формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства (114675)

Посмотреть архив целиком

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава I. Теоретические основы формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства

1.1 Музыкально-педагогическое наследие о роли музыки в духовном воспитании учащихся

1.2 Воспитательные возможности песен композиторов Зауралья для учащихся

Глава II. Педагогические условия формирования духовной культуры школьников средствами вокальной музыки

2.1 Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику

2.2 Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования

Заключение

Библиография



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы: На протяжении многих лет проблема формирования духовной культуры учащихся привлекала к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, музыкальной педагогики. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры школьников является искусство, в частности музыка. Она представляет собой и передачу из поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает выполнение задач воспитания и развития духовной культуры школьников.

Мы солидарны с мыслью Бахтизиной Д. И., что музыка как составная часть духовной культуры общества является показателем его духовного здоровья. [5, 17]

Не секрет, что учащиеся, окончившие среднюю школу, не знают и двух народных песен от начала до конца, а если и знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. Между тем, при умелом подборе школьно-песенного репертуара они становятся одними из самых любимых и на их основе можно воспитать высоконравственную личность.

Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые - психологи – Л. С. Выготский, В.В. Давыдова, Б. М. Теплов. Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека.

Важное значение в исследовании имеют: теория эстетического воспитания (Б. Т. Лихачёв), теоретические положения о духовно-эстетическом потенциале искусства (Э. Т. Ардаширова, Д. И. Бахтизина, Л. Ч. Загитова). В определении перспектив духовного воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогике О. А. Апраксиной, Э. Б. Абдуллина, Н. А. Ветлугиной, Н. Л. Гродзенской. Представляют глубокий интерес исследования роли национальной музыкальной культуры в духовном формировании личности человека Л. П. Атановой, Н. В. Ахмеджановой, Н. Г. Ямалетдиновой, А. С. Зиннуровой и др.

До сих пор не потеряли своей актуальности идеи выдающихся педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, М. Уметбаева, В. Ф. Одоевского, и др.

Формирование духовных качеств личности средствами искусства невозможно осуществить без учета национально-регионального компонента школьников. В решении этого вопроса мы опирались на исследования учёных этнопсихологов – В. Г. Крысько, Э. А. Саракуева, Л. М. Кашаповой.

В данной дипломной работе мы акцентировали своё внимание в первую очередь на школьно-песенном репертуаре, т.к. на наш взгляд это наиболее важная и доступная для детей область в музыкальном образовании и воспитании.

Целью исследования: изучить и экспериментально подтвердить роль музыкального репертуара как средства формирования духовной культуры школьников.

Объектом исследования является процесс формирования духовной культуры школьников.

Предмет исследования: школьно - песенный репертуар.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой методически правильно подобранный музыкально-песенный репертуар для детей школьного возраста поможет развить духовную культуру.

Для успешного внедрения данного опыта в практику своей работы были выдвинуты следующие задачи:

  1. Приобщить детей к лучшим образцам классической, русской, зарубежной, национальной музыки.

  2. Выявить воспитательные возможности школьно - песенного репертуара как эффективного средство формирования духовной культуры школьников.

  3. Внедрить школьно-песенный репертуар композиторов Зауралья в практику.

  4. Разработать методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также для преподавателей в системе дополнительного образования.

Методологическая основа исследования: составляют философское учение о роли музыкального искусства в нравственном воспитании (Сократ, Аристотель, Пифагор, Ж. Ж. Руссо, В. И. Соловьёв); идеи о воспитании духовных ценностей в гуманитаризации педагогического образования (Б. Т. Лихачев, В. Сухомлинский, Э. Т. Ардаширова); музыкально-педагогическая теория приобщения детей к основам музыкальной культуры (Д. Б. Кабалевский); концепции отечественных и зарубежных исследователей о роли национальной музыки в воспитании детей (Ю. Б. Алиев, Л. П. Атанова, Л. М. Кашапова, А. С. Зиннурова, Г. М. Науменко); музыкально-педагогическое учение о развитие творческих и музыкальных способностей (Б. В. Асафьев, О.А. Апраксина, Э. Б. Абдуллин).

Для достижения поставленной цели, и решения сформулированных задач был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение методической, научно-педагогической и музыковедческой литературы, целенаправленное педагогическое наблюдение, проводится исследование педагогической проблемы подбора музыкально-песенного репертуара как условия формирования духовной культуры учащихся.

Теоретическая значимость нашей работы состоит в изучении и подробном анализе методической и научной литературы по данной проблеме; в выявлении особенностей музыкального репертуара и её художественной ценности.

Практическая значимость заключается:

  1. В составлении и издании сборника по школьно – песенному репертуару 5 - 8 классов с учетом возрастных особенностей.

  2. Разработке методических рекомендаций для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также преподавателей в системе дополнительного образования.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


    1. Музыкально-педагогическое наследие музыки в духовном воспитании учащихся


Для определения теоретических основ формирования духовности учащихся, необходимо раскрыть сущность понятия «духовность». Толкования этого слова многозначно и зависит от сферы применения. Этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.

Духовность – свойство природы самого человека, это-то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность. Я предполагаю, что духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Искусство и музыка помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Таким образом, можно кратко дать ответ – духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.

Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. Тем более это относится к детской национальной музыке, имеющей давние традиции. Выразительные средства национальной музыки способствуют развитию моральных чувств, глубокому осмыслению духовных представлений таких как, дружба, сотрудничество, взаимоуважение, взаимообогащение. Поэтому обращение к традициям детской национальной музыки способствует осуществлению плодотворного духовного воспитания учащихся. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

Б. Асафьеву принадлежит замечательная мысль о том, что в музыке ценно не только то, что звучит, но то, какие мысли она рождает. Несомненно, размышление об искусстве помогает глубже понять не только само искусство, но и задуматься над другими проблемами – философскими, эстетическими, социально-психологическими. [2,4]


Случайные файлы

Файл
20973-1.rtf
30574.rtf
10268-1.rtf
9870.doc
57290.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.