Концепции современного естествознания (11026)

Посмотреть архив целиком

СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Сычев М.М.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Две культуры как отражение двух типов мышления

Этапы развития естественно-научного мышления. История естествознания.

Развитие физико-химической биологии

Панорама современного естествознания и его незавершенность.

Литература

Раздел 1. ФИЗИКА ГЛАЗАМИ ГУМАНИТАРИЯ: ОБРАЗЫ ФИЗИКИ

Пространство, время и материя в контексте культуры

Литература

Тема 1.1. Физика необходимого

Мир дискретных объектов - физика частиц

Состояние физической системы и его изменение со временем.

Импульс, энергия и момент системы как меры движения.

Мир непрерывных объектов - физика полей (континуум).

Сплошная среда и упругие волны

Взаимодействие: концепции близкодействия и дальнодействия

Электромагнитное поле и электромагнитные волны

Интерференция, дифракция и поляризация света.

Литература

Тема 1.2. Физика возможного

Мир микрообъектов - квантовая физика.

Атомы, молекулы, кристаллы.

Периодический закон Менделеева

Квантовые переходы и излучение.

Атомы и молекулы

Мир реальных макрообъектов - статистическая физика.

Тепловое равновесие и флуктуации. Неравновесные состояния и релаксация.

Тепловая физика: от Карно к Гиббсу

Энергия, температура, энтропия.

Ближний и дальний порядки в природе.

Микропорядок и макропорядок. Ближний и дальний порядок.

Фазовые переходы и симметрия.

Необратимость - неустранимое свойство реальности. Стрела времени.

Литература

Тема 1.3. Физика как целое

Иерархия структур природы

Микромир

Физический вакуум как реальность.

Макромир

Мегамир Звезды. Галактики. Вселенная.

Вариационные принципы

Принцип дополнительности

Принципы симметрии и законы сохранения.

Литература

Тема 1.4. От физики существующего к физике возникающего

Современная физическая картина мира

Креативная роль физического вакуума

Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип.

Происхождение галактик и Солнечной системы

Земля: происхождение и динамика геосфер

Роль живых организмов в эволюции Земли

Литература

Раздел 2. ЖИЗНЬ

От атомов к протожизни. Неорганические и органические соединения и их многообразие

Кислоты, основания, соли

Химия жизни

Особенности биологической формы организации материи. Молекулы живых систем.

Матричный синтез. Информационные макромолекулы.

Тема 2.1. Живые системы

Принципы взаимодействия организма и среды обитания.

Принципы воспроизводства и развития живых систем.

Клеточное строение организмов. Принципы структурной организации и регуляции метаболизма.

Жизненный цикл клетки.

Единство и многообразие клеточных типов.

Дифференциация и интеграция функций в организме.

Размножение и развитие организмов.

Смерть и ее биологический смысл.

Многообразие биологических видов — основа организации и устойчивости биосферы.

Принципы систематики и таксономии

Планы строения и принципы функционирования представителей основных таксонов.

Эволюционное и индивидуальное развитие. Онтогенез и филогенез.

Генетика и эволюция.

Литература

Тема 2.2. Человек: организм и личность

Положение человека в царстве животных

Отличительные особенности человека.

Мозг и высшая нервная деятельность

Эмоции

Природа агрессии.

Природа наслаждений

Биосоциальные основы поведения.

Половое поведение человека

Происхождение человека

Этапы антропогенеза

Биологические предпосылки и факторы антропогенеза

Проблемы цефализации

Биосоциальная природа человека

Экология и здоровье. Биополитика

Литература

Тема 2.3. Биосфера и цивилизация

Круговороты вещества и энергии.

Биосфера

Эволюция биосферы

Ресурсы биосферы

Пределы устойчивости биосферы

Биопродуктивность биосферы

Ресурсы биосферы и демографические проблемы

Антропогенные воздействия на биосферу

Экологический кризис и пути его преодоления

Принципы рационального природопользования

Охрана природы

Экология человека

Социальная экология

Антропоцентризм, биоцентризм и решение социальных проблем

Пути развития экономики, не разрушающей природу.

Экологическое право

Что мы можем сделать для сохранения жизни на Земле?

Человек, биосфера и космические циклы.

