Развитие возрастной психологии в Новое время (131326)

Посмотреть архив целиком

Зачетная лекция


Тема: Развитие возрастной психологии в Новое время


(Предмет – история возрастной психологии, группа – 4ДП-21.)

Образовательная цель. Сформировать представление об особенностях развития возрастной психологии в Новое время.

Воспитательная цель. Пробудить интерес к изучению различных взглядов по проблеме психического развития в Новое время

Развивающая цель. Способствовать развитию сознательной дисциплины и ответственности.



Задачи


  1. Рассмотреть предпосылки становления психологических теорий Нового времени.

  2. Проанализировать специфику развития возрастной психологии в Новое время.

  3. Сравнить два основных направления в развитии психологического знания.



План


1. Общая характеристика Нового времени.

2. Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки.



Введение


Средневековье – IVXIV в.

История средних веков связана с возникновением, развитием и упадком феодального строя. Упадок в культуре и образовании, закрываются многие известные школы (Афинская), следствием этого становится снижение уровня образования населения. Исчезают крупные города.

Для этой эпохи характерны постоянные войны, набеги, эпидемии.

Мировоззрение людей становится теологическим. Появилось такое учение как схоластика (пассивное усвоение старого, и активная модификация готового знания). Она тормозила развитие новых знаний, т.к. они противоречили ее многочисленным догмам.

Основными представителями этого времени были Фома Аквинский, Вильям Оккам, Августин Аврелий.

Эпоха Возрождения XVXVII в.

Происходит кризис системы феодальных отношений, что приводит к зарождению новых форм хозяйствования.

Развивается интерес к проникновению в тайны природы на основе опыта и эксперимента.

Формируется новое представление о картине мира, это приводит к изменению представление о месте человека в этом мире.

Открытие Америки, открытия в астрономии (Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно), в математике, физике (Коперник), общественных науках и философии (Томас Мор, Эразм Роттердамский)

Начинает зарождаться культура в Италии. Леонардо Да Винчи создает свои произведения.

Против схоластических подходов к воспитанию (не учитывающих интересы и индивидуальные стремления детей) выступили ученые-гуманисты в эпоху Возрождения. Они стремились восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.

Новым аспектом психолого-философских работ стала проблема способностей, возрастает интерес к процессу познания, к проблеме построения объективной картины мира. Эти интересы стали ведущими в эпоху Нового времени.



1. Общая характеристика Нового времени


Наиболее важным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация. Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимо отвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.

В это время идет бурное развитие капитализма, мануфактурного производства, это способствовало развитию науки. Создаются научные центры, неконтролируемые церковью – научная Академия в Риме, Лондонское королевское общество, Королевская академия наук во Франции.

Для эпохи Нового Времени характерно господство материалистической точки зрения в решении вопроса гносеологической проблематики. Что характеризуетсятем, что:

- мир материален, т.е. существует объективно и независимо от сознания;

- материя – первична, а сознание это свойство материи;

- предметом познания является объективная реальность, которая познаваема.

Новое время это время расцвета механики, появления физики И. Ньютона. Отличительная черта этого периода заключается в том, что не наука определяла развитие производства, а наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно, в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. Вселенная, природа в целом рассматривается как гигантский механизм. Человеческое тело так же представлялось своеобразной машиной-автоматом, которая функционирует как и любой механизм по строгим законам физики. Этот принцип объяснения мироздания получил название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.

Появление новых подходов к построению науки и данное время, которые были связанны со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.



2. Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки


Если в Античности центральным был вопрос о том, что такое душа, из чего она состоит, то в эпоху Нового времени важным становится вопрос о том, как познавать душу, какие способы, методы использовать.

Психологи, занимающиеся данными вопросами, придерживались разных точек зрения. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Это привело к формированию 2-х направлений:

  • материализм

  • рационализм.

Материалисты рассматривают познания как единый процесс, выделяя в нем несколько ступеней – начинающийся ощущением и заканчивающийся мышлением.

Рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. 1-й заключается в переходе от восприятия (чувственного опыта) к логическому мышлению (т.е. познание от частного к общему). Но полностью постичь общие понятия, закономерности только при помощи чувственного опыта невозможно. Поэтому рационалисты выделили еще один этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Представители эмпиризма:

  • Френсис Бекон

  • Джон Локк

Представители рационализма:

  • Рэне Декарт

  • Бенедикт Спиноза

  • Готфрид Вильгельм Лейбниц





2.1 Френсис Бэкон (1561 – 1626)


В средневековье был Роджер Бэкон, который противопоставлял схоластические методы науке, боролся за объективность знания, считал, что основу всех наук должны составлять математика, опыт, эксперимент. Ему же принадлежит тезис: «Знание – сила».

Это английский психолог, философ. Бэкон принадлежал к знатному английскому роду. Свою политическую карьеру он начал при королеве Елизавете. В течение многих лет был членом парламента. Являясь адвокатом королевы, выступал как обвинитель против графа Эссекса, который был его покровителем и единственным другом. Исследователи творчества Бэкона рассматривают это предательство самым большим преступлением, чем последующие, за которые он был осужден. Часто в истории науки имя Бэкона приводят как пример несовпадения таланта и нравственности.

В 1617 стал хранителем печати, в 1618 г. – лордом-канцлером и бароном. Но в 1621 г. (за 5 лет до смерти) его карьера катастрофически оборвалась, т.к. он был уличен в том, что принимал подарки, носившие характер подкупа. Его лишили всех должностей и осудили. После освобождения Бэкон уехал во Францию и жил в уединении, занимаясь наукой.

Посмотрите, в течение 60 лет Бэкон занимался только политической деятельностью, и лишь 5 лет посвятил науке. Но, несмотря на столь короткий период, он внес существенный вклад в развитие науки, и психологии в частности.

Бекон был сторонником опытного, экспериментального знания, считал, что с его помощью можно изучать природу и совершенствовать человека.

Бэкон занимался разработкой классификации наук, считал, что религия и наука должны составлять самостоятельные области, в противном случае появятся еретическая религия и фантастическая философия.

Бекон разделял душу на боговдохновенную и телесную. Первая является объектом изучения богословия, а вторая объектом науки. Боговдохновенная душа обладает такими свойствами как мышление, воля, а телесная - ощущение, движение. Такой подход к разделению души дает возможность изучать душу объективно и, кроме того, дает возможность изучать этапы ее развития в детском возрасте.

Ф. Бэкон является основателем опытной, эмпирической психологии. Он доказывал, что все знания человек получает только через опыт, в то же время подчеркивал, что наши ощущения несовершенны, следовательно, они могут вносить ошибки в получаемые знания, которые изменяют истину. Поэтому важно использовать не просто опытное, а экспериментальное знание, так как приборы могут уточнить и исправить ощущения.

Ошибки познания Бэкон называл идолами, и выделял четыре основных вида идолов:

  • идолы рода – недостатки, вытекающие из строения органов чувств (их определенного несовершенства). (например, человек не видит ультрафиолетовые лучи);

  • идолы пещеры – недостатки, отражающие субъективность познания, т.к. каждый человек индивидуален;

  • идолы театра – результат слепой веры в авторитеты, которые часто являются ложными (иногда человек верит им больше, чем собственному размышлению);

  • идолы рынка – недостатки, возникающие в результате воздействия коллективного опыта на сознание человека. (связанны с использованием слов, которые не всегда точно передают мысли человека).

Как вы думаете, от какого вида идолов труднее всего избавиться? От идолов рода, т.к. невозможно переделать наши органы чувств. А легче всего – от идолов пещеры, т.к. для избавления от субъективности в познании можно использовать разные приборы, технические средства.


Случайные файлы

Файл
146369.doc
163324.rtf
6519-1.rtf
69565.rtf
144418.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.