вв. до н.э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых признаков государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство.

Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.

Населению Аттики не хватало своего хлеба. Зато в долинах росли оливковые деревья, а на склонах холмов – виноград. В 8-7 вв. до н.э. в Аттике развивались виноделие и добыча оливкового масла.

В Аттике стало быстро развиваться гончарное производство. Другие ремесленники перерабатывали шерсть, ковали у пылающих горнов оружие, делали украшения из золота и серебра. На юге полуострова афиняне разрабатывали месторождения серебра. В 7 в. до н.э. в Афинах начали чеканить серебряную монету, получившую впоследствии распространение по всей Греции.

Город Афины быстро рос. В центре Афин располагалась рыночная площадь – агора. Жители равнины привозили сюда вино и оливковое масло, горцы пригоняли скот, ремесленники приносили свои изделия.

Вблизи Афин были бухты, удобные для стоянки судов. Здесь грузили на корабли ремесленные изделия и амфоры с вином и маслом. Все это отправляли для продажи в области Греции и в заморские страны. С кораблей разгружали хлеб, соль, соленую рыбу, выводили на берег рабов, привезенных в Афины для продажи. Все это способствовало развитию торговли и мореплавания.

Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т.е. советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины – покровительницы города – стал общеаттическим культом. В Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения. Сюда же были переведены святилища местных аттических божеств.

Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов, основной массы населения – земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов. В политической сфере басилей – племенной вождь – уступает место коллегии должностных лиц – архонтов, а совет старейшин преобразуется в совет Ареопага, который пополнялся из отслуживших свой срок архонтов. И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из среды родовой знати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета наносило удар по традиционным органам родового строя.

В 8-7 вв. до н.э. господствующие позиции в рождающемся афинском полисе захватила родовая знать – эвпатриды. Многие земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью. Основная масса сородичей, лишенная земли, беднела и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшие должности архонтов и Ареопаг пополнялись из той же среды. По давней традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного права и использовала этот обычай в своих интересах.

Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации, с другой – показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.

Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Драконт не только записал действующее право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство ряд новых законов, которые отражали социально-экономическую ситуацию того времени. Так по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством. Законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания – смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя.


Случайные файлы

Файл
153575.rtf
22622.rtf
61113.rtf
159002.rtf
103485.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.