Системы счисления и коды (49003)

Посмотреть архив целиком

Содержание


Задание на курсовую работу

1. Системы счисления

2. Перевод числа из одной системы в другую

3. Машинное представление информации

4. Числа с фиксированной точкой

4.1 Прямой код

4.2 Обратный код, инверсный или дополнительный "до 1"

4.3 Дополнительный или дополнительный "до 2" код

5. Схема алгоритма

6. Программная реализация алгоритма

6.1 Общие сведения

6.2 Описание использованных функций и процедур

Библиографический список

Приложение



Рязанская государственная радиотехническая академия

Кафедра САПР вычислительных средств




Задание на курсовую работу

по дисциплине " Информатика"


студентке группы 246

Тема: Системы счисления и коды

Срок представления работы к защите: 20 мая 2003г.

Задание:

Разработать программу, которая выполняет следующие действия:

  1. Считывает из файла два числа;

  2. Переводит эти числа в заданную систему счисления;

  3. Выполняет арифметические действия в заданной системе счисления;

  4. Переводит полученные результаты в исходную систему счисления и выводит их в файл.


Форма представления исходных данных и результатов

Система счисления для исходных данных и результатов

Система счисления для выполнения арифметических действий

Выполняемые арифметические действия

Целые числа со знаком

шестнадцатеричная

Двоичная, дополнительный код

Сложение вычитание


Руководитель работы_________________.

Задание выдано 200 г.

Задание принято к исполнению________.



1. Системы счисления


Системой счисления называется совокупность приемов наименования и записи чисел. В любой системе счисления для представления чисел выбираются некоторые символы (их называют цифрами), а остальные числа получаются в результате каких-либо операций над цифрами данной системы счисления. Система называется позиционной, если значение каждой цифры (ее вес) изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число.

Число единиц какого-либо разряда, объединяемых в единицу более старшего разряда, называют основанием позиционной системы счисления. Если количество таких цифр равно P, то система счисления называется P-ичной. Основание системы счисления совпадает с количеством цифр, используемых для записи чисел в этой системе счисления.

Запись произвольного числа x в P-ичной позиционной системе счисления основывается на представлении этого числа в виде многочлена


x = anPn + an-1Pn-1 + ... + a1P1 + a0P0 + a-1P-1 + ... + a-mP-m


Арифметические действия над числами в любой позиционной системе счисления производятся по тем же правилам, что и десятичной системе, так как все они основываются на правилах выполнения действий над соответствующими многочленами. При этом нужно только пользоваться теми таблицами сложения и умножения, которые соответствуют данному основанию P системы счисления. В электронных вычислительных машинах применяют позиционные системы счисления с недесятичным основанием: двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и некоторые другие. Наибольшее распространение в вычислительных машинах имеет двоичная система счисления. В этой системе используются только две цифры: 0 (нуль) и 1 (единица). Двоичное изображение числа требует большего (для многоразрядного числа примерно в 3,3 раза) количества разрядов, чем его десятичное представление.

Тем не менее применение двоичной системы позволяет уменьшить общее количество аппаратуры и создаёт большие удобства для проектирования цифровых вычислительных машин, так как для представления в машине разряда двоичного числа может быть использован любой простой элемент, имеющий всего два устойчивых состояния. Такими элементами, например, являются реле, триггерные схемы и т.п. Для представления десятичного разряда потребовалось бы четыре таких элемента. Помимо двоичной системы счисления в вычислительной технике используется также другие системы с недесятичным основанием - восьмеричная и шестнадцатеричная, имеющие основанием соответственно числа 8 и 16. В восьмеричной системе употребляются восемь цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. В шестнадцатеричной системе для изображения чисел употребляется 16 чисел от 0 до 15. При этом, чтобы одну цифру не изображать двумя знаками, приходится вводить специальные обозначения для цифр, больших девяти. Первые десять цифр этой системы обозначают цифрами от 0 до 9, а старшие пять цифр - латинскими буквами: A, B, C, D, E, F.


