Методичка С++ (ТАБЛИЦЫ)

Посмотреть архив целиком

15



Московский государственный технический университет им. М.Э. Баумана

Кафедра «Компьютерные системы и сети»



VCL. Компоненты TDrawGrid, TStringGrid и ListView

2001

  1. Класс ТCustomGrid

При создании приложений часто бывает удобно представлять информацию в виде таблицы. Delphi позволяет создавать различные виды таблиц. Исходным классом всех таблиц является класс TСustomGrid. Этот класс включает в себя характеристики, общие для любых таблиц, которые можно построить на его основе. Большинство из них определяет внешний вид таблицы.

К
аждая таблица может содержать произвольное количество строк и столбцов. Столбцы и строки могут иметь отображаемые наименования. Размеры отдельных строк и столбцов могут быть произвольными и даже меняться в процессе выполнения программы. В ячейки может помещаться разнообразная текстовая и графическая информация в зависимости от предназначения таблицы. Информацию в ряде случаев можно редактировать.

В таблицах помимо обычных координат, задающих положение и размеры различных элементов в пикселях, существует и другая система координат. В качестве таких координат используют номер столбца и номер строки, в которых расположена ячейка. При этом нумерация строк и столбцов начинается с нуля, например, ячейка с координатами (0,0) является левой верхней ячейкой. Зная размеры ячеек, от этой системы координат можно перейти к традиционной, и наоборот.

Если с ячейкой не выполняются никакие операции, то она находиться в пассивном состоянии. Таблица может содержать, так называемые фиксированные ячейки, которые предназначены для размещения заголовков столбцов и строк. Фиксированные ячейки могут занимать только целые строки и целые столбцы, причем самые верхние и самые левые. Количество фиксированных строк и столбцов можно изменять. Можно, также, задать их цвет. Фиксированные ячейки нельзя выделить, активизировать или отредактировать.

Активная ячейка выделяется либо рамкой из точек, либо специальным цветом. Если предусмотрена возможность редактирования ячеек, то ячейка может дополнительно находиться в редактируемом состоянии.

Ячейки таблицы могут разделяться линиями различной толщины. Имеется возможность изменять во время работы программы ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши. Можно также с помощью мыши перемещать строки и столбцы таблицы.

Если вся таблица не умещается в поле, которое для нее отведено, то автоматически появляются линейки скроллинга (если они не запрещены), с помощь которых можно просматривать содержимое таблицы.

Для редактирования текстов используется специальный редактор класса TInplaceEditor. Этот редактор позволяет изменять содержимое любой ячейки (если редактирование разрешено) за исключением фиксированных ячеек. У редактора есть свойство Grid , определяющее то, что он используется совместно с таблицей. Grid – это свойство типа TСustomGrid, содержащее указатель на таблицу, с которой связан редактор.

Приведем некоторые из свойств класса TCustomGrid, при помощи которых можно задать нужный вид таблицы.

ColCount – свойство целого типа, задающее число столбцов.

RowCount – свойство целого типа, задающее число строк таблицы.

Col - свойство целого типа, задающее столбец, в котором находится активная ячейка.

Row – свойство целого типа, задающее строку таблицы, в которой находится активная ячейка.

DefeultColWidth – свойство целого типа задает исходную ширину всех столбцов. Для индивидуального задания ширины отдельных столбцов используется свойство ColWidths.

ColWidths – свойство-массив целого типа с индексами целого типа, задающие ширину каждого столбца.

DefeultRowHeight – свойство целого типа задает исходную высоту всех строк. Для индивидуального задания высоты отдельных строк используется свойство RowHeights.

RowHeights – свойство-массив целого типа с индексами целого типа, задающее высоту каждой строки.

DefeultDrawing – свойство логического типа. Если задано значение true, то содержимое ячеек отображается автоматически. Если задано значение false, то необходимо создавать свои средства для отображения информации.

FixedCols – свойство целого типа задает число фиксированных столбцов (по умолчанию – один).

FixedRows – свойство целого типа задает число фиксированных строк ( по умолчанию – одна).

Примечание. Фиксированные ячейки нельзя редактировать в процессе выполнения программы.

