Отечественная история (61131)

Посмотреть архив целиком

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Утверждено на заседании

кафедры истории и политологии

3 июня 2009 г.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие














Ростов-на-Дону

2009


УДК 66.2.

Отечественная история: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2009. – 63 с.

Рекомендовано кафедрой истории и политологии в качестве учебно-методического пособия для студентов очного и заочного отделений Ростовского государственного строительного университета.

Редакционная коллегия:

д-р ист. наук, проф. П.Д. Тепун

канд. ист. наук, доц. Г.Г. Зинченко

Ответственный за выпуск:

д-р ист. наук, проф. П.Д. Тепун

© Ростовский государственный

строительный университет, 2009

Редактор Т.М. Климчук

Подписано в печать 28.08.2009 г. Формат 60х84 1/16.

Ризограф. Бумага белая. Уч.-изд. л. 6,5.

Тираж 100 экз. Заказ 68.

Редакционно-издательский центр Ростовского государственного

строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162.



ПРЕДИСЛОВИЕ


В системе современного социально-гуманитарного образования важную роль имеет историческая наука. В настоящий период возникла потребность в обновлении свода знаний об истории развития нашей страны и общества на основе нового восприятия прошлого и настоящего, исходя из современного понимания истории как единого процесса общецивилизационного развития, синтезирующего достижения отечественной и зарубежной теоретической и исторической мысли.

Учебно-методическое пособие соответствует программе курса "Отечественная история" Государственного образовательного стандарта профессионального образования и предназначено для студентов университета, изучающих отечественную историю в контексте мировой истории. Пособие построено таким образом, чтобы облегчить студентам изучение учебного курса в условиях отсутствия стабильных учебников.

Авторы стремились обратить внимание на те исторические процессы, в которых нашло отражение общее и особенное в историческом развитии России, специфика и последующий характер ее пути, наиболее ярко проявились ведущие тенденции социально-экономического прогресса. Составной частью пособия является региональный компонент анализируемых исторических процессов.


ТЕМА 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА


  1. История как наука. Методы изучения истории. Особенности и функции исторического знания.

  2. Развитие исторического знания в России.

  3. Особенности исторического развития России.


1

Само понятие «история» (от греч. historia-рассказ о прошедшем) возникло в эпоху античности, примерно в I тыс. до н.э. Отцом исторического знания традиционно принято считать древнегреческого писателя – историка Геродота. Изначально именно они были основой мировоззрения, отражали закономерности окружающего мира и место в нём человека. Постепенно формировались взгляды на историю народов и государств как на постоянное циклическое чередование взаимосвязанных событий.

Слово «история» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, история как прошлое, череда прошедших событий. Во-вторых, история как наука. История является научной дисциплиной, занимающейся изучением прошлого. Объектом исторического знания выступает историческая действительность. Она состоит из событий, происшествий, необратима и неповторима. Таким образом, можно обозначить историческое знание как знание о прошлом. Предмет исторического знания – это то, что конкретно мы вкладываем в понятие прошлого, что нас интересует в нём, что мы хотим из него вынести – закономерности и результаты исторического процесса.

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. История как область знаний является памятью народа о прошлой жизни и составляет основную часть национального самосознания. Знание истории способствует преемственности поколений, без чего народ, общество утрачивают поступательное развитие.

С тех пор как люди стали задумываться о прошлом, появилось различение священной (сакральной) и обыденной (профанной) истории. Примером сакральной истории может служить христианское богослужение, ежегодно в течение двенадцати месяцев повторяющее события земной жизни Христа. Исторические представления современного типа начинают складываться, когда появляется возможность фиксировать информацию о событиях, чтобы сохранить её для потомков, для истории.

Историческая память невозможна без знания о прошлом, которое должно дойти до потомков. Только с возникновением письменности появляется возможность отчётливого исторического знания. Атрибутом исторического сознания является хронология как способ упорядочивания прошлого. Хронология, устанавливая точные датировки прошлого, занимается определением относительного и абсолютного места событий в истории.

Исторические события становятся историческими фактами. Но не каждое событие есть исторический факт, а только такое, которому придаётся особое значение, например война, повлекшая за собой исчезновение государства или целой культуры, а может быть это какое-нибудь открытие, перевернувшее жизнь человечества. Историческим фактом принято считать достоверное знание о прошлом. Затем это знание должно быть встроено в существующую систему взглядов, то есть занять своё место в истории.

История – это знание о переменах, произошедших от прошлого к настоящему и к будущему. История – это жизнь наших предков во всём её разнообразии. Это судьбы людей, их печали и радости. История не просто рассказывает нам о прошлом, она позволяет увидеть себя на фоне предыдущих поколений, именно история придаёт смысл нашей жизни. Изучение истории помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить с будущим развитием событий.

Для понимания истории необходимо оперировать не отдельными фактами, но их последовательностями, то есть процессами. Исторический процесс – это последовательность исторических фактов, отражающая развитие человеческой культуры.

Выделяются следующие основные методы исследования истории (метод – от греч. Method – путь к чему-либо, способ построения и обоснования какой-либо системы знаний):

1. Теологический метод рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение. И в современных условиях при наличии значительного числа верующих теологический метод имеет право на существование.

2. Субъективно-идеалистический метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов, исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе взаимодействием между личностью и обществом.

3. Диалектико-материалистический метод. Краеугольный камень диалектического материализма есть учение о материальной природе мира, то есть в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия – общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом. Исследователь, который хочет познать правду истории, будет учитывать и материальные и субъективные факторы.

Степень научности полученных знаний обусловливается строгим соблюдением основных принципов исторической науки, к которым относятся: 1) принцип объективности; 2) принцип историзма; 3) принцип социального подхода.

Принцип объективности (всесторонности) включает: 1) использование без искажения исторических фактов с учетом степени их достоверности (оценка источника, его соответствия другим источникам, степень вероятности данного явления в конкретных условиях и др.); 2) использование всей суммы фактов, относящихся к данному явлению, без исключения («умолчания»); 3) признание объективного характера закономерностей общественного развития.

Принцип историзма предусматривает: 1) изучение общественных явлений в развитии (каким было, какие этапы развития проходило и каким стало ко времени изучения); 2) изучение явления во взаимосвязи с другими, тоже развивающимися во времени; 3) оценку явления, факта, личности, исходя из конкретных исторических условий того времени (а не абстрактных или современных понятий) и определение характера их влияния на дальнейшее развитие общества.

Принцип социального подхода включает: 1) изучение социальной структуры общества (классы, социальные слои); 2) анализ социальных интересов различных слоев и их противоречий; 3) изучение проявления этих интересов в различных областях общественно-политической и культурной жизни.


Случайные файлы

Файл
170152.rtf
108909.rtf
136258.doc
58282.rtf
45805.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.