План интегрированного урока "В битвах за честь и славу" (Средневековое рыцарство: история и культура) (113460)

Посмотреть архив целиком

Формирование предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла. (На примере интегрированного урока по истории и литературе в 6 классе)


Учителя: Денисова Елена Радомировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;

Сядейская Юлия Андреевна, учитель истории и обществознания второй квалификационной категории


Тема урока: «…В битвах за честь и славу» (Средневековое рыцарство: история и культура)


Цель: - углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории, культуре и литературе Средневековья


Задачи:


  • формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)

  • формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)

  • формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов)



Пояснительная записка


Работая в 6А классе второй год, мы убедились, что в целом дети имеют хорошо развитый интеллект, обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Они любознательны, активны, работоспособны, и при этом чрезвычайно подвижны, эмоциональны. При большой наполняемости класса (32 человека) и явной нелюбви учащихся к строгой дисциплине работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно; неоднократная смена видов деятельности просто необходима, иначе эффективность работы будет снижена, формирование ключевых компетенций замедлится. Исходя из этого, мы решили разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и литературе, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.



7. Вид урока: повторительно-обобщающий


8. Тип урока


- по когнитивному типу: поисковый межпредметный

- по оргдеятельностному типу: групповая работа

- по коммуникативному типу: бинарный урок


9. Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:


- работа с наглядными пособиями

- мультимедийные проекты

- «каждый учит каждого»

- работа в малых группах

- элемент ролевой игры

- разрешение проблем («дерево решений»)


10. Виды ключевых компетенций:


- информационно-коммуникативная

- учебно-познавательная

- общекультурная

- ценностно-смысловая


11. Приёмы рефлексии на уроке или в домашнем задании:


- рефлексия чувств (на уроке)

- рефлексия, связанная с выяснением ценностей (домашнее задание)



Д/З: Оцени данные аспекты урока по пятибалльной шкале


В ходе подготовки к уроку

На уроке

Получение новой информации



Твоё личное участие в работе малой группы



Полученный результат работы малой группы



Деловое общение участников малой группы



Данная тебе возможность проявить себя



Возможность получения оценки




13. Оборудование:


  • мультимедийное сопровождение

  • раздаточный материал (листы помощи)


14. Оформление доски: средневековые гербы, плакат-сюрприз


Ход урока

  1. Организационный момент:

  • тема урока

  • цели, задачи урока

  • объяснение хода урока

  1. Повторение изученного материала (вопросы классу):

  • Что такое баллада?

  • В творчестве каких русских поэтов девятнадцатого столетия жанр баллады получил своё развитие?

  • Что такое «сословие»?

  • На какие сословия было разделено средневековое общество?

  1. Сообщения учащихся:

      • Группа Историков (8 человек)

В VII-VIII веках распространялись формы феодального землевладения. При передаче земли в феод его жалователь становился сеньором, а получатель – вассалом, что предполагало военную службу. В условиях борьбы за земли вассальная служба становилась необходимостью. К этому периоду относится зарождение рыцарства.

Обычно младшего сына другого рыцаря или феодала отдавали на обучение к рыцарю на период с 14 до 21 года. Он был оруженосцем. Оруженосца называли «эсквайр» .Это слово произошло от латинского scutarius – «щитоносец».

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копье. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копье - победу правды над ложью. Таков был обряд посвящения в мирные дни. Но во время войны рыцарское звание часто жаловалось среди лагеря или на поле битвы. В этом случае все ограничивалось тремя ударами по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы.

Когда рыцарь поступал на службу к крупному феодалу, он становился его слугой – вассалом. Проходил ритуал принесения вассальной присяги – оммаж от латинского homo – «человек». Феодал и рыцарь приносили взаимную клятву верности. Феодал спрашивал: «Хочешь ли ты быть моим человеком?» Рыцарь отвечал: «Я хочу, я становлюсь вашим человеком».

Эта клятва называлась фуа. Далее шло рукопожатие и обмен поцелуями.

Рыцарские традиции складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Очень часто рыцарские «подвиги» приносили горе, разорение, поругание и позор многим людям.

Для того, чтобы во время сражения узнать своих, стали использовать отличительные знаки – гербы. Герб изображался на всем его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту, зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность, печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином; лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французской знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Одной из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы.

Сюзерен нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали оповещение, а наиболее выдающимся рыцарям развезли особые приглашения, писанные на пергаменте. В этих приглашениях точно указывалось место, избранное для состязания, и назывались награды, назначенные победителям. Такими наградами могли быть медведь, пара борзых, ястреб, иногда венок, пояс или мешочек (aumosniere - где хранились деньги и духи; носился на поясе) от какой-либо знатной дамы.


Случайные файлы

Файл
95725.rtf
39179.rtf
183926.rtf
138803.rtf
46956.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.