2. Перевод числа из одной системы в другую


Правила преобразования в восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичные исключительно просты, поскольку основания этих систем есть целые степени числа два: 8 = 23, 16 = 24. Для перевода восьмеричного числа в двоичную форму достаточно заменить каждую цифру восьмеричного числа соответствующим трёхразрядным двоичным числом. Таким же образом для перехода от шестнадцатеричной системы к двоичной каждая цифра заменяется соответствующим четырёхразрядным двоичным числом(см таблицу). Например, восьмеричное число 306,4 в двоичной форме записи имеет вид:





Для перехода от двоичной системы счисления к восьмеричной (или шестнадцатеричной) системе поступают следующим образом: двигаясь от запятой влево и вправо, разбивают двоичное число на группы по три (четыре) разряда, дополняя при необходимости нулями крайние левую и правую группы. Затем каждую группу из трёх (четырёх) разрядов заменяют соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой (см таблицу).


Десятичное изображение

Двоичное изображение

Восьмеричное изображение

Шестнадцатеричное изображение

0

00000

0

0

1

00001

1

1

2

00010

2

2

3

00011

3

3

4

00100

4

4

5

00101

5

5

6

00110

6

6

7

00111

7

7

8

01000

10

8

9

01001

11

9

10

01010

12

A

11

01011

13

B

12

01100

14

C

13

01101

15

D

14

01110

16

E

15

01111

17

F

16

10000

20

10


При переводе чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием P > 1 обычно используют следующий алгоритм:

1) если переводится целая часть числа, то она делится на P, после чего запоминается остаток от деления. Полученное частное вновь делится на P, остаток запоминается. Процедура продолжается до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Остатки от деления на P выписываются в порядке, обратном их получению;

2) если переводится дробная часть числа, то она умножается на P, после чего целая часть запоминается и отбрасывается. Вновь полученная дробная часть умножается на P и т.д. Процедура продолжается до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю. Целые части выписываются после двоичной запятой в порядке их получения. Результатом может быть либо конечная, либо периодическая двоичная дробь. Поэтому, когда дробь является периодической, приходится обрывать умножение на каком-либо шаге и довольствоваться приближенной записью исходного числа в системе с основанием P.


3. Машинное представление информации


Микропроцессоры обрабатывают упорядоченные двоичные наборы. Минимальной единицей информации является один бит.





Далее следуют - тетрада (4 бита), байт ( byte 8 бит), двойное слово (DoubleWord 16 бит) или длинное (LongWord 16 бит) и учетверенное слова. Младший бит обычно занимает крайнюю правую позицию.


4. Числа с фиксированной точкой


Такие числа могут быть как целыми, так и дробными. Точка мысленно фиксируется рядом с любым разрядом. Если она располагается справа от младшего бита, то число целое, если слева от старшего - число дробное. Далее будут рассматриваться только целые числа с фиксированной точкой, для нецелых чисел чаще применяется показательная форма, о которой пойдет речь дальше.

Естественным представлением целого неотрицательного числа является двоичная система счисления. Кодирование отрицательных чисел производится тремя наиболее употребительными способами, в каждом из которых крайний левый бит - знаковый. Отрицательному числу соответствует единичный бит, а положительному - нулевой. Каждый способ оценивается по скорости и затратам на выполнение сложения и изменения знака числа, т.к. вычитание есть сложение с измененным знаком одного операнда.


4.1 Прямой код


Изменение знака производится просто, путем инверсии бита знака. Пусть 00001001 = 9, тогда 10001001 = -9. Если при сложении двух чисел в этом коде знаки совпадают, то трудностей нет. Если знаки различаются необходимо найти наибольшее число, вычесть из него меньшее, а результату присвоить знак наибольшего слагаемого.


