Цифровые произведения как объект авторского права (49423)

Посмотреть архив целиком

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра организации производства и управления персоналом








РЕФЕРАТ

по дисциплине «Научные направления в интеллектуальной собственности»

на тему: «Цифровые произведения как объект авторского права»




Выполнил:

Стадник А.А.

студент группы ЭК-24а


Проверил:

Тимофеев Д.В.






Харьков 2009


Содержание


Введение

1. Понятие и юридическая природа цифровых произведений

2. Виды цифровых произведений

2.1 Мультипликация и медиаанимация.

2.2 Фильмы на различных носителях (экспериментальное кино и видео-арт).

2.3 Медиаинтерфейсы

2.4 Медиадизайн.

2.5 Медиаландшафтный дизайн

2.6 Медиаинсталляции с использованием аутентичных аппаратов и устройств.

2.7 Трансляционные инсталляции (телемосты) и медиаперформансы

2.8 Электронные книги

2.9 Электронные библиотеки, каталоги, базы данных

2.10 Веб-сайт

2.11 Сетевые произведения

3. Защита авторских прав для мультимедийной информации

3.1 Шифрование

3.2 Защита носителей

3.3 Электронные ключи

3.4 Цифровые водяные знаки

Заключение

Список использованных источников


Введение


Развитие научно технического прогресса и появление современных цифровых технологий привели к возникновению нового класса произведений – мультимедийных или цифровых, которые, безусловно, следует отнести к числу сложных, комплексных объектов. Их условно можно охарактеризовать как совокупность аппаратных средств, программного обеспечения и аудиовизуаль­ных произведений, используемых в цифровой форме, которые могут быть доступны в сети Интернет.

Произведения в цифровой форме не только используются на компьютерах, но для их создания всегда необходима компьютерная техника. Ввиду относительной легкости хищения находящейся в ней информации очерчиваются новые проблемы в части правового регулирования. Особенности цифровых произведений (в частности, легкость копирования) привели к изменению подходов, сложившихся в праве интеллектуальной собственности, и к необходимости их адаптации к новым условиям.

В цифровую эру проблема защиты авторского права становится особенно актуальной. Сеть уже насыщена всевозможной графической, видео-звуковой информацией. Растет пропускная способность каналов, совершенствуются потоковые технологии. Все аналоговое переводится в цифровое, либо сразу в цифровом виде и производится.

Естественно, что у каждого произведения-творения есть свой автор-правообладатель, имеющие полное право на оплату использование результатов своего труда. Именно на решении этой проблемы строят свой бизнес компании, столь своевременно разрабатывающие и внедряющие системы, призванные защищать цифровые произведения от несанкционированного копирования.

Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение цифровых произведений как объектов авторского права.

При этом необходимо решить такие задачи:

  • определение понятия и установление юридической природы цифровых произведений;

  • характеристика видов цифровых произведений

  • рассмотрение способов защиты цифровых произведений

  1. Понятие и юридическая природа цифровых произведений


Цифровые произведения – понятие, включающее широкий круг в определённой степени разнородных объектов авторского права, имеющее такие синонимичные понятия, как мультимедийные произведения, произведения в цифровой форме и т.п.

Предшественниками цифровых или мультимедийных произведений считаются анимационные или мультипликационные фильмы (рисованные и кукольные), появившиеся в 1908 году во Франции и в 1909 году в России и пользующиеся популярностью до сих пор. В 80-е годы на рынке появились компьютерные игры, получившие еще большую популярность, чем мультипликационные фильмы. Компьютерные игры привнесли интерактивный элемент в мультимедийные произведения. Человек перестал быть простым зрителем и слушателем, а превратился в непосредственного участника виртуального действа, создающего иллюзию реальности. В 90-е годы появились мультимедийные энциклопедии, электронные журналы, книги, справочники, учебники, обучающие программы и т.д.

Мультимедийные произведения прочно вошли в современную жизнь подобно книгам, музыкальным компакт-дискам, видеофильмам. Сейчас трудно представить себе жизнь без мультимедийных произведений. Тем не менее, мультимедийные произведения остаются дискуссионным объектом международной правовой охраны. Многие юристы не признают мультимедийное произведение особым объектом интеллектуальной собственности, сводя его к другим категориям произведений, например к аудиовизуальным произведениям или базам данных. Термин «мультимедийный», означающий сосуществование нескольких «сред», которые иногда упрощенно и ошибочно сводят к различным видам файлов – текстовым, графическим, звуковым, анимационным [6].

