Речевые коммуникации (42128)

Посмотреть архив целиком

Тема 1 Теория красноречия. Ее истоки. Знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима


Красноречие возникло приблизительно в V веке до н. э. в др Греции. С развитием демократических государств возникает огромная необходимость в красноречии. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Перикл (490-429 до нэ)-сооружены Парфенон, Одеон. Логографы – люди, умеющие составлять речи. Горгий(483-375 до нэ) -учился по образцовым речам, «не доказать истину, а убедить».

Эллинская риторика- задачи - нравственность, мудрость. Артистизм.

Каноны старой риторики – 1.инвенция:изобретение мысли, подготовка содержания речи; 2. диспозиция: композиция; 3. элокуция – выражение, украшение; 4. мемориа – память; 5. акция – исполнение. Появляются стили: высокие и низкие, худ и деловой. Сократ (469-399 до нэ) – отец диалектики. Платон(427-347 до нэ)- «Р. Должна зиждиться на истине, для того чтобы речь оратора была прекрасна, разум оратора должен постичь истину». Демосфен(384-? до нэ)про наследство, страшный он там был, но потом научился. Аристотель(384-322 до нэ)- создатель теории красноречия, издал «Риторика» в 3 томах, в кой он отразил мир разума и духовное богатство чел.

Качества оратора по Аристотелю: 1.высокая образованность, 2. обществ активность, 3 уважаемая должность, 4 гос заслуги, 5. мастерство речи, 6. безупречная честность. Аристотель создал учение об основных категориях наун р.: эпос- уместность речи, ее соответствие ожиданиям слушателя; пафос – замысел, создание речи, позиция говорящего, логос- словесные язык. средства, логика. Риторика в Риме. Цицерон (106-43 до нэ)- оратор, поэт, политик. В это время : повысился статус оратора, его роль в соц. Жизни; происходит повышение роли подготовки; возрос эстетич. Фактор в мастерстве красн-я. Цицерон написал «Три трактата об ораторском искусстве». Стало особенно ценно: контрастные фигуры, лаконичность, многообразие интонаций, ритмика речи, иносказания. Ц. по-новому подходит и к философ. основам риторики, распространяя ее функции в познании, ибо знание всех вещей входит в жизнь людей через речь. Марк Фавий Квинтилиан (35-96нэ) - основатель первой гос.школы красноречия. Одним из основных трудов явл «Руководство по орат. искусству» в 12 т. «Сущность риторики – союз мысли и слова». Что сделал: полный перечень троп, изобр средств, усилил внимание к памяти, первый проследил связь р. с лит-рой, разработал программы обучения, методы тренировки, рекомендовал внимательно относиться к построению фразы. Т. о. к началу нэ теорет.риторики были созданы, а во многом опр-ны и разработаны след проблемы: 1. определен предмет р. – красноречие, шире – речь;2. опр. функции р. – убеждение мастерством речи; 3. опр. типы речи и сферы их прим-я; 4. опр. личностные качества говорящего, т.е. его позиции;5. опр. ступени орат. действия – предмет, мысл. основа, построение, выражение, память, исполнение;6. доведение перечисленного до уровня мастерства и даже искусства;7. были опре-ны основы оценки и самооценки, рез-ть речи.


Тема 2 Риторический идеал (его сущность и корни). Развитие красноречия в России


Три основных направления: 1. Р. Должна быть универсальной – может быть использована в разл ситуациях; 2. обращение к национ. языковым основам - этнич. традиции; 3. Рит. идеал выражает позицию отдельных лиц или к.-л. общностей людей; 4. внеш. речь всегда обращена к людям. Признаки риторич. идеала- кто говорит, кому говорит, при каких обстоятельствах, что говорит, зачем, как выражает свою мысль, каков рез-т, облик говорящего, есть ли убеждения у гов-го, какова его позиция, этика речи -глубинная или внешняя – показная. Риторич. идеалы разные : софисты (использование эристики- любых средств для достижения цели)- разраб-та теория пора, связь с логикой, житейскими сит-ями, античный идеал- истина, разработали теорет.основы науки, учение о канонах, речь- двусторонний процесс. Риторика в России. ДО начала 17 в. Искусство красноречия представлено многими яркими именами, но оно воплощается в гомилетике – теории и искусстве проповеди. «Риторика»- из греч. рукописи в 1073 г – образек. Первый учебник риторики был написан Макарием(1617-1679), позднее был переработан в 1699г. Усачевым. Настоящий учебник «Краткое рук-во красноречию» Ломоносова в 1747.Его риторика обращена к античному миру. Он обратил внимание на педагог. проблемы. Считал, что функция убеждения должна быть в смягченных вариантах. «Красно говорить и писать, и тем склонять других к своему мнению». Отстаивал научную истину, учил находить главное, разработал учение о 3 штилях: высоком, среднем и низком. Впервые построил риторич. систему на основе рус. языка. Риторика в 18-19 вв. Рижский И.С. «Опыт риторики», Мерзляков А.Ф. «Краткая риторика», Галич А.И. «Теория красноречия», Н.Ф. Кошанский «Общая риторика», М.М. Сперанский «Частная риторика», Кони «Правило высшего красноречия». 1918 г.- 1924 г. Сущ.-Л. Институт живого слова. В нем работали известнейшие мастера слова - Щерба, Мирхольд, Якубинский. Игнорирование риторики повлекло за сбой упадок реч.умений. В к 70-х пробуждается интерес к риторике труды Лосева, Виноградова, Ивановой, Рождественского. На р.я. были переведены книги Дюбуа «Общая риторика», Карнеги. Риторика имеет все признаки гуманитарной науки :1. имеется предмет, 2. классич. риторика опирается на обобщенный опыт, современная - на закономерности реч. деятельности, 3. имеется богатейшую литру, 4. теснейшим образом связана с психологией, философией, логикой. Современная риторика должна быть: оперативной, обеспечивать, и ориентироваться в жизни, уметь понимать возможные смыслы высказывания.



