Правовая природа брака (35666)

Посмотреть архив целиком

Содержание


Введение

1. История становления и развития брака

1.1 Становление и развитие брака в России и зарубежных странах

1.2 Правовое регулирование и правовая природа брака в современном российском праве

2. Правовой анализ понятия и условий заключения брака

2.1 Условия заключения брака по российскому праву

2.2 Порядок заключения брака по российскому праву

3. Правовые проблемы брака в Российском праве

3.1 Правовые проблемы признания брака недействительным

3.2 Обзорный анализ судебной практики по вопросам заключения брака

Заключение

Список использованных источников

Приложения



Введение


Актуальность темы обусловлена тем, что семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. В представленной работе исследуется институт брака.

С течением времени меняется сама природа брака, порядок его заключения и расторжения, подходы к браку. Это делает тему особенно актуальной.

Степень научной разработанности темы можно охарактеризовать как недостаточную. В современной литературе, институт брака представлен лишь в общих чертах, многие вопросы, требующие научного осмысления, остаются неразрешенными. По большинству вопросов нет единства взглядов. Так, даже проблема понятия и правовой природы брака в работах разных авторов представлена по-разному.

Очень мало внимания уделено истории становления и развития брака в России, особенно в дореволюционный период. Отсутствуют исследования о перспективах брака в современной России.

Вместе с тем, следует отметить, что основные вопросы, связанные с правовой природой брака, раскрываются в работах следующих авторов: В.С. Рудницкий, Ю. Ареевой, М. Пчелинцевой и другими.

В процессе исследования были проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие правовую природу брака. Среди них можно отметить Конституцию Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», материалы Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и другие источники.

Актуальность темы и ее теоретическая разработанность дают основания выделить объект и определить предмет исследования.

Объектом исследования выступают семейно-брачные отношения.

Предметом исследования является проблема правовой природы брака в России.

Цель исследования заключается в комплексном исследовании правовой природы брака.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:

- охарактеризовать становление и развитие брака в России и зарубежных странах;

- дать характеристику правовой природы брака;

-отразить правовые аспекты заключения, изменения и прекращения брака в России;

- выявить правовые проблемы заключения брака в Российском праве.

Методология исследования. При написании работы использовались методы: исторический, формально-юридический, логический, системного анализа и социологический.

Использование указанных методов решения задач дают основания соискателю получить следующие результаты, дающие теоретическое и практическое значение:

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что правовая природа брака впервые представлена в виде единого комплекса, в который входит история брака, современный правовой анализ брака и анализ правовых проблем брака.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут использоваться на практике.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.



1. История становления и развития института брака


1.1 Становление и развитие брака в России и зарубежных странах


Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византии, когда в конце IX столетия (около 893 г.) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе как посредством церковного венчания [20.С. 11-13]. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы, предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространено и на низшие слои общества — рабов и крепостных.

Рассматривая зарождение института брака, можно увидеть, что возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак - соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность[25.С. 25-27]. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:

1) жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины;

2) матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство);

3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев;

4) гетеры – образованные и одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»)

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Ф. Энгельс в своей работе четко охарактеризовал такую ситуацию «ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения»[36.С. 87-88].

С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов[33.С. 33-34].

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко»[45.С. 17].


Случайные файлы

Файл
53999.doc
78992.rtf
LIBERALI.DOC
112426.rtf
178836.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.