Литература

Тема 2.4. Основные концепции и перспективы биологии

Раздел 3. ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ОТ ЦЕЛОСТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ К ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЕ

Тема 3.1. От “Бытия” к “Становлению”

Формирование эволюционного естествознания. Историко-философские аспекты современной естественно-научной картины мира

Тема 3.2. Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход.

О направлении самопроизвольных процессов

Критерий устойчивости систем, далеких от равновесия.

Порядок и энтропия

Механизмы эволюции

Литература

Тема 3.3. Качественные методы в эволюционных задачах.

Начала нелинейного мышления. Пространства состояний системы и динамическая модель

Диссипативные системы вдали от равновесия

Литература

Тема 3.4. Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности

Тема 3.5. Самоорганизация в живой и неживой природе

Информационные аспекты синергетики

Литература

Заключение.

Литература


СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ

бизнеса и предпринимательства

------------------------------------------------------------------------------------------

учебно-деловой центр морозовского проекта


214018, г.Смоленск Гагарина 22а

Телефон / факс: (0812) 65-99-13, 65-99-14

E-mail: root@businst.smolensk.su

http://globus.smolensk.ru/user/businst/welcome.htm

или

http://sibe.da.ru


Введение. Две культуры как отражение двух типов мышления

Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Культура (от лат.: возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Культура представляет собой меру человеческого в человеке. Надбиологический характер культуры - ее важнейшая особенность.

Считается, что исходно культура была единой, а разрыв гуманитарного и естественнонаучного знания является чертой Нового времени (Теория “двух культур” Ч.Сноу).

Существование “двух культур” иногда пытаются объяснить дефектами системы образования, которые, как кажется некоторым, легко исправить: достаточно дать студентам-гуманитариям какие-то (неизбежно поверхностные) знания о достижениях естественных наук.

Однако корни дихотомии лежат глубже. Естественные науки имеют дело с Природой в целом и с человеком, как природным телом. Гуманитарные дисциплины - с духовным миром человека. Различные по существу объекты требуют разных подходов (наука - мышление в понятиях, искусство - мышление в образах) , что в условиях дифференциации наук в Новое время не могло не привести к известному расхождению в развитии двух сфер культуры.

С эпохи Возрождения вот уже пять столетий наука и искусство существуют и развиваются как самостоятельные и обособленные друг от друга сферы человеческой деятельности, и именно отсюда берет свое начало проблема соотношения науки и искусства (И.Т.Фролов,1989).

В дальнейшем по мере развития науки сфера искусства все более отдаляется от нее. Наука все более утверждается в качестве универсальной формы познания.

В противовес этому развиваются эстетические концепции, в которых, как это имело место у немецких и французских романтиков, видению художественного гения отдается предпочтение перед научным познанием. Это получило философское обоснование в учении Канта о “трансцендентальной эстетике”, а также в “Системе трансцендентального идеализма”, где гениальность трактуется как “непостижимая”, “темная неведомая сила”.

По Канту, гениальность может проявляться только в области художественного творчества, противопоставляемого в этом отношении научному познанию, где ученый может быть талантлив, даже велик, но его достижения доступны пониманию с помощью рассудка.

Шеллинг развивает версию о “магии искусства”, реализующего “бесконечность бессознательности”, называя его “чудом”, которое недоступно конечному рассудку. Наука поэтому оказывается у Шеллинга чем-то низшим по сравнению с искусством, которому “надлежит быть прообразом науки, и наука лишь поспешает за тем, что уже оказалось доступным искусству”.

Гегель считал искусство лишь особой формой познания, постигающей истину в чувственной форме. Поскольку же существуют более совершенные категориальные формы воплощения истины в науке и философии, искусство оказывается подчиненным, второстепенным моментом в общем процессе постижения абсолютной идеи. Тем не менее Гегель показал великое познавательное значение искусства.

Гете был не только великим художником - поэтом, писателем, но и выдающимся естествоиспытателем. Он стремился найти единые принципы для научного анализа природы и для художественной деятельности в искусстве. Гете развил учение о “первичном феномене”, по которому человек в единичном может увидеть всеобщее, в явлении - раскрыть сущность, пользуясь “созерцательной способностью суждения”.


Случайные файлы

Файл
TGP.doc
179460.rtf
99281.rtf
47893.rtf
96858.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.