Тема 3 Основные виды красноречия


В данной типологии в качестве критерия – сфера соц.деят-ти говорящих.

1. Политические речи.

Политика – от греч. «политикос» - искусство управлять гос-вом.

  • Речи информационные (пропаганда,политпросвещение, наука).

  • Речи убеждающие, призывные (агитация).

  • Речи дискуссионные (полемические).

В политич.речи широко исп-ся СМИ, но очень важно «живое» слово (на митингах, демонстрациях). Полит.речи – это орудие демократии.

А.Суворов – «Наука побеждать: Голова хвоста не ждет».

Кутузов, Потемкин, Панин, Засулич, Плеханов, Кропоткин.

1906 – 1917 – Гос.Дума.

Диапазон тематики полит.речей оч.широк: борьба за власть, междунар и межнац.вопросы, экономич.вопросы, нравственно – воспит. и правовые вопросы.

В нач.90х – «Язык власти».

Не смотря на накал страстей, полит.красноречие наиболее регламентированная форма риторики, где в основном соблюдаются нормы этики и языка.

2. Дипломатические речи.

  • Высокое чувство собственного достоинства.

  • Речь должна отражать его высокую образованность – знание языков, культуры, науки.

  • Он д.обладать быстрой реакцией, ценить чужое остроумие.

  • В речи д.присутствовать твердость своей позиции.

А.Грибоедов, Ф.Тютчев, И.Майский.

3.Академическое красноречие.

  • Лекции

  • Научный доклад

  • Научный обзор

  • Научное сообщение

  • Научно-популярная лекция

С.Соловьев, Ключевский, Бердяев, Виноградов, Лихачев.

Основные принципы:

  1. научная глубина излагаемого материала.

  2. точность, логика (обоснованность, доказательность).

  3. знание и учет адресата.

  4. умение устанавливать контакт с аудиторией.

  5. интерес самого лектора к материалу.

Лекторы – Буслаев, Ключевский, Менделеев, Лесгафт.

4. Военное красноречие.

Оно связано с политической, юридической и канцелярской речью. Оно сложилось в Спарте.

5. Духовное красноречие.

Древнейший род красноречия.

  1. Проповедь – слово перед прихожанами.

  2. речь официальная – перед служителями церкви или др.офиц.лицами.

Особенности:

  1. неторопливая, ритмичная, лишенная эмоц.всплесков.

  2. отлично отработанная дикция.

  3. частое цитирование Евангелие, кот.оч.органично вплетается в речь.

  4. синтаксическая четкость, интонационная завершенность.

  5. высокие требования к культуре речи, строгое соблюдение норм.

  6. в дух.заведениях внимание уделяется постановке голоса.

  7. умеренное применение невербальных средств.

В дух.речи часто отражается интерес к внутр.миру человека, осуждаются пороки (гордыня, лицемерие), прославляется мудрость, милосердие, любовь к родине.

Развивается с 988, после крещения Руси. «Слово о законе и благодати» (Илларион, 11в.), проповеди Симеона Полоцкого11в.), Платона (19в.), митрополит Филарет, Пимея, Алексий. Духовные критерии изучает наука гомилетика.

6. Деловая речь.

Требования:

  1. интересы дела

  2. корректность

  3. полное отсутствие сантиментов

  4. логика

  5. служащий – это партнер в дел.отношениях, объект речи, от кот.зависит успех дела.

  6. говорящий д.держать нить разговора в своих руках, и не уступать ее партнеру

  7. если слушателей несколько, то он д.знать позиции каждого.

  8. говорящий не д.забывать, что в паре «г – с» он занимает невыгодное положение, самораскрываясь перед слушающим, т.е. слушающий имеет возможность взвесить свое дальнейшее поведение.

  9. сл.д.решить след.задачи – чему верить, а чему нет; есть ли в речи гов.2 план или нет; какие из условий ему выгодны.


Случайные файлы

Файл
160793.rtf
74205.rtf
15721-1.rtf
17698.rtf
25449-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.