Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению (113858)

Посмотреть архив целиком

Содержание


Введение

Глава I. История развития вопроса в работах педагогов

    1. Взгляды зарубежных представителей педагогики

    2. Развитие вопроса в России

    3. Сущность индивидуально-личностного взаимодействия

    4. Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности

    5. Методы развития творческих способностей у детей

Глава II. Внеклассная работа по труду (из опыта работы)

    1. Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства

2.2.1 Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель

    1. Аппликация из соломы

2.2.1 История развития работы с соломой

2.2.2 Технология работы с соломой

2.2.3 Методика изготовления аппликации из соломы

    1. Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства

2.3.1 История появления мозаики как вида декоративно-прикладного искусства

2.3.2 Методика изготовления мозаики из яичной скорлупы

    1. Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению

2.4.1 История возникновения работы с папье-маше

2.4.2 Технология изготовления папье-маше. Работа с ним

Глава III. Практическая часть

    1. Использование техники работы с разными материалами на кружковых занятиях

    2. Методы, используемые на занятиях

    3. Конспекты занятий

    4. Рекомендации

    5. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет

Заключение

Список литературы



Введение


В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важнейшую роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Произведения декоративно-прикладного искусства наряду с делением их по практическому назначению (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда и т.д.) классифицируются по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль) и по технике выполнения (резьба, роспись, чеканка, инкрустация, мозаика и т.д.) Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в процессе занятий различными видами декоративно-прикладного искусства органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания школьников.

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.

В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия декоративно-прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и трудового обучения, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, биологии, истории, литературы и других учебных дисциплин.

Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно-прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.

Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. В школах, находящихся в районах распространения народных художественных промыслов, учащиеся на уроках трудового обучения изучают традиционные приемы художественной обработки материалов, свойственные своему краю. Благодаря содружеству школ и предприятий художественной промышленности в этих местах учащиеся с раннего возраста находятся в тесном общении с народным искусством (изучают его богатейшие традиции), в интересном, увлекательном творческом процессе, который лежит в основе обучения, приобретают рабочую профессию. Приток молодых сил в свою очередь дает возможность художественным комбинатам постоянно расширять производство, совершенствовать и развивать традиции народных художественных промыслов. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою профессию с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные ими на занятиях, повысят их культурный уровень, расширят кругозор, окажут существенную помощь в работе по выбранной специальности.

Важным звеном в трудовом и эстетическом воспитании учащихся общеобразовательных школ средствами декоративно-прикладного искусства являются внеурочные занятия внеклассная и внешкольная работа так считают следующие педагоги: Я.А. Каменский, Дж. Локк, В.В. Сухомлинский, И.П. Волкова и другие.

Занятия в кружках позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом свободное от работы время.

Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.

Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.

В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

Гипотеза – при правильном планировании и организации внеклассной работы по трудовому обучению решаются актуальные на сегодняшний день проблемы развития творческих способностей младших школьников.

Объект: учащиеся младших классов.

Предмет: система методов и приемов работы в кружке.

Задачи:

  1. Изучить историю вопроса.

  2. Выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие творческих способностей младших школьников и формирование у младших школьников внимательного, ответственного, заинтересованного отношения к внеклассным занятиям по труду.

  3. Познакомиться с опытом работы учителей по данному вопросу.


Случайные файлы

Файл
153954.rtf
2104-1.rtf
23022-1.rtf
151875.rtf
91235.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.