FixedColor – свойство целого типа TСolor задает цвет фиксированных ячеек.

GridLineWidth – свойство целого типа задает толщину линий между ячейками в пикселах.

LeftCol – свойство целого типа, задающее самый левый столбец таблицы, видимый на экране, не считая фиксированных столбцов.

TopRow – свойство целого типа, задающее самую верхнюю строку таблицы, видимую на экране, не считая фиксированных строк.

VisibleRowCount – свойство целого типа, определяющее число полностью видимых столбцов таблицы на экране, не считая фиксированных.

VisibleColCount – свойство целого типа, определяющее число полностью видимых строк таблицы на экране, не считая фиксированных.

ScrollBars – свойство, определяющее наличие линеек скроллинга.

ssNone – нет линеек,

ssHorizontal – горизонтальная,

ssVertical – вертикальная,

ssBoth – обе линейки.

Selection – свойство, задающее прямоугольник (фактически своими левой верхней и правой нижней ячейками), охватывающий все выделенные ячейки.

Свойства не отражающиеся в списке, но необходимые для функционирования таблицы.

InplaceEditor – свойство типа TInplaceEdit задает встроенный текстовый редактор.

TСustomGrid(x, y) – функция возвращает номер столбца и строки таблицы для координат мыши X и Y (пикселях). Возвращаемый результат имеет тип TGridCoord:

type

TGridCoord=record

X: Longint;

Y: Longint;

End;

Где X – номер столбца таблицы; Y – номер строки таблицы.

TabStops – свойство-массив логического типа с индексами целого типа задает для каждого столбца возможность выделения с помощью клавиши Tab.

Options – свойство типа TGridOptions, задающее флаги, определяющие поведение таблицы. Тип TgridOptions формируется на основе типа TGridOption:

TGridOptions =set of TGridOption;

тип TGridOption, имеет следующий вид:

TGridOption=(goFixedVertLine, goFixedHorzline, goVertLine, goHorzLine, goRangeSelect, goDrawFocusSelected, goRowSizing, goColSizing, goRowMoving, goColMoving, goEditing, goTabs, goRowSelect, goAlwaysShowEditor, goThumbTracking);

Где индентификаторы означают следующее:

GoFixedVertLineфиксированные ячейки разделены вертикальными линиями;

goFixedHorzline - фиксированные ячейки разделены горизонтальными линиями;

goVertLine – остальные ячейки разделяются вертикальными линиями;

goHorzLine – остальные ячейки разделяются горизонтальными линиями;

goRangeSelect – допустимо выделение нескольких ячеек;

goDrawFocusSelected – активная ячейка закрашивается тем же цветом, которым выделяется и выделенная, в противном случае закрашивается цветом нейтральных ячеек;

goRowSizing – высота строк может изменяться;

goColSizing – ширина столбцов таблицы может изменяться;

goRowMoving – строки таблицы могут перемещаться;

goColMoving – столбцы таблицы могут перемещаться;

goEditing – ячейки могут редактироваться;

goTabs – переход от ячейки к ячейке возможен с помощью клавиши Tab;

goRowSelect – выделение только целых строк таблицы;

goAlwaysShowEditor – при выделении ячейки она сразу же становится активной (в противном случае должна бать активизирована);

goThumbTracking – перемещение подвижной части таблицы синхронно с перемещением ползунка линейки скроллинга (в противном случае перемещение осуществляется только после того, как ползунок будет отпущен).

  1. Таблица DrawGrid

Эта таблица в первую очередь предназначена для размещения графической информации (возможно вместе с текстовой информацией). Для класса ТDrawGrid заданы многие такие же события, что и для других компонент, например, OnClick, OnEnter, OnExit, OnKeyPress, OnMouseUp и другие. Вместе с тем, заданы специальные события, возникающие при различных манипуляциях ячейками таблицы. Опишем некоторые из них.

OnDrawCell – событие, возникающее, когда необходимо перерисовать содержимое ячейки.

OnColumnMoved – событие, возникающее, когда столбец таблицы перемещается с помощью мыши и для свойства Options задан флаг goColMoving.

