Западноевропейская философия эпохи Возрождения (158335)

Посмотреть архив целиком













Лекция № 6-7

Западноевропейская философия эпохи Возрождения



План лекции


1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии этого этапа.

2. Развитие науки в Западной Европе в эпоху Возрождения. Наука и философия.

3. Основные направления западноевропейской философии в эпоху Возрождения:



Краткое содержание лекции


  1. Общая характеристика эпохи Возрождения


Социально-экономические и культурные условия развития философии.


Возрождение – это эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Приблизительные временные границы этой эпохи: в Италии – XIY-XYI века, в других странах – конец XY – XYI века.

Отличительные черты культуры Возрождения:

  • антифеодальная направленность,

  • светский характер,

  • гуманистическое мировоззрение,

  • обращение к античному наследию, которое заключалось в поиске, воссоздании, коллекционировании, изучении (возрождении) – художественных, научных и философских произведений античных авторов.

Именно обращение к античности и ее воссоздание в различных формах дало название этой эпохи - “Возрождение”. Этот термин встречался у итальянских гуманистов и утвердился в науке с XYIII века.

Начало эпохи Возрождения было связано с коренными сдвигами в экономической и политической жизни европейского общества XIY-XYI веков:

  • с разложением феодальных отношений,

  • появлением в наиболее развитых странах ростков капиталистических отношений и буржуазии.

Эта эпоха начиналась в Италии - стране наиболее развитой городской жизни того времени, где рано было подорвано экономическое и политическое влияние феодалов, и уже в XIII - XIY веках существовало раннекапиталистическое производство. В этой же стране эпоха Возрождения получила свои наиболее завершенные, классические черты. На возникновение Возрождения именно в Италии и на и его характер оказало существенное влияние и то обстоятельство, что ранее ее территория была очагом античной культуры. (См. описание Рима и Флоренции).

В условиях возросшей деловой активности во время зарождения новых социально-экономических отношений на передний план выдвинулась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесными рамки сословно-феодальных отношений, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинал по-иному видеть себя, мир природы и общества, их прошлое, иначе говоря, формировалось новое мировоззрение. Его носителями были люди разных профессий и разного социального положения, прежде всего - городская интеллигенция: поэты, филологи, философы, художники. Это были представители тех отраслей знания, которые имели своим объектом человека и все человеческое - (лат. studia humaniora), в отличие от схоластического изучения “божественного” - (studia divina). Отсюда их наименование – гуманисты (от лат. Homo – человек, humanus – человеческий), а нового мировоззрения – гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над человеком и его мыслями. Ими были критически пересмотрены средневековые авторитеты, догмы, традиции, моральные нормы. Было провозглашено право на свободу научного исследования.

Огромную роль в развитии культуры Возрождения, особенно в распространении античного наследия и новых гуманистических взглядов, сыграло изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания (1436) и последующее его распространение. К 1500 г. в европейских городах было 250 типографий, в которых было отпечатано более 50 000 сочинений. В их числе были произведения античных авторов и ренессансных гуманистов, например, первые печатные издания “Начал” Евклида, “Альмагеста” Птолемея, сочинения Архимеда.

Большую роль в процессе распространения светских - естественнонаучных и гуманистических - знаний сыграли университеты и библиотеки. В XIY-XYI веках были открыты университеты в Праге, в Кракове, в Вене, во Фрейбурге, в Базеле, в Упсале, в Копенгагене и др., библиотеки во Флоренции, в Ватикане, в Париже.

Эпоха Возрождения была переходной, поэтому в ней старое и новое нередко переплеталось. С одной стороны, возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали развиваться демократические явления в литературе и изобразительном искусстве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали представители феодальной аристократии и католической церкви, приспособляли их к своим интересам (в то же время сами испытывали их воздействие). Папский, императорский, княжеские дворы нередко были главными заказчиками новых произведений искусства. (Примеры).

Далеко не все явления культуры XY-XYI веков были ренессансными, в этот период продолжала существовать средневековая культура. В XIY веке ренессансный гуманизм сосуществовал с поздней схоластикой.