4.2 Обратный код, инверсный или дополнительный "до 1"


Изменение знака производится просто - инверсией всех бит: 00001001 = 9, а 11110110 = -9. Сложение также выполняется просто, т.к. знаковые биты можно складывать. При переносе единицы из левого (старшего) бита, она должна складываться с правым (младшим). Например: 7 + (-5) = 2.


00000111 = 7

11111010 =-5 (инверсия 00000101 = 5)

1 00000001

1 00000010 = 2


Сложение в обратном коде происходит быстрее, т.к. не требуется принятие решения, как в предыдущем случае. Однако суммирование бита переноса требует дополнительных действий. Другим недостатком этого кода является представление нуля двумя способами, т.к. инверсия 0...00 равна 1. ..11 и сумма двух разных по знаку, но равных по значению чисел дает 1...11.Например: (00001001 = 9) + (11110110 = -9) = 11111111. Кстати, из этого примера понятно почему код называется дополнительным "до 1".


4.3 Дополнительный или дополнительный "до 2" код


Число с противоположным знаком находится инверсией исходного и добавлением к результату единицы. Например, найти код числа -9.


00001001 = 9 11110111 =-9

11110110 - инверсия 00001000 - инверсия

1 1

11110111 =-9 00001001 = 9


Проблемы двух нулей нет. +0 = 00000000, -0 = 11111111 + 1 = 00000000 (перенос из старшего бита не учитывается).Сложение производится по обычным для неотрицательных чисел правилам.


00001001 = 9

11110111 =-9

1 00000000


Из этого примера видно, что в каждом разряде двух равных по модулю чисел складываются две единицы, что и определило название способа. Этот метод применяется наиболее часто, и когда говорят о дополнительном коде, то имеется в виду дополнительный "до 2-х" код.



5. Схема алгоритма




6. Программная реализация алгоритма


Общие сведения

Программа написана на языке Turbo Pascal 7.0 . Минимальные требования к конфигурации системы: процессор 80386 и выше. Исполняемый файл MS-DOS "v1_13.exe".

Файл с исходными данными должен находиться в том же каталоге, что и "v1-13.exe", и носить название "in.txt". Файл результатов работы - "out.txt".

Данные должны быть целыми числами(возможно со знаком) в диапазоне от –128..+127, т.к. для реализации задачи была выбрана 8 разрядная двоичная сетка.

Описание использованных функций и процедур

В данной работе для перевода из одной системы в другую используется несколько функций:

  • DecToBase – выполняет перевод из десятичной в 2-16 системы счисления;

  • BaseToInt – обратный перевод из Base-системы счисления в десятичную СС;

DecToBase

Данная функция является программным осуществлеием алгоритма преобразования числа из десятичной системы счисления в любую другую, описанного выше.

Удобство функции заключается в том, что она чувствительнак знаку числа и по умолчанию при переводе в двоичную систему счисления использует дополнительный "до 1" код, что избавляет нас от написания дополнительной функции перевода.





BaseToInt

Данная функция реализует алгоритм преобразования числа Base- системы счисления в десятичную по следующей формуле:


x = anPn + an-1Pn-1 + ... + a1P1 + a0P0 + a-1P-1 + ... + a-mP-m


p-основание СС; Х – десятичное представление числа.

Функция определяет знак числа за счет учета инверсии: т.к. используем 8 разрядную двоичную сетку и числа со знаком, то имеет 128 отрицательных и 127 положительных значений и ноль (всего 256), то есть отрицательная величина лежит в диапазоне беззнаковых значений 128..256. А выражение (256-<x>), где <x> - беззнаковая величина после преобразования, есть модуль отрицательного числа.

Функции сложения и вычитания

Сложение. Функция BinPlus

Функция бинарного сложения работает по следующему алгоритму.



Вычитание. Функция BinMinus.

Принцип работа данной функции основан на тождестве a-b=a+(-b).




Библиографический список


  1. Turbo Pascal 7.0.(том 1)/ Фаронов., Питер. Прес.,2000г.

  2. "Введение в информатику. Лабораторные работы." / Авт.-сост. А.П. Шестаков; Перм. ун-т. — Пермь, 1999. (Ч. I — 56 с.)