OnGetEditMask – событие, возникающее, когда необходимо перерисовать содержимое ячейки и для свойства Options задан флаг goEditing. С помощью этого события задается маска для текста ячейки.

OnGetEditText – событие, возникающее, когда необходимо перерисовать содержимое ячейки и для свойства Options задан флаг goEditing. С помощью этого события задается исходное значение текста ячейки.

OnRowMoved – событие, возникающее, когда строка таблицы перемещается с помощью мыши и и для свойства Options задан флаг goColMoving.

OnSetEditText – событие, возникающее после завершения редактирования текста ячейки.

Так как работа с таблицей – это, в первую очередь, работа с ячейками, то имеется ряд методов, позволяющих найти размеры тех или иных ячеек или преобразовать одни координаты в другие.

CellRect(Col, Row) – функция, определяющая прямоугольник, который занимает ячейка в столбце Col и строке Row. Используя этот метод, можно сделать ячейку цветной.

MouseToCell(X, Y, Col, Row) – процедура, преобразующая координаты мыши X и Y в координаты Col и Row ячейки, на которой находится курсор мыши.

При помощи метода Selection можно выделить прямоугольник из ячеек, например оператор

StringGrid1.Selection := Rect(3,1,2,4);

позволяет выделить прямоугольник из четырех ячеек с индексами (3,1), (3,2), (4,1) и (4,2).

Свойство TopRow позволяет задать самую верхнюю строку, которая будет видна на экране. Это свойство можно использовать, например, когда таблица не имеет линеек прокрутки, а все строки не помещаются в поле таблицы. В этом случае, используя свойство TopRow, можно увидеть невидимые строки, если сделать верхней нужную строку. Например, оператор

StringGrid1.TopRo :=5;

делает верхней пятую строку. А если применить оператор

StringGrid1.TopRo :=StringGrid1.RowCount;

то верхней будет последняя стока таблицы.

Аналогично, для столбцов можно использовать свойство LeftCol, которое задает самый правый столбец видимый на экране.

П
ример
. Создадим таблицу класса DrawGrid, в которой в верхней строке будет случайным образом закрашиваться одна из ячеек и затем «падать» вниз.

Для этого разместим на форме компоненту DrawGrid из страницы Additional. В инспекторе объектов задавим свойству ColCount значение 10, а свойству RowCount значение12. Теперь наша таблица имеет 10 столбцов и 12 строк. Для того, чтобы избавится от фиксированных строк зададим свойствам FixedCols и FixedRows значение 0. Изменим размеры таблицы таким образом, чтобы ячейки полностью заняли все ее пространство (чтобы не было линеек скроллинга). Зададим свойству DefaultDrawing значение False, а свойству ScrollBars – значение ssNone.

Теперь создадим кнопку Batton1 и в инспекторе объектов кнопки зададим свойству Caption значение «Пуск». На странице Events инспектора объектов для кнопки Batton1 активизируем мышью (двумя щелчками) событие OnClick и в заготовку обработчика события поместим следующий текст:


procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

var n:integer;

a: array [1..10,1..2] of longint;

i,j,c,k:longint;

Rect:TRect;

begin

Randomize;

j:=random(10);

begin

Rect:=DrawGrid1.CellRect(j,0); {размеры прямоугольника, занимаемого ячейкой с индексами (j,0)}

c:=Random(clWhite);

DrawGrid1.Canvas.Brush.Color:=c; {задание цвета фона}

DrawGrid1.Canvas.FillRect(Rect); (заполнение прямоугольника цветом)

end;

{цикл , в котором осуществляется «падение»}

for i:=1 to 11 do

begin

for k:=1 to 100000000 do; {задержка}

{Перерисовка ячеек}

DrawGrid1.Canvas.Brush.Color:=clWhite;

DrawGrid1.Canvas.FillRect(Rect);

Rect:=DrawGrid1.CellRect(j,i);

DrawGrid1.Canvas.Brush.Color:=c;

DrawGrid1.Canvas.FillRect(Rect);

end;

end;

Прежде чем заполнить ячейку цветом мы должны определить координаты прямоугольника, который занимает ячейка. Такие координаты определяются при помощи метода CellRect(Col, Row). В этой процедуре используется переменная Rect типа TRect. Тип TRect имеет следующий вид

TRect = record

case Integer of

0: (Left, Top, Right, Bottom: Integer);

1: (TopLeft, BottomRight: TPoint);

end;

Координаты прямоугольника могут определяться двумя способами как четыре координаты, задающие координаты в пикселях положение левого верхнего и нижнего правого углов ячейки, или как две ссылки на положение нижний левый и верхний правый угол.

