Теория философии (159649)

Посмотреть архив целиком

Теория философии


Тема

Подтема

Содержание темы

Примечание

Учебник

Вопрос

Ответ


Мировоззрение


Мировоззрение

Совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

Мировоззрение

Мировоззрение — система представлений о мире, о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения действительности. В мировоззрении находит выражение система категорий культуры — обобщенная модель человеческого мира.

Нетрудно видеть, сколь многое предполагается в таком понимании мировоззрении это и его системность, и его осознанность в представлениях и прилип пах, и представленность в нем того, что по сути своей трудно, если вообще возможно, охватить неким единым взором, — мира и человека

Мировоззрение // Философский энциклопедический словарь. М,, 1989. С.366 (из Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.)

Специфика философского мировоззрения

1. В философско-теоретическом мировоззрении осуществляется синтез онтологических и познавательных принципов, а также ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек.

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.

2. В философии - центральная мировоззренческая проблема - отношение «мир-человек» - рассматривается в предельно общем виде, что позволяет под различными «образами мира» выявлять еще все более общие - категориальные – системы и основания.

Конфликтующие между собой философские мировоззрения

1. Материализм

Материя принимается за единственное основание всего существующего, то есть трактуется в качестве субстанции.

Сознание здесь осмысливается как род материального, либо как особое его свойство или функция.

2. Идеализм

В качестве субстанции принимается так или иначе понимаемое сознание.


3. Дуализм

Душа и тело, материя и сознание есть два принципиально различных и независимых друг от друга вида бытия, то есть две самостоятельные субстанции.


Центральная философско-мировоззренческая проблема

Центральная философско-мировоззренческая проблема

Отношение материи и сознания


Стороны центральной философско-мировоззренческой проблемы

1. Вопрос о том, что в этом отношении является исходным и самостоятельно существующим (говоря языком традиционной философии — что тут является субстанцией)?

2. Важным ответвлением этого вопроса является так называемая «психофизическим проблема»: как связаны состояния сознания человека — его чувства и эмоции, его представления и мысли — с состояниями его мозга как материального объекта — частицы живой материи, находящейся в черешни! коробке; может ли и как именно сознание причинно воздействовать ни тело человека — почему наше решение почесать затылок может привести нашу руку в необходимое для этого движение.

3. Может ли обладающий сознанием человек получить знание о материальных объектах, или же сознанию доступно достоверное знание только о самом себе?

Основные фундаментальные категории

1. Субстанция

Применяется для обозначения того, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то другому.

2. Материя

Выражает идею основы, субстрата телесного мира.

3. Сознание

Выражает идею общей осно­вы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей.

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифология

Построена только на мироощущении.


2. Религия


Построена на мироощущении и использует рациональный аппарат.


3. Философия

Построена на миропонимании.


картина мира

Философские категории в научной картине мира

1. Концепции пространства и времени

1. Субстанциональная

Пространство и время понимаются как самостоятельные, существующие независимо от материи субстанции, внутри и на фоне которых происходит все движения и взаимодействия вещей.

В науке эта концепция представлена абсолютным пространством и временем механики Ньютона.

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.


2. Реляционная

Связывает свойства пространства и времени с отношениями между материальными системами и явлениями.

Соответствует тем понятиям пространства и времени, которые были разработаны в теории относительности Энштейна.



















Философия


Философия


Рационально оформленная система взглядов на мир на себя и на свое место в мире.


2. Функции философии:


1. Мировоззренческая функция


Философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов


2. Социальная функция


С ее помо­щью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные про­блемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб.: ДНК, 2001.

Подфункции:

а) Культурная функция











В философии обобщаются характерные чер­ты культуры народа и эпохи. Она выступает как своего рода «ядро» культуры, как ее «живая душа», «мозговой центр», оказывающий существенное, хотя и не всегда заметное без специального анали­за, влияние на ее развитие.

б) Идеологическая функция

В философских учениях развивается и обосновывается идеоло­гия определенных классов и социальных групп

3. Методологическая функция


В ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности, философия выступает как общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдель­ных ее видов.

Подфункции:

а) Эвристическая функция




Философские идеи выступают в качестве методологи­ческих средств для определения и оценки путей и перспектив дальнейшего развития научного знания.

б) Селектив­ная функция

Выбор (селекция) исходных принципов теории, на основе которых формулируются другие ее законы.

в) Конструктивная функция

Истолкование (интерпретация) «физического смысла» новых тео­рий и объяснение их места и роли во всей системе научных зна­ний.

1. Мировоззренческая


Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

2. Методологическая


3. Гуманистическая

Направлена на воспитание личности

4. Общекультурная

Философия является центром всех наук

1. Мировоззренческая

1. Гуманистическая








Философия позволяет человеку освободить свою личность от внешнего насилия, дает ей внутреннее содержание; при помощи философии мы можем думать и предполагать о смысле нашего существования; она помогает нам осознать свою ценность и ценность бытия.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М. ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 608с.

2. Социально-гуманистическая

Подфункции:


а) Конструктивно-ценностная


Разработка представлений о ценностях, таких как Добро, Справедливость, Правда, Красота + общественный (социальный) идеал.

б) Интерпретаторская

Интерпретация социальной действительности.


в) Критическая



Критика структур, состояний, тех или иных социальный действий.

3. Культурно-воспитательная















Спосбствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменчивой сущности явлений.

4. Объяснительно-информационная

Разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

2. Методологическая

1. Эвристическая


Содействие приросту научных знаний, в том числе создание предпосылок для научных открытий.

2. Координирующая

Координирование методов в процессе научного исследования

3. Интегрирующая

Философия выступает в объединяющей роли по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.

4. Логико-гносеологическая

Разработка самого философского метода, его нормативных принципов, а также логико-гносеологических обоснований тех или иных понятийных или теоретических структур научного знания.



3. Круг основных проблем философии:

1. Онтология – о мире.

2. Гносеология – познание.

3. Методология – о методах.

4. Антропология – о человеке.

5. Этика.

6. Эстетика.

7. Логика.

8. Социальная философия




Методы философии

Основные методы философии

1. Диалектика

2. Метафизика

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с

Различие между метафизикой и диалектикой

1. Диалектика

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу

2. Метафизика

1. Метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

онтология

метафизика и онтология

1. Метафизика

Наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 2001. – 704с.

2. Онтология

Учение о бытии как таковом

3. Сущее

Совокупность окружающих вещей.

4. Бытие

Чистое существование, не имеющее причины, бытие - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это действительность в полном смысле слова, ибо все остальное, имеющее внешние причины, - не в полном смысле слова действительность, не в полном смысле слова существует. Поскольку бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия - попытка приобщиться к истинному существованию, обретение самобытности, свободы.

развитие содержания понятия «Бытие» в истоории философии

1. Парменид

Бытие – это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит. Оно не возникает и не исчезает, оно существует всегда; оно неделимо, всегда есть все целиком. Про него нельзя сказать. Что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно.

Создатель концепции бытия, единого, неделимого, неподвижного.

2. Карл Ясперс: экзистенция и трансценденция

Предметное бытие — это окружающий материальный мир: материя, со всеми ее видами и подвидами, классами и родами, мертвая и одушев-ленная, растения и животные, общество и общественные структуры. Экзистенция — это подлинная природа человека и в то же время одно из его проявлений. А таких проявлений, по Ясперсу четыре:

1. Эмпирическое Я (Daseinналичное бытие). Это наша телесность, физиология, наследственность, психология, манеры поведения. Чтобы существовать в этом мире, человек создает язык, орудия, структуры, дея­ния, предметно создает самого себя.






  1. Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
    Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
    Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.

Ещё статьи 1