В действительности же мультимедийные произведения существуют в цифровой среде и в цифровой форме. Цифровая природа мультимедийных произведений, идеально приспособленных к сети Интернет, делает их бурно прогрессирующим классом произведений. Внедрение цифрового телевидения и интерактивного телевидения, интегрированного с Интернет, сделает мультимедийные произведения одним из наиболее распространенных видов произведений.

Несомненно, мультимедийные произведения представляют собой такие же сложные и комплексные произведения, как и аудиовизуальные. Однако в аудиовизуальных произведениях отсутствует интерактивность, то есть зритель остается пассивным, хотя иногда наблюдателем в отношении этого произведения. В мультимедийных произведениях пользователь является не пассивным зрителем, а активным участником действий, предусмотренных создателями произведения.

Особенностью мультимедийных произведений является и то, что они имеют дело с виртуальными исполнителями. В мультипликационных фильмах, компьютерных играх, других мультимедийных произведениях виртуальные исполнители создают реальное исполнение. Для создателя и производителя мультимедийного или аудиовизуального произведения реальность или виртуальность исполнителя важна, скорее всего, с правовой с точки зрения, поскольку с виртуальным исполнителем не нужно заключать контракты и выплачивать гонорары.

Современная компьютерная графика и анимация позволяют создавать произведения в виртуальной реальности с исполнителями, прекрасно моделирующими реальных исполнителей. Здесь, конечно, появляются иные правовые проблемы, которые не подпадают под сферу действия законов об авторском праве и смежных правах, например, о правомерности использования образа какого-либо конкретного реально существующего или существовавшего лица, например исполнителя.

Очень сложные правовые проблемы возникают при создании мультимедийных произведений, поскольку они, как правило, могут включать множество литературных, художественных, музыкальных, анимационных произведений. При этом от каждого правообладателя необходимо получить разрешение, чтобы включить его творение в мультимедийное произведение.

Однако для получения разрешений от всех авторов используемых произведений их необходимо найти, что иногда представляет собой очень сложную задачу. Дело в том, что Бернская конвенция не требует какой-либо регистрации, и реестры авторов существуют в немногих странах. Но при этом, потребности производителей мультимедийных произведений привели к созданию мультимедийных клиринговых центров, в которых можно получить информацию об авторах и (или) разрешения на использование произведений.

В 1996 году была принята четырехлетняя программа INFO–2000, направленная на стимулирование мультимедийной промышленности и поощрение использования мультимедийных продуктов в информационном обществе. Предполагается объединить существующие клиринговые центры и информационные системы с выдачей разрешений в режиме реального времени (он-лайн). Кроме того, планируется ставки авторского вознаграждения за использование произведений в мультимедийных продуктах таким образом, чтобы они были справедливыми для авторов и приемлемыми для производителей мультимедийных продуктов [10]. Принятие такой программы вызвано тем, что отсутствие современной системы управления правами авторов подрывает развитие рынка мультимедийных продуктов.

Законодательство Украины не выделяет мультимедийные цифровые произведения как отдельный объект прав интеллектуальной собственности. В Украине охрана таких произведений пока может проводиться в рамках других объектов, таких как, например, аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ, компиляции и базы данных. Как правило, мультимедийные произведения могут считаться объектом охраны, прежде всего как базы данных или же как аудиовизуальные произведения. Дело в том, что по внутренней структуре мультимедийные произведения представляют собой базы данных, а по внешнему восприятию – аудиовизуальные произведения.

Такая двойственная структура объекта с одной стороны расширяет сферу его защиты, но с другой даёт возможность находить лазейки для оправдания их неправомерного использования в некоторых случаях.

  1. Виды цифровых произведений


С развитием современных цифровых технологий стало возможным как переведение уже существовавших произведений в цифровую форму, так и создание произведений в цифровом формате, т.е. форму, представляющую собой в простейшем случае огромную последовательность чисел (0 и 1) в двоичной системе исчисления. Несмотря на то, что данное явление может рассматриваться, как естественный ход научно-технического прогресса, создание глобальных коммуникационных сетей и массовое распространение персональных компьютеров, и широкого распространения цифровой формы породили для устоявшейся системы авторского права более сложные проблемы, чем те с которыми приходилось сталкиваться на протяжении всей истории его существования. Это связано с тем, что существующее право интеллектуальной собственности ориентировано в основном на аналоговый мир, в то время как цифровая форма имеет ряд основополагающих особенностей [6]:


Случайные файлы

Файл
задача 52.doc
TEMA_01.DOC
72084.doc
162964.rtf
30170-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.