Теперь запустим программу. На экране появится форма с пустой таблицей. Если теперь нажать на кнопку «Пуск», то с верхней строки таблицы начнет падать цветной квадратик (см. рис. 2).

  1. Таблица StringGrid

Таблица TStringGrid является потомком класса TDrawGrid. Таблица класса TStringGrid удобна если нужно работать с текстовой информацией. Также в этой таблице можно хранить и графические объекты. Кроме наследуемых класс TStringGrid обладает собственными характеристиками. Отметим следующие свойства этого класса.

Cell[Col,Row] – свойство-массив типа string. Col и Row - индексы целого типа, представляющими собой индексы столбцов и строк. Определяет ячейку, находящуюся в столбце Col и строке Row.

Cols[Index] – свойство-массив типа string с индексами целого типа. Определяет столбец таблицы с индексом Index.

Rows[Index] – свойство-массив типа string с индексами целого типа. Определяет cтроку таблицы с индексом Index.

Objects[Col, Row] – свойство-массив типа TObject с индексами целого типа. Содержит указатель на объект, находящейся в столбце Col и строке Row. Например, оператор

StringGrid1.Objects[2, 3] := MyIcon;

определяет, что в ячейке с индексами (2, 3) будет находиться объект с именем MyIcon. Заметим, что сначала нужно создать объект нужного типа. Например, если MyIcon имеет тип ТIcon, то нужно использовать опеатор

StringGrid1.Objects[2, 3] := ТIcon.Create;

Наиболее просто работать с такими таблицами в случае, когда ячейки должны содержать только текстовую информацию. В этом случае следует установить свойству DefoultDrawing значение true и задать для каждой ячейки соответствующий текст, используя свойство Cell (это свойство доступно только на этапе выполнения программы).

Пример. Создадим таблицу, в которую занесем фамилии студентов, их экзаменационные оценки по трем предметам и средний балл.

Используя страницу Additional палитры компонент, разместим на форме компоненту StringGrid. Она получит имя StringGrid1. С помощью инспектора объектов удалим горизонтальную линейку прокрутки таблицы строк (нам потребуется только вертикальная), для чего зададим свойству ScrollBars значение ssVertical.

П
усть наша таблица будет рассчитана на 20 человек. Зададим свойству
RowCount значение 21 (одна строка нам понадобится для заголовков столбцов таблицы), а свойству ColCount – значение 6. Теперь таблица имеет вид, изображенный на рисунке 3.

В разделе описания типов опишем два новых типа. Тип s15 задает строку из 15 символов, которая будет предназначена для хранения фамилии студента. Тип zap представляет собой запись, которая состоит из фамилии студента и целочисленного массива для хранения оценок по трем предметам.

s15=string[15];

zap= record

fam: s15; {фамилия студента}


ball:array [1..3] of integer; {массив оценок по трем предметам}

end;

На странице Events инспектора объектов для кнопки StringGrid1активизируем мышью (двумя щелчками) событие OnShow и в заготовку обработчика события поместим текст программы, при помощи которого информация о студентах, хранящаяся в файле text.txt, разместиться в таблице.