  3. Основы информатики/ Савельев А.Я. , МГТУ им. Баумана.



Приложение


Исходный текст программы


{для реализации данной программы взята 8 разрядная двоичная сетка}

{следовательно диапазон значений должен быть с пределах от -127..127}

Program CourceProject_v1_13;

uses Crt;

const

Group=246;

Name=’’; {Фамилия И.О. студента}

PrepName=’’; {Фамилия И.О. преподавателя}

InFileName=’in.txt’;

OutFileName=’Out.txt’;

function StrToVal(Ch:Char):byte;

var value,code:integer;

begin

val(Ch,value,code);

StrToVal:=value;

end;

function ValToStr(val:byte):Char;

var ch:string;

begin

Str(val,ch);

ValToStr:=ch[1];

end;

{Перевод из десятичной в 2-16 систему счисления}

function DecToBase(Decimal: LongInt; const Base: Byte): String;

const

Symbols: String[16] = 0123456789ABCDEF’;

var

scratch: String;

remainder: Byte;

temp:byte;

begin

{инверсия числа если знак его "-"}

if Decimal<0 then Decimal:=(256-abs(Decimal));

scratch := ’’;

repeat

remainder := Decimal mod Base; {остаток от деления }

scratch := Symbols[remainder + 1] + scratch;

{символ соотв. остатку}

Decimal := Decimal div Base;

{собс-но деление}

until ( Decimal = 0 );

DecToBase := scratch;

end;

{Перевод из 2-16 в 10ю систему счисления}

function BaseToInt(Value: String;Base:byte): LongInt;

var

i,m,Result,c: Integer;

begin

Result:=0;

m:=1;

for i:=Length(Value) downto 1 do

begin

if i=(Length(Value)-1) then m:=base;

case Value[i] of

A’:c:=10;

B’:c:=11;

C’:c:=12;

D’:c:=13;

E’:c:=14;

F’:c:=15;

else

c:=StrToval(Value[i])

end;{case}

result:=result+m*c;

m:=m*base;

end;

{находим знак числа}

if result>127 then result:=result-256;

BaseToInt:=Result;

end;

{подготовка чисел к вып. арифм. действий}

procedure Prepare(var Value1,Value2:string;var Len:byte);

var

i,j,m:byte;

temp:string;

begin

{выбираем самое длинное число}

i:=length(Value1);

j:=length(Value2);

len:=i;

if i>j then

begin

len:=i;

{дополняем меньшую строку нулями до равного колва символов}

for m:=1 to (i-j) do insert(0,Value2,1);

end

else {j>i}

begin

len:=j;

{дополняем меньшую строку нулями до равного колва символов}

for m:=1 to (j-i) do insert(0,Value1,1);

end;

end;

{двоичное сложение}

function BinPlus(BIN1,BIN2:string):String;

var summ:string[50];

temp,pl_razryad:integer;

k,m:byte;

begin

summ:=’’;

pl_razryad:=0;

{подготовка к сложению чисел}

Prepare(BIN1,BIN2,k);

for m:=k downto 1 do

begin

{Складываем соотвествующие разряды + "что на ум пошло"}

temp:=StrToVal(BIN1[m])+StrToVal(BIN2[m])+pl_razryad;

{обнуляем то что на "ум пошло"}

pl_razryad:=0;

If temp>7 then

begin

inc(pl_razryad);

temp:=temp-2;

end;

{избавляемся от переполнения разрядной сетки}

if length(summ)<=8 then insert(ValToStr(temp),summ,1);

end;

{еслои после сложения двух числел что-то осталось "в уме"

добавляем еще один разряд}

if pl_razryad<>0 then insert(valtostr(pl_razryad),summ,1);

BINPlus:=summ;

end;

