Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (73761)

Посмотреть архив целиком

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральский государственный университет

имени А. М. Горького

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА














ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПОЗИТИВИЗМА В РОМАНЕ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»






Дипломная работа

студента 6 курса

Ивановой Яны

Александровны


Научный руководитель:

доцент Подчинёнов

Алексей Васильевич








г. Екатеринбург

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. Что такое позитивизм?...........................................................................7


1.1. Понятие и сущность позитивизма……………………………………………...7

1.2. Место позитивизма в русской общественной мысли xix

века ………………………………………………………………………………………………12

1.3.судьба позитивизмаи его значение для россии……………………………….22

1.4.проблема формирования позитивистских взглядов чернышевского..26


Глава 2. Позитивизм в романе чернышевского н.г.

"что делать"…………………………………………………………………29


2.1. Общая характеристика романа………………………………………………………29

2.1.1.проблема художественной формы в романе "что делать"……..31

2.1.2.проблема композиции романа……………………………………36

2.1.3. Эзопов язык……………………………………………………….37

2.1.4.диалог автора с "проницательным читателем"………………….40


2.2.этика позитивизма в нравственно- философских размышлениях и поступках героев романа…………………………………………………………………..44

2.2.1."пошлые" люди……………………………………………………44

2.2.2."новые" люди……………………………………………………...49

2.2.3.теория "разумного эгоизма" как основа позитивистской этики в

романе "что делать"………………………………………………54

2.2.4.рахметов "особенный человек"…………………………………..58

2.2.5.реализация философских позитивистских доктрин в романе

"что делать"……………………………………………………….68


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...84


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………86












ВВЕДЕНИЕ


Русская классическая литература ХIХ века была универсальной по своей природе и функциям: она явилась нашей национальной философией, моралью, эстетикой, политикой. Вот почему каждый крупный писатель той эпохи был одновременно теоретиком, философом-мыслителем. Многие пытались сформулировать цельную систему своих воззрений на общественную жизнь и на художественное творчество.

Замечательным примером такого единства теории и практики был творческий опыт Николая Гавриловича Чернышевского. Лидер революционного движения в России, крупнейший философ-позитивист-материалист, создатель стройной эстетической теории, блестящий историк и экономист, Чернышевский воплотил свои научные взгляды в художественной практике – романах, повестях, рассказах, драматургических сочинениях.

Это не означало, что его беллетристические произведения оказались лишь иллюстрацией теоретических доктрин, - нет, автор всегда оставался художником. И все отмеченное выше единство составляет специфическую особенность творческого облика Чернышевского. Об этом свидетельствуют произведения, в том числе и роман «Что делать».

Роман «Что делать»… один из загадочных в русской литературе… По-прежнему вызывают споры многие страницы, смысл которых очень часто оказывался упрятанным в эзоповское слово», - заявил современный биограф Чернышевского, автор обзора новейшей литературы о великом русском мыслителе, критике и беллетристе.1

Г.В. Плеханов посвятил роману Чернышевского Н.Г. «Что делать» первое глубокое исследование: «Кто не читал и не перечитывал этого значительного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? Кого не поражала нравственная красота действующих лиц? Кто после чтения этого романа не задумывался над собственною жизнью, не подвергал строгой проверке своих собственных стремлений и наклонностей? Все мы черпали из него нравственную силу и веру в лучшее будущее… пусть укажут нам хоть одно из самых замечательных, истинно художественных произведений русской литературы, которое по своему влиянию на нравственное и умственное развитие страны могло бы поспорить с романом «Что делать?».2

Эти же слова можно сказать об этом романе и сегодня. Он по-прежнему должен быть интересен нашим современникам и прежде всего как уникальное литературное явление. Новый взгляд на популярное в 19 веке произведение Чернышевского открывает нам эту книгу и её автора совсем с неожиданной стороны. Много чего находим мы в ней необычного для общепринятого истолкования романа. Это и концепция любви Чернышевского, и разумная до научности модель организации человеческого общества, основанного на постулатах добра и человеколюбия; и альтруистический подход к эгоизму (как не парадоксально это звучит), в основе которого высокая мысль о самопожертвовании; и необыкновенная вера автора в человека и его человечность; и его любовь к жизни и к людям. Было бы интересно взглянуть на роман не с привычной для нас социально-политической и идеологической точки зрения, как когда-то нас учили в школе, а заглянуть в душу, в самое сердце этой книги, понять позитивную мысль автора и оценить её по достоинству.

Кроме того, старая как мир мечта человека о лучшей жизни, которая лежит и в основе романа «Что делать», по сей день остаётся актуальной в России.

Поэтому тема данного дипломного проекта «Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать» выбрана не случайно и вполне актуальна на сегодняшний день.

Цель данной работы – проанализировать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать» и изучить позитивистские взгляды в этом романе.

Объектом нашего исследования является роман Чернышевского Н.Г. «Что делать».

Предмет исследования - позитивизм в романе Чернышевского Н.Г. «Что делать».

В ходе исследовательской работы необходимо решить следующие задачи:

1. Обобщить учебную литературу по философии, истории философии и литературе;

2. Определить, что такое позитивизм, каковы его основные черты и в чём заключается суть этого философского учения.

3. Проследить развитие общественной мысли в России в эпоху 60-х годов XIX века и определить роль, место и значение Н.Г. Чернышевского и его романа в этом развитии;

4.Выполнить анализ романа Чернышевского «Что делать» с точки зрения основных идей позитивизма.


Сообразно поставленным задачам в работе использовались следующие методы исследования:

1.Изучение научно-методической литературы;

2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов;

3.Анализ художественного произведения - романа

Н.Г.Чернышевского «Что делать».

В ходе исследования главной проблемой стало осуществление подбора необходимой литературы о жизни, творчестве и философских воззрениях Н.Г.Чернышевского, поскольку идеологизированный в советские времена писатель и его творчество сегодня мало кого интересует как объект научного исследования.

Основными источниками в данной работе послужили следующие труды:

  1. Текстологическое исследование Рейсера С.А. «Некоторые проблемы изучения романа «Что делать» - Л., 1975.

  2. Книга Паперно И. Семиотика поведения: «Н.Г.Чернышевский – человек эпохи реализма» - М., «Новое литературное обозрение», 1996. – в которой автор воссоздает многокрасочную и подробную картину событий «эпохи реализма», обращается к переписке, дневникам и мемуарам шестидесятников, внимательно воспроизводит наиболее характерные подробности быта «новых людей».

  3. Работы Бердяева Н.А. – «Философия свободы»., и «Философская истина и интеллигентская правда». Электронное издание БЭКМ, 2006. – вопрос о развитии общественной философской мысли России 60-х гг. XIXвека.

  4. Академическое издание Зеньковского В.В. – «История русской философии».- вопрос о позитивизме в русской философской мысли, в том числе и у Чернышевского.

  5. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать» и другие его работы.

  6. Справочная литература и др.









ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВИЗМ?

1.1. Понятие и сущность позитивизма.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный), в общем смысле,– это направление современной философии, объединяющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.3 С опубликованием шеститомного "Курса положительной философии" французского философа и учёного О. Конта (1830-1842), было положено начало новому мировоззрению, которое провозгласило решительный разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Такая контовская позиция получила название позитивизм, главным лозунгом которого стало заключение о том, что «Наука – сама себе философия». Поскольку позитивизм не имеет дела с метафизическими проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки метафизики, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как».


Случайные файлы

Файл
30843.rtf
G2.doc
141679.rtf
22031-1.rtf
27719.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.