Сначала, при помощи метода Cell зададим название столбцов таблицы. Затем откроем файл text.txt и, используя цикл, будем читать по одной записи из файла и заносить эти данные в таблицу. Параллельно будет производиться подсчет среднего балла.

procedure TForm1.FormShow(Sender: TObject);

var i,j,size:integer;

begin

{Названия столбцов}

StringGrid1.Cells[1,0]:='Фамилия';

StringGrid1.Cells[2,0]:='Математика';

StringGrid1.Cells[3,0]:='Физика';

StringGrid1.Cells[4,0]:='Химия';

StringGrid1.Cells[5,0]:='Средний балл';


assignFile(f,'text.txt');

reset(f);


{заполнение таблицы}

i:=0;


while not eof(f) do

begin

i:=i+1;

StringGrid1.Cells[0,i]:=IntToStr(i); {вывод порядкового номера записи}

read(f,z); {чтение записи}

StringGrid1.Cells[1,i]:=z.fam; {вывод фамилии}

mid:=0;

for j:=1 to 3 do {вывод оценок}

begin

mid:=Mid+z.ball[j];

StringGrid1.Cells[j+1,i]:=IntToStr(z.ball[j]);

end;

mid:=mid/3;

StringGrid1.Cells[5,i]:=FloatToStr(mid); {вывод среднего балла}

end;


end;

Если теперь запустить проект, то в результате на экране появится таблица, изображенная на рисунке 4. Мы можем просматривать все записи, используя вертикальную линейку прокрутки.

Если кроме текста необходимо отображать изображение, то придется дополнительно создать объекты, содержащие необходимые изображения, поместить указатель на них в свойство Object и написать обработчик события OnDrawCell, который будет отображать эти изображения.

Заметим, что если значение свойства DefoultDrawing имеет значение true, то вначале в верхней части таблице прорисовывается текст, заданный свойством Cell, а затем вызывается обработчик события OnDrawCell, если этот обработчик назначен. Как правило, обработчик помещает в ячейку изображение, определяемое свойством Object. Если свойство DefoultDrawing имеет значение false, то отображение ячейки полностью определяется обработчиком события OnDrawCell.

Пример. Пусть нам нужно задать таблицу, состоящую из трех столбцов и трех строк. В ячейках таблицы должны быть размещены графические изображения. Причем, все изображения одинаковы, кроме одного, которое в начале работы программы находится в центре (см. рисунок 5). Место расположения отличного от других изображения может изменяться, если щелкнуть мышью по другой ячейке.

Прежде чем заносить изображение в ячейку таблицы следует сначала создать объект нужного класса. В зависимости от вида изображения, это может быть объект типа TIcon для файлов с расширением ico, TBitmap для файлов с расширением bmp и TMetafile для файлов с расширением emf или wmf. После того, как объект создан, можно загружать графический файл. Например, если мы хотим в ячейке с индексом (1, 1) изобразить картинку, которая сохранена в файле с расширением bmp, то можно использовать следующую последовательность команд.

Objects[1,1]:=TBitmap.Create;

with StringGrid1.Objects[1,1] as TBitmap do

LoadFromFile(‘Имя_файла’);

Д
ля того, чтобы загружать изображение для всех ячеек создадим метод
LoadPic. Параметрами этого метода – два целых числа, определяющие ячейку в которой будет находится отличное от других изображение.

procedure TForm1.LoadPic(k,l:integer);

var i,j:integer;

begin

with StringGrid1 do

begin

for i:=0 to 2 do

for j:=0 to 2 do

begin

Objects[i,j]:=TBitmap.Create; {Создание объекта типа TBitmap}

with StringGrid1.Objects[i,j] as TBitmap do

if (i=k) and (j=l) then LoadFromFile('U.bmp'

else LoadFromFile('g.bmp'); {Загрузка изображения}

end;

end;

end;

В методе LoadPic для каждой ячейки создается объект типа TBitmap, а затем загружается изображение для ячейки с индексами (i,j) из файла u.bmp, а для всех остальных из файла g.bmp.