{двоичное вычитание}

function BinMinus(BIN1,BIN2:string):String;

var inverseBIN2:string[8];

begin

{т.к. вычитание есть сложение первой величины и

второй величины взятой с инверсией, то можно

делать так}

{инверсия величины BIN2}

inverseBIN2:=DecToBase(-BaseToInt(BIN2,2),2);

{сложение BIN1 и инверсной Bin2}

BinMinus:=BinPlus(BIN1,inverseBIN2);

end;

{Вывод лого}

procedure Logo;

var

i:byte;

begin

ClrScr;

{отрисуем рамку}

GotoXY(1,1);

TextColor(3);

for i:=1 to 80 do Write(’*’);

for i:=1 to 22 do Write(’*’,’*’:79);

for i:=1 to 80 do Write(’*’);

{Конец рамки}

{Выводим текст}

GotoXY(25,10);

Write(’К У Р С О В А Я Р А Б О Т А’);

GotoXY(27,12);

Write(’по дисциплине "ИНФОРМАТИКА"’);

GotoXY(65,17);

Write(Выполнила:’);

GotoXY(65,18);

Write(ст.гр.’,Group);

GotoXY(65,19);

Write(Name);

GotoXY(65,20);

Write(Проверил:’);

GotoXY(65,21);

Write(PrepName);

end;

var

FileIn:Text; {Файл исходных данных }

FileOut:Text; {Файл результатов выполнения программы}

Int1,Int2:integer; {исх. данные из файла }

Hex1,BIN1:String; {Число в различных системах счисления}

Hex2,BIN2:String; {Число в различных системах счисления}

ResMin,ResPlus:string; {Результат выполнения ар. действий}

begin {тело}

Logo; {Показываем лого нашей работы }

GotoXY(23,25);

WriteLn(’Для продолжения нажмите любую клавишу...’);

repeat

until KeyPressed;

{Читаем из файла необходимые данные}

Assign(FileIn,InFileName);Reset(FileIn);

ReadLn(FileIn,Int1); {читаем первое число }

ReadLn(FileIn,Int2); {читаем второе число }

Close(FileIn);

{Создаем условия для работы программы}

HEX1:=DecToBase(int1,16); {Переводим первое число в HEX}

HEX2:=DecToBase(int2,16); {Переводим второе число в HEX}

BIN1:=DecToBase(BaseToInt(HEX1,16),2);{перевод из 16 в двоичную с-му}

BIN2:=DecToBase(BaseToInt(HEX2,16),2);{перевод из 16 в двоичную с-му}

ResPlus:=BINPlus(BIN1,BIN2); {Выполняем сложение 2й с-ме }

{приводим р-т сложения к заданному виду, т.е. в 16ю с-му}

ResPlus:=DecToBase(BaseToInt(ResPlus,2),16);

ResMin:=BINMinus(BIN1,BIN2); {Выполняем вычитание 2й с-ме }

{приводим р-т вычитания к заданному виду, т.е. в 16ю с-му}

ResMin:=DecToBase(BaseToInt(ResMin,2),16);

Assign(FileOut,OutFileName);Rewrite(FileOut);

WriteLn(FileOut,’Исходные данные:’);

WriteLn(FileOut,Число 1 :’,BaseToInt(HEX1,16));

WriteLn(FileOut,Число 2 :’,BaseToInt(HEX2,16));

WriteLn(FileOut);

WriteLn(FileOut,’Pезультат выполнения программы:’);

WriteLn(FileOut,Сложение :’,BaseToInt(ResPlus,16));

WriteLn(FileOut,Вычитание:’,BaseToInt(ResMin,16));

Cloose(FileOut);

end.


Файл исходных данных (in.txt)


25

-30


Файл результата работы программы (out.txt)


Исходные данные:

Число 1 : 25

Число 2 : -30

Результат выполнения программы:

Сложение :-5

Вычитание:55


Случайные файлы

Файл
125761.rtf
1469-1.rtf
amber.doc
26571-1.rtf
14086.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.