Областями, в которых новое мировоззрение получило яркое выражение, были литература, изобразительной искусство и архитектура. Литературные произведения, например, “Декамерон” Боккаччо, “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле, “Дон Кихот” Сервантеса, драмы Шекспира, новеллы являются своеобразными энциклопедиями гуманизма. В изобразительном искусстве, как и в литературе, на смену религиозному спиритуализму и аскетизму пришли реалистические изображения человека и земного мира, жизнелюбие, вера в человека, в его разум. В них утверждалась красота и гармония природы и самого человека. Религиозные сюжеты приобретали земной облик, появлялись светские сюжеты. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, дворцы, городские дома.

На материале изобразительного искусства и архитектуры ученые выработали периодизацию культуры Возрождения. В итальянском Возрождении, не считая Проторенессанса (рубеж ХIII-ХIY вв.), различают:

  • Раннее Возрождение (в изобразительном искусстве и архитектуре – ХУ в., в итальянской гуманистической литературе – уже с XIY в.),

  • Высокое Возрождение (кон. XY в. – 1-я четв. XYI в.),

  • Позднее Возрождение (XYI в.).

Распространение культуры Возрождения в странах Европы – во Франции, в Нидерландах, Германии, Англии, Испании, России, подготовленное национальным развитием, происходило под влиянием усвоения достижений итальянской культуры. Италия была “школой” европейского гуманизма, в нее устремлялась передовая интеллигенция других стран.

Степень и время распространения ренессансной культуры в разных странах была различной. В странах, расположенных к северу от Альп, эта культура начала формироваться в основном с конца XY – начала XYI веков и получила в них специфический характер, отразив как особенности исторического развития и национальные традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европейской истории в целом. На культуру Европы этого периода оказали влияние следующие обстоятельства: экономические и социальные сдвиги в общеевропейском масштабе - разложение феодализма и формирование капиталистического уклада; воздействие на умы людей процессов первоначального накопления капитала; влияние на них Великих географических открытий; консолидация национальных государств и национального самосознания; острейшие классовые, национальные, политические, религиозные конфликты (Крестьянская война 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландская буржуазная революция XYI в., религиозные войны во Франции и др.). В ряде стран, особенно в Германии, идеи Возрождения развивались в переплетении и в то же самой время в борьбе с идеями Реформации. Все это придавало культуре Возрождения в странах, расположенных к северу от Альп, противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние и сильнее - влияние национальных традиций и феодальной культуры.


  1. Развитие науки в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Наука и философия


В эпоху Возрождения, особенно в XYI веке, было сделано много научных открытий. Развитие естествознания было непосредственно связано в этот период с запросами практической деятельности - торговли, мореплавания, строительства, военного дела, зарождавшегося капиталистического производства. Особенностью науки того времени была тесная связь с искусством. Примером этому может служить сочинение Л.Б.Альберти “О живописи”(1435), в котором впервые дано полное теоретическое толкование перспективы, широко примененной в архитектуре и живописи этой эпохи.

Центрами развития естествознания были уже названные университеты. Этому развитию способствовало, помимо распространения книгопечатания и расширения библиотек, создание садов и разнообразных коллекций. Так, в XYI веке были открыты первые ботанические сады – (1533, в Северной Италии, с медицинскими целями), появились гербарии растений (немецкий врач Л. Фукс, 1542), коллекции минералов (И. Кентмана и Ватиканская коллекция), во второй половине XYI века вышли альбомы животных – основы для зоологических классификаций.

Наиболее крупные победы естествознание одержало в астрономии, географии, анатомии, медицине, математике.

В астрономии были сделаны открытия, означавшие революционный переворот в науке и в мировоззрении. Польский астроном Н. Коперник (1473-1543) разработал гелиоцентрическую систему мироздания и изложил ее в труде “Об обращениях небесных сфер” (1543), опровергнув тем самым многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля-Птолемея и нанеся удар по религиозно-теологическим представлениям о Вселенной и месте человека в ней. (Фрагменты).


Случайные файлы

Файл
1.doc
8202.rtf
152878.rtf
42515.rtf
172445.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.