Теперь нужно написать обработчик события OnDrawCell, который будет состоять только из одного оператора, вызывающего метод StringGrid1DrawCell, который размешает изображение в ячейках. Параметры метода – это координаты левого верхнего угла изображения относительно ячейки и объект, который должен быть изображен. Активизируем мышью событие OnDrawCell для таблицы StringGrid1 на странице Events инспектора объектов и запишем следующий текст.

procedure TForm1.StringGrid1DrawCell(Sender: TObject; ACol, ARow: Integer;

Rect: TRect; State: TGridDrawState);

begin

StringGrid1.Canvas.Draw(Rect.Left+12,Rect.Top+12,

TBitmap(StringGrid1.Objects[ACol,ARow]));

end;

Выделим форму и в странице Events инспектора объектов активизируем мышью событие OnActivate формы. Здесь мы вызовем метод LoadPic c параметрами (1,1) для того, чтобы задать начальное изображение таблицы (отличная картинка будет находиться в ячейке с индексами (1,1)).

procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject);

begin

LoadPic(1,1);

end;

Теперь создадим обработчик события OnMouseDown. Сначала нужно определить индексы ячейки, на которой мы щелкнем мышью, затем загрузить нужные файлы для ячеек и, наконец перерисовать содержимое ячеек. В результате получим следующую процедуру.

procedure TForm1.StringGrid1MouseDown(Sender: TObject;

Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

var i,j:integer;

begin

StringGrid1.MouseToCell(x,y,i,j); {Определяем индексы ячейки}

LoadPic(i,j); {Создаем объекты и загружаем файлы}

{Перерисовываем содержимое ячеек}

StringGrid1.OnDrawCell:=StringGrid1DrawCell;

end;

  1. Компонента TListView

Компоненту ListView тоже можно отнести к таблицам, т.к. она тоже позволяет отображать двумерную информацию. Но в отличии от других, рассмотренных таблиц, эта компонента позволяет отображать информацию несколькими способами. Опишем некоторые из свойств компоненты TlistView.

Items - позволяет добавлять и удалять элементы.

Columns - с помощью этого свойства можно изменять заголовки столбцов.

ColumnClick - если это свойство имеет значение true, то заголовки столбцов ведут себя подобно кнопке и событие OnColumnClick происходит, когда пользователь щелкнул на заголовок столбца.

ViewStyle - определяет каким образом отображаются элементы: вертикально, горизонтально или в столбцах с заголовками. Для этого свойства могут быть установлены значения vsList, vsIcon, vsReport или vsSmallIcon. Если свойство имеет значение vsIcon, то каждый элемент будет отображаться как полноразмерный значок, имеющий снизу установленную для него метку. Пользователь может перемещать элементы по полю компоненты. Если установлено значение vsSmallIcon, то элементы списка будут отображаться в виде маленьких значков, также имеющих справа , установленную для них метку. При значении vsList элементы располагаются в столбец и их нельзя перемещать. Если свойство ViewStyle имеет значение vsReport, тогда вся информация располагается в виде таблицы.

Рассмотрим некоторые возможности класса TListView на простейшем примере.

Пример. Пусть требуется создать список сотрудников, состоящий из фамилии, домашнего адреса и домашнего телефона.

Д
ля решения этой задачи на форме разместим компоненту
ListView. При помощи свойства Items создадим требуемый список сотрудников. Причем фамилии будут основными элементами, а адрес и телефон – подэлементами (см. рис. 5). Используя свойство Columns, зададим названия столбцов будущей таблицы.

Теперь разместим на форме компоненту RadioGroup, при помощи которой мы будем менять вид представления информации. RagioGroup будет содержать четыре переключателя, которые мы назовем: «Мелкие значки, «Крупные значки»», «Список» и «Таблица». Для события OnClick компоненты RadioGroup напишем обработчик, который будет изменять вид преставления при изменении активного переключателя.

procedure TForm1.RadioGroup1Click(Sender: TObject);

begin

case RadioGroup1.ItemIndex of

0: ListView1.ViewStyle:=vsSmallIcon;

1: ListView1.ViewStyle:=vsIcon;

2: ListView1.ViewStyle:=vsList;

3: ListView1.ViewStyle:=vsReport;

end;

end;

Т
еперь, если запустить проект, то в поле компоненты
ListView мы увидим список сотрудников. При помощи переключателей мы получаем разный вид информации (см. рис. 6 ).

Содержание.


1 Класс ТCustomGrid 2

2 Таблица DrawGrid 5

3 Таблица StringGrid 7

4 Компонента TListView 12



Случайные файлы

Файл
166073.rtf
46474.rtf
1.doc
128324.